Назад в библиотеку

Развитие рынка образовательных услуг в Украине

Авторы: Тверская А. С., Швец И. Б.
Источник: Матеріали міжнарожної науково‑теоретичної конфененції молодих учених і студентів «Актуальні проблеми економічного та соціального розвитку виробничої сфери». – В 2‑х томах. – Т. 1. – Донецьк: ДВНЗ «Донецький національний технічний університет», 2012. – С. 38–40.

Аннотация

Тверская А. С., Швец И. Б. Развитие рынка образовательных услуг в Украине

В статье проанализированы показатели рынка образовательных услуг в Украине. Рассмотрены существующие причины, связанные с проблемой развития системы высшего образования.

С обретением Украиной статуса независимости произошли преобразования во всех сферах общественной жизни государства. Человеческий потенциал является одним из основных критериев, определяющих уровень развития страны, который определяется уровнем и качеством образования. Именно эта сфера на современном этапе обеспечивает устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе, а, следовательно, и конкурентоспособность страны на международном уровне. Сейчас конкурентоспособность экономики страны определяется не объемом природных и производственных ресурсов, а прежде всего интеллектуальным потенциалом и способностью генерировать новые знания. Поэтому для Украины крайне актуальной является проблема дальнейшего развития системы высшего образования.

За прошедшие 20 лет в нашей стране быстро увеличилось количество университетов и институтов. На момент распада Советского Союза в Украине функционировало 149 высших учебных заведений и 742 техникума и училища. В них обучалось в общем 1638,3 тыс. студентов. Сравнивая данную ситуацию с показателями 2010 года, можно отметить снижение количества учебных заведений I–II уровня аккредитации на 11,4 %. В настоящее время учебные заведения выпускают на 117,7 тыс. специалистов меньше, чем 20 лет назад. Что же касается высших учебных заведений III–IV уровня аккредитации, то их количество наоборот возросло на 134,2 %. Это позволило выпустить в 2010 году на 406,8 тыс. дипломированных специалистов больше, чем в 1990 году (табл. 1). Следует отметить, что в Украине функционирует явно большое количество высших учебных заведений – 349 учреждений на 46 млн. населения [1].

Таблица 1. Показатели развития системы высшего образования Украины за 1990–2010 гг.

Таблиця 1. Підготовка кадрів за місцем навчання

Подавляющее большинство людей полагают, что в настоящее время важно иметь высшее образование. Столь высокий престиж высшего образования обусловлен, прежде всего, тем, что большинство украинцев видят в нем важнейший ресурс, который повышает конкурентоспособность гражданина на рынке труда, открывает доступ к престижной и высокооплачиваемой работе [2]. Также, на эту ситуацию оказывает влияние рост числа частных высших учебных заведений, что крайне негативно сказывается на качестве образования студентов. За годы независимости оно очень сильно ухудшилось. Всего несколько высших учебных заведений в Украине все еще дают достойное высшее образование. Из‑за низкой заработной платы многие высококвалифицированные преподаватели (прежде всего профессора) ушли из сферы образования в бизнес либо просто эмигрировали [1]. В связи с чем, большинство молодых специалистов просто не востребованы на рынке труда, их дипломы не котируются на фоне дипломов высших учебных заведений, которые являются лидерами рейтингов. На рынке труда наблюдается переизбыток юристов и экономистов, нехватка токарей и электросварщиков. Последние из перечисленных профессий, по мнению многих студентов, являются непрестижными и малооплачиваемыми, хотя топ-списки безработных возглавляют юристы, экономисты, специалисты государственной службы, менеджеры. Следовательно, сложившаяся ситуация естественным образом тормозит модернизацию экономики [3].

Согласно статистическим данным, в стране увеличились показатели количества аспирантов на 159,1 % и докторантов на 200 %, по сравнению с пост‑советским временем. Этому способствует доступность получения данного образования, развитие науки и техники, увеличение источников информации, внедрение электронно‑вычислительной техники. Научные звания повышают интеллектуальный уровень специалистов, их роль в обществе и размер заработной платы. Образование в Украине можно и нужно сделать рентабельным, высокоэффективным и конкурентоспособным, что является одной из главных задач государства, требованием современного этапа развития, как всего украинского общества, так и отдельно взятого его гражданина [3].

Список использованной литературы

1. ТОП‑10 стереотипов про высшее образование [Электроный ресурс]. – Режим доступа: http://donbass.ua/news.
2. Как изменилось образование Украины за 20 лет независимости[Электроный ресурс]. – Режим доступа: http://delo.ua/ukraine.
3. Вузов много: украинским студентам есть с чего выбрать[Электроный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.osvita.ua/vnz/high_school.