ДонНТУ   Портал магистров  ТТБС  ГГФ

Покер как интеллектуальная игра

В 2010 г. на ежегодном конгрессе Международной ассоциации интеллектуальных игр было принято решение о признании покера «интеллектуальной игрой», наравне с шахматами и бриджем. Отныне покер являться частью World Mind Sport Games, которые будут проводиться в Великобритании, параллельно с Лондонской Олимпиадой 2012 года.

Последние годы все больше и больше стран признают покер видом спорта, создаются федерации спортивного покера и Украина не исключение. Так чем же интересна эта игр? В чем её особенности и благодаря чему она пользуется такой популярностью?

Покер

Покер (англ. poker) — карточная игра, цель которой — выиграть ставки, собрав как можно более высокую покерную комбинацию, используя 4 (старый классический вариант), или 5 карт, или вынудив всех соперников прекратить участвовать в игре. Игра идёт с полностью или частично закрытыми картами. Конкретные правила могут варьироваться в зависимости от разновидности покера. Обобщающими элементами всех разновидностей покера являются комбинации и наличие торговли в процессе игры.

Ввиду того, что игрок не знает карты своих противников, покер является игрой с неполной информацией, как и многие другие карточные игры, в отличие от, например, шахмат, в которых оба игрока видят положение всех фигур на доске. [1]

История игры покер

Покер, игра, в которую играют во всем мире. Первые упоминания об игре, похожей на покер, относятся к 16 веку. В том, раннем, покере на руки сдавали по три карты и игрли в него в Испании, в Италии и во Франции. Игра была на ставки, и существовало три вида комбинаций: три одинаковые карты, пары, три карты одной масти.

В 18 веке появившееся к тому времени блеф объединился с объявлением ставок и сдачей на руки не трех, а уже пяти карт. К Испании, Италии, Франции, присоединились еще ряд стран: Германия, Англия. Блеф, или объявление высокой ставки при наличии на руках плохих карт, являлось важным элементом игры того времени.

В играх Брег, Похен и Пок (так в разных странах того времени назывался Покер) был всего один раунд объявления ставок. Сразу же после объявления ставок, происходило открытие карт, показ всеми игроками имеющихся на руках карт для выявления победителя. Старшинство рук определялось следующей последовательностью: четыре одинаковые (high); полный дом (full house); три одинаковые; две пары; одна пара и отсутствие пары (high card).

Игру покер завезли в Америку французские колонисты, заселившие сначала территорию Луизианы, расселившиеся затем вверх по реке Миссури и по всей стране. Покер в современном варианте впервые упоминается в 20х годах 19 век, в мемуарах путешествовавшего по Америке английского актера Джо Кауэла. В 1834 году в покер стали играть колодой из 52 карт.

Одно время покер являлся национальной карточной игрой США. Он и сейчас является самой распространенной игрой в США среди карточных игр. Возврат покера из Штатов в Европу начался после того, как посол США в Великобритании полковник Джекоб Шенк в 1870 году представил эту игру при дворе королевы Виктории. Фактически Шенк составил кодекс правил для королевы, которая выразила свой интерес к этой игре. Однако в те годы игра не разошлась по всей Европе. Она распространилась там только во время первой мировой войны солдатами американского экспедиционного корпуса.

Правила игры

В покер играют разными колодами — по 32, 36 или 54 карты, но чаще всего используется стандартная колода из 52 листов с равнозначными мастями. Играет несколько участников (2 и более, обычно до 10 за одним столом). Значения карт располагаются по нисходящей от туза и далее (король, дама, валет, 10…2). Туз может рассматриваться и как младшая карта для образования последовательности (стрит) до 5 включительно, и как старшая (в комбинации с король — дама — валет — 10). Игра состоит из нескольких фаз (в зависимости от разновидности покера), то есть раундов торговли (улиц). Каждая из них начинается с раздачи новых карт. После раздачи карт каждый игрок имеет возможность сделать ставку или выйти из игры. Победителем считается тот, чья комбинация из пяти карт окажется лучшей, или тот, кто сможет вытеснить из игры других игроков с помощью ставок или блеф–ставок и останется один до вскрытия карт.

Покерные комбинации [3]

В техасском холдеме существует 10 комбинаций. Узнайте о них подробнее. Дополнительные сведения о других играх, включая омаху и разз, можно найти здесь.

Флеш–рояль
Стрит–флеш
Каре
Фул–хаус
Флеш
Флеш–рояль
Самая известная и самая сильная комбинация в покере. Она состоит из туза, короля, дамы, валета и десятки одной масти.
Стрит–флеш
Пять карт одной масти подряд. Если несколько игроков собрали стрит–флеш, выигрывает игрок со старшей картой.
Каре
Четыре карты одного достоинства и одна дополнительная карта или "кикер". При нескольких каре банк выигрывает каре из самых старших карт.
Фул–хаус
Три карты одного достоинства и две другие карты одного достоинства. При нескольких фул–хаусах банк выигрывает комбинация со старшими картами в тройке.
Флеш
Пять карт одной масти (непоследовательные). Если несколько игроков собрали флеш, выигрывает игрок со старшей картой.
Стрит
Трипс
Две пары
Пара
Старшая карта
Стрит
Пять карт последовательно по старшинству. Если несколько игроков собрали стрит, выигрывает игрок со старшей картой.
Трипс
Три карты одного достоинства и две дополнительные карты. При нескольких трипсах банк выигрывает трипс из самых старших карт.
Две пары
Две карты одного достоинства, две карты другого достоинства и одна дополнительная карта. Если несколько игроков собрали по две пары, банк выигрывает комбинация со старшей парой.
Пара
Две карты одного достоинства. Если несколько игроков собрали по паре, банк выигрывает комбинация со старшей парой.
Старшая карта
Любая комбинация, не относящаяся к вышеперечисленным категориям. Выигрывает старшая карта, а при необходимости сравниваются вторая по старшинству карта, третья, четвертая или пятая.

Покерные термины [2]

Действия во время розыгрыша руки


BET

Бет. Ставка. Когда игрок двигает часть своих фишек в банк, он делает ставку.

CALL

Колл — один из возможных вариантов ответа на ставку противника. Противник делает колл.

RAISE

Повышение. Когда игрок повышает предыдущую ставку, он рейзит.

RE–RAISE

Ререйз. Повторное повышение. Когда игрок повышает после того, как один противник уже сделал рейз, он делает ререйз.

FOLD

Фолд. Сброс. Когда игрок сбрасывает карты, то есть покидает игру, он делает фолд.

CHECK

Чек. Когда игрок передает ход следующему игроку без совершения ставки, он делает чек.

3–BET

Когда первый игрок делает ставку, другой игрок повышает, а после них еще один игрок еще раз повышает ставку, такое действие называется 3–Bet. Схема выглядит так: Bet –> Рейз –> 3–Bet

CAP

В лимитированном покере последнее возможное повышение, которое может быть сделано в одном раунде торговли, называют Cap. Обычно в одном раунде торговли может быть сделано не более 4 повышений.Схема выглядит так: Bet –> Raise –> 3–Bet –> Cap.

То есть когда один игрок делает Cap, он совершает последнее возможное повышение в текущем раунде торговли, и после него уже ни один игрок не может еще раз повысить ставку.

CHECK BEHIND

Когда игрок перед вами играет чек, передавая право хода вам, и вы после него тоже чекаете, тогда вы делаете Check Behind, ответный чек.

Готовые руки

Это такие руки как пара или трипс, которые могут выиграть уже сейчас. Они не обязательно должны улучшиться, иногда у них нет почти никаких возможностей для улучшения — или очень маленькие.


SET

Сет. Особый вид трипса, составленный из двух стартовых карт, которые у вас есть в руке с самого начала, карманной пары, и одной общей карты.

TOP TWO PAIR

Две топ пары. Две пары, одна из которых составлена из одной вашей стартовой карты и высшей общей карты стола, а вторая образована второй вашей стартовой картой и второй по величине картой стола.

BOTTOM TWO PAIR

Две нижних пары. Две пары, одна из которых составлена из одной вашей стартовой карты и низшей общей карты стола, а вторая образована второй вашей стартовой картой и второй по величине картой стола.

OVERPAIR

Оверпара. Старшую пару называют оверпарой. Это карманная пара, то есть та, которая у вас есть с самого начала в руке, и составлена из карт, которые старше любой из первых трех общих карт стола.

TOP PAIR

Топ–пара. Это пара, составленная, из одной из ваших карт и высшей общей карты стола.

MIDDLE PAIR

Средняя пара. Это пара, составленная, из одной из ваших карт и средней по старшинству общей карты стола.

BOTTOM PAIR

Нижняя пара. Это пара, составленная, из одной из ваших карт и младшей по старшинству общей карты стола.

Неготовые руки

Это категория рук, которая должна сначала улучшиться до сильной руки, чтобы вы могли выиграть с ней эту раздачу.


FLUSH DRAW

Флеш–дро. Четыре карты одной масти дают нам флеш–дро, которому, чтобы стать флешем, не хватает одной карты той же масти.

OESD

Двустороннее стрейт–дро. Состоит из четырех последовательно расположенных карт, которым не хватает пятой карты с верхнего или нижнего конца, чтобы стать полной комбинацией, стрейтом.

GUTSHOT

Гатшот. Другой вариант стрейт–дро, состоящий также из четырех карт, которому для полного стрейта не хватает одной внутренней карты.

OVERCARDS

Оверкарты. Так называются карты, находящиеся в руке у игрока, которые старше, чем любая общая карта стола.

BACKDOOR DRAW

Бэкдорное дро (раннер–раннер дро) — это неготовая рука, которой необходимо ещё две, а не одна карта, на терне и на ривере, чтобы превратиться в готовую комбинацию.

Эта бэкдорная рука–дро должна сначала превратиться в руку–дро на терне, чтобы иметь шансы стать готовой рукой.

Другие определения

Здесь представлены некоторые другие определения, которые нельзя отнести к двум вышеописанным разделам.


POCKET PAIR

Карманная пара. Случай, когда у вас в руке готовая пара, то есть две карты одного достоинства. К примеру, когда у вас на руках два короля, их называют «карманными королями».

UNRAISED POT

Неповышенный банк. Если перед флопом никто не повысил, то говорят, что следующий раунд торговли играется в неповышенном поте. Вы, вероятно, уже заметили, что игра ведется по–другому, если кто–то из игроков сделал повышение на префлопе.

RAISED POT

Повышенный банк. Ситуация обратная случаю с неповышенным потом, означает, что на префлопе было повышение.

PREFLOP

Префлоп. Раунд торговли перед раздачей флопа, первых трех общих карт стола, называется префлоп.

POSTFLOP

Постфлоп. Раунды торговли после раздачи флопа. Они называются постфлоп, так как происходят после раздачи карт флопа.

UNIMPROVED

Неулучшенная рука. Говорят, к примеру:«На терне я сбросил мою неулучшенную руку», когда предполагают, что на терне рука, которую мы имеем, проигрывает руке соперника и не имеет никаких шансов быть улучшенной.

FLOP

Флоп. Второй раунд торговли в видах покера с общими картами: Омахе и Техасском Холдеме. В этом раунде на столе кладутся три общие карты, используя которые игроки могут составлять покерные комбинации. Флоп является ключевым моментом розыгрыша, поскольку становится ясен потенциал карманных карт игроков и их шансы на победу.

TURN

Терн. Третий раунд торговли в видах покера с общими картами. На терне открывается четвертая общая карта, в дополнение к трем, ранее открытым на флопе.

RIVER

Ривер. Заключительный раунд торговли

Торговля

В большинстве вариантов покера каждая раздача имеет несколько кругов торговли.

При этом надо сказать, что не всегда при игре в покер выигрывает лучшая рука, так как с хорошо продуманной игрой и с блефом можно выигрывать c худшими картами, чем у соперника.

В покере существует правило, по которому игрок участвует в игре только теми деньгами, которые он положил на стол — стек (англ. stack). Пополнять стек можно только между играми. Забирать из стека нельзя без ухода из–за стола. В случае если у игрока кончились деньги в процессе торговли, он продолжает участвовать в игре, но не участвует в дальнейшей торговле и на столе образуется дополнительный или побочный банк (или банки) (англ. side pots), которые могут выиграть только оставшиеся соперники.

Часто существует несколько разновидностей одной и той же игры, различие между которыми заключается в размерах ставки, которые могут делать игроки:

Стратегия игры

В клубном покере, как и в любой другой игре, не имеющей конечного количества состояний, не существует чистой оптимальной стратегии игры. Это объясняется большой степенью неопределённости — игроки не знают карт друг друга. Им доступна лишь ограниченная информация — собственные карты, общие карты, а также ход торговли. Чтобы запутать оппонентов и получить преимущество, игроки используют целый ряд стратегических приёмов, таких как блеф (или полу–блеф, суть которых заключается в том, чтобы отвести внимание игрока от реального положения дел в раскладе игры), получение бесплатной карты, чек–рейз, стил (воровство блайндов). В условиях неопределённости для принятия оптимального решения в покере широко используется вероятностный подход с определением математического ожидания возможных действий. Во время игры обычно используется подсчётшансов банка и сравнение его с шансами на улучшение для принятия решения о продолжении игры.

Существует так называемая «фундаментальная теорема покера», авторами которой являются Дэвид Склански (David Sklansky) и Мейсон Малмут (Mason Malmuth): «Всякий раз, когда вы разыгрываете комбинацию отлично от того, как вы бы играли, если бы видели карты всех ваших противников, они выигрывают; и всякий раз, когда вы разыгрываете комбинацию так, как поступили бы, видя все их карты, они проигрывают. И наоборот: всякий раз, когда оппоненты разыгрывают свои комбинации отлично от того, как они бы это сделали, видя все ваши карты, вы выигрываете; и всякий раз, когда они разыгрывают руки таким же образом, как если бы видели все ваши карты, вы проигрываете». Данная теорема напрямую вряд ли применима во время игры, однако она подчёркивает важность двух вещей: качественной оценки карт противника, оптимального принятия решений с учетом этой оценки. Но самый большой вклад в обучение покерным стратегиям внесли Дэн Харрингтон, который также известен в своих кругах, как «Заводной Дэн» и Дойл Брансон. Дэн Харрингтон в отличие от других учителей покера рассматривал не только теорию, а и множество живых примеров, взятых из личного опыта, а знаменитой работой Дойла Брансона является «Супер Система».

Банкролл

Банкролл (англ. Bankroll) — это сумма денег на счету игрока, которую он использует для игры в покер на деньги. Банкролл принято измерять в больших блайндах играемого лимита или в бай–инах. Управление банкроллом – важная часть игры в покер на деньги.

Основное правило управления банкроллом — наличие на счету игрока суммы, позволяющей безопасно играть на выбранных лимитах. Выделяют консервативный метод управления банкроллом — его величина составляет 5000–6000 больших блайндов или 50–60 бай–инов для ринговых игр по стратегии больших стеков и 200 бай–инов для турниров, классический – 3000–4000 больших блайндов для ринговых игр и 100–150 для турниров, агрессивный — 2000 больших блайндов или 20 бай–инов для ринговых игр и 50 бай–инов для турниров. Способ управления банкроллом подбирается в зависимости от стиля игры и психологических особенностей игрока и так же цели игры (для игры на постоянной основе профессионалу требуется более консервативный метод банкролл–менеджмента). При снижении суммы денег на счету игрока необходимо снизить лимиты, на которых ведется игра в покер.



Красота покера заключается в том, что на поверхности это игра чрезвычайно простая, а на самом деле это глубокая, богатая и предельно тонкая игра. Основные правила настолько просты, что любой может обучиться покеру за несколько минут, и новички могут даже подумать, что они уже достаточно освоились через несколько часов игры. С точки зрения профессионала кажущаяся простота, заставляющая столь многих думать, что у них уже достаточно хороший уровень, является выгодной стороной этой эстетной игры. Любителям бильярда не требуется много времени для осознания того, что их класс не соответствует уровню окружения, а проигравшие в покер снова и снова возвращаются к карточному столу, теряя деньги и относя свои потери на счёт невезения, а не плохого качества игры.

Верно, что иногда и гению может не повезти. Однако для хорошего игрока гораздо более естественно, чем для среднего или слабого игрока, пострадать от таких несчастливых раздач, как их иногда называют.

«Я видел хороших игроков, жалующихся, что их всё время перетягивают, но если они желают улучшить качество своей игры и эмоциональное состояние за столом, они должны понимать, что это мираж. Если вы классный игрок, партнёрам суждено перетягивать вас гораздо чаще, чем вы их, потому что у них комбинация должна быть хуже вашей гораздо больше раз, чем у вас против них. Нет варианта наменять комбинацию лучше кого–то, если вы не рискуете поставить все деньги на худшей руке». [4]

Bobby Baldwin — самый юный чемпион основного турнира World Series of Poker.


Как намекает Болдуин, мастера не рассчитывают на везение. Они воюют с удачей, используя всё своё мастерство, чтобы свести элемент везения к минимуму. Полагая, что применяют лучшую (бестовую) тактику, они оставляют вариант вытянуть счастливую карту более слабым противникам. Используя бестовую тактику, они и выигрывают чаще, чем проигрывают. На длинной дистанции всем достаётся одинаковая доля хороших и плохих карт, выигрышных и проигрышных комбинаций. Начинающие игроки в покер полагаются на сильные комбинации и счастливый приход. Профессионалы же используют свой опыт для минимизации потерь на слабых руках и максимизации прибыли на сильных комбинациях. Они также лучше других способны оценить, когда сильная рука не является лучшей за столом и когда слабая рука оказывается выигрышной. Прежде всего вы должны помнить, что покер — это не только фарт. Главное — это опыт и мастерство.

Рекомендуемые источники

  1. Все о покере [электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org
  2. Руководство по покерным стратегиям — материалы по техасскому холдему [электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.pokerstrategy.com
  3. Разновидности и правила покера [электронный ресурс]. — Режим доступа: pokerstars.net
  4. Дэвид Склански — Теория покера