ОПИ   ГФ   ДонНТУ   Портал магистров

Безопасность превыше всего

Автомобиль – источник повышенной опасности? Возможно, уже нынешнему поколению автолюбителей это утверждение станет казаться устаревшим. По крайней мере, марка Volvo позволяет строить такие прогнозы. На протяжении всей своей истории шведская компания, недавно отметившая 87-летний юбилей [1], последовательно, шаг за шагом, делала и делает все возможное, чтобы максимально обезопасить водителей, пассажиров и даже пешеходов.

Разумеется, другие автопроизводители тоже ищут пути повышения безопасности. Но исторически сложилось, что во главе этих поисков, задавая им тон и вектор, зачастую оказывались именно шведы. Так повелось с самого начала, когда в 1924 году создатели Volvo бизнесмен Ассар Габриэльссон и инженер Густав Ларсон, встретившись за дружеским обедом, впервые обсудили планы по выпуску шведского автомобиля. Не исключено, что в тот день оформилась и, скажем так, сверхидея будущей марки. Позже отцы-основатели выразили ее в чеканной формулировке: Автомобилями управляют люди, поэтому главный принцип, который лежит и всегда будет лежать в основе всего, что мы делаем под маркой «Volvo», – это безопасность.

И это были не просто слова. Практически каждая новая модель что-то добавляла в фирменную копилку средств безопасности. Первый автомобиль VolvoV4 был выпущен в апреле 1927-го. А уже через год свет увидел Volvo Special с бамперами в серийном оснащении. В первой трети ХХ века столь элементарное защитное приспособление далеко не всегда входило в список стандартного оборудования машин. Кстати, владелец Special мог еще больше обезопасить себя, заказав за дополнительные 200 шведских крон тормоза на передние колеса.

Или перенесемся в 1944 год, когда публике был представлен народный автомобиль Volvo PV444 – сочетание американского стиля, европейских габаритов и доступной цены. Но нам сейчас интереснее другое: эта бюджетная модель выпускалась с ламинированным лобовым стеклом. При ударе оно не разлеталось осколками, и риск получить порезы для водителя и пассажира многократно снижался. На то время это была новаторская технология.

Таблица 1 - Основные характеристики современных углепроводов

В 2011 году Страховой институт дорожной безопасности США присудил награду 2012 Top Safety Pick сразу пяти моделям VolvoC30, S60, S80, XC60 и XC90. Такой вот триумф автомобильной безопасности. Ну и конечно, рассказ о Volvo не может обойтись без упоминания ремней безопасности.

Volvo

Нильс Болин – так звали инженера Volvo, который в конце 50-х изобрел трехточечный ремень безопасности, надежно удерживающий человека в кресле при резких торможениях и столкновениях [2]. Впервые в мире трехточечные ремни как стандартное оснащение появились в 1959 году на передних сиденьях легендарного Amazon и новой на то время модели PV544. Это была, без преувеличения, революция в деле защиты автомобилистов от травм при авариях. И для блага всех автомобилистов Земли компания Volvo разрешила другим производителям использовать свое know how.

У ремней было немало противников, утверждающих, что они душат и мешают водить автомобиль. Однако статистика свидетельствует: с 60-х годов прошлого века миллионы водителей и пассажиров остались живы и более-менее здоровы после ДТП именно благодаря ремням безопасности.

Не ремнями едиными спасаются пассажиры при аварии. Специалисты шведской компании немало внимания уделяли и другим средствам безопасности. Скажем, надувные подушки в автомобилях Volvo впервые появились в 1987 году как защитное приспособление для водителя. Затем прибавилась пассажирская airbag. Несколько лет спустя шведы удивили таким новшеством, как боковые подушки. Прошло еще немного времени, и появились надувные шторки, предохраняющие при боковых ударах.

Volvo

Впрочем, при неправильной посадке водителя и пассажира сработавшая подушка тоже способна нанести весьма чувствительный удар по физиономии. В то же время ей не всегда требуется выстреливать во всем объеме – необходимый уровень наполненности зависит и от силы столкновения, и от комплекции сидящего в кресле. И в 2000 году специалисты Volvo предложили двухпороговую фронтальную airbag, которая, если нет необходимости, надувается лишь частично. Такая подушка автомобилиста не нокаутирует.

Понятно, что на этом шведы не унялись: в 2004-м надувным занавесом снабдили кабриолеты, а в 2007-м изобрели встроенную подушку с регулировкой двух уровней для детей.

Volvo

Вообще о детях в Volvo всегда проявляли особую заботу. Причем начиная с того этапа, когда малыши еще только готовятся появиться на свет. Знаете, кто в 2002 году впервые в мире для краш-тестов разработал манекен, изображающий беременную женщину? Вольвовцы, конечно. Манекены детей разного роста и веса в их исследованиях, само собой, тоже используются, чтобы максимально обезопасить настоящих маленьких пассажиров при реальных дорожных происшествиях.

И началось это далеко не вчера. Прототип первого детского сиденья, устанавливаемого против направления движения, шведы представили еще в 1964 году. Почему против? Такое решение разработчик детских кресел профессор Бертиль Альдман подсмотрел у американских астронавтов: в этом положении легче выдерживать перегрузки при старте космического аппарата. При ДТП – тоже. А в 2000 году появилась система ISOFIX для крепления детских сидений.

Кстати, о том, чтобы непоседливый ребенок случайно не вывалился из автомобиля, в Volvo побеспокоились особо. В 2012 году исполнилось ровно 40 лет еще одному их изобретению – это дверные замки, которые дети не могут открыть изнутри.

Весной 2000 года его величество король Швеции Карл XVI Густав почтил своим присутствием важную церемонию – торжественное открытие Центра по безопасности Volvo Cars. Его лаборатория по сей день остается одним из лидеров по проведению краш-тестов. Здесь реконструируются реальные автокатастрофы и моделируются с помощью компьютера возможные аварийные ситуации. Каждая новая модель марки тысячи раз подвергается виртуальным, а затем и настоящим краш-тестам.

Как и почему происходят ДТП, шведские исследователи знают лучше, чем кто-либо другой. Группа по изучению аварий в компании существует с 1970 года и с тех пор успела собрать всестороннюю информацию о более чем 40.000 дорожных происшествий с участием автомобилей Volvo. Этот богатейший материал используется для создания новых систем безопасности, способных предугадать угрозу и не допустить столкновения или облегчить его последствия.

Такими, в частности, стали система предупреждения столкновения с функцией автоматического торможения и еще более продвинутая – с функцией полного торможения и обнаружения пешеходов. Первая, заметив, что вы рискуете врезаться в другую машину, подает визуальный и звуковой сигнал, а заодно начинает прижимать тормозные колодки к дискам. Если водитель не реагирует и аварии не избежать, система автоматически тормозит автомобиль, чтобы он и его пассажиры не слишком пострадали в ДТП. Вторая действует аналогично и на скорости до 25 км/ч помогает избежать наезда на человека или, по крайней мере, максимально замедлить машину. Таким образом силу удара можно снизить примерно на 75%.

Наконец, в 2008 году появилась лазерная система City Safety, которая сначала активировалась на скорости до 30, а теперь – до 50 км/ч. Она отслеживает дорожную обстановку и, заметив угрозу аварии, без участия водителя задействует тормоза и сбрасывает газ. В том числе система видит пешеходов, внезапно появившихся перед автомобилем, и опять-таки сразу тормозит. Скептики могут вспомнить досадный случай, когда на тестах эта функция не сработала и манекен был сбит. Однако с тех пор City Safety значительно усовершенствовалась и осечек не дает. Не зря другие производители теперь тоже стремятся научить свои автомобили подобным действиям.

Volvo

Кстати, а можно ли как-то облегчить участь рассеянного человека, если он, неожиданно выбежав перед машиной, все же налетел на нее? Оказывается, можно. Одна из самых свежих разработок Volvo – представленная в 2012 году airbag для пешехода. Дело в том, что при фронтальном ударе он чаще всего таранит лобовое стекло. Чтобы смягчить такой удар, из-под капота у кромки стекла мгновенно раскрывается подушка безопасности. Лучше, конечно, с машинами вообще не сталкиваться, но такая мера дает хоть какую-то вероятность благополучного исхода.

Также, недавно была представлена фирменная система On Call, которая, по идее, снижает риск угона и помогает водителю в случае всяческих чрезвычайных происшествий. Эта интеллектуальная система автоматически включается, если срабатывают подушки безопасности, и передает сигнал на пульт службы безопасности, заодно сообщая координаты автомобиля по показаниям навигатора. Оператор пробует дозвониться до водителя, а если тот не отвечает, к месту происшествия выезжают спасатели.

Volvo

И это далеко не все возможности Оn Call. При необходимости она с точностью до метра и секунды позволяет фиксировать перемещения автомобиля, в котором установлена. Кроме того, система служит своему владельцу ассистентом и секретарем. С ее помощью можно, например, не выходя из дома дать команду на запуск топливного обогревателя или проверить уровень масла, отследить пробки на вашем маршруте, заказать во время поездки билеты в театр, столик в ресторане.

Чувствуете, к чему клонится дело? Автомобили Volvo уже способны во многих ситуациях самостоятельно принимать верные решения и помогать людям. Что будет дальше? А дальше шведская компания намерена разрабатывать и внедрять все новые и новые системы безопасности. Глобальная цель – добиться нулевой статистики жертв ДТП как среди водителей и пассажиров, так и среди пешеходов. Это не фантастика и не дело далекого будущего. В Volvo совершенно серьезно планируют уже к 2020 году выпускать машины, которые научатся избегать мелких аварий, а при тяжелых ДТП постараются свести риск для людей к минимуму. А шведы свои планы выполнять умеют[3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Volvo – Википедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/...;
2. Безопасность Volvo [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.volvoclub.ru/...;
3. Главный принцип “Volvo” – 85 шагов к безопасности [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klaxon.ru/....