Трагедия в Днепропетровске.

Разъяснения специалиста

 

     Работаю в газовом хозяйстве с 1984 года, поэтому могу дать фаховый (избегаю слова «проФФесиональный») комментарий по технической стороне вопроса. Постараюсь сделать это кратко, но исчерпывающе.

     Хочу затронуть четыре аспекта.

1. Как оно устроено и что предусмотрено, чтобы такая авария не произошла.

2. Что нужно было сделать, чтобы такая авария случилась.

3. Роль газового хозяйства.

4. Роль государственного надзора.

     1. Как оно устроено и как должно работать.

     Итак, газопроводы бывают магистральные и другие. Магистральные — это типа «Уренгой-Помары-Ужгород». Давление в них до 64 кг/см. В города они не заходят. О них речь не идет. Давайте этот термин не употреблять.

     Газопроводы, которые заходят в квартиры, называются газопроводами низкого давления. Давление в них должно быть 120 мм.вод.ст (0,012 кг/см), но фактически из-за изменения расхода может колебаться от 70 до 300 мм.вод.ст, что не приводит к серьёзным неполадкам и вообще малозаметно невооруженным глазом.

     Для поддержания давления на необходимом уровне и обеспечения бесперебойного газоснабжения газопроводы низкого давления разных улиц, микрорайонов и жилых массив объединяют между собой. В идеале единая сеть низкого давления охватывает весь город, в реальной жизни объединяет — как минимум микрорайоны.

     Для питания сетей низкого давления строится менее разветвленная сеть газопроводов среднего (до 3 кг/см) или высокого( до 6 (12) кг/см) давления.

     Газопроводы, расположенные в городах, не являются частью газотранспортной системы и находятся на балансе газовых хозяйств, которые в настоящий момент являются ОАО — открытыми акционерными обществами.

     Газ в газопроводы низкого давления (НД) поступает из газопроводов среднего или высокого через ГРП - газорегуляторные пункты. Их много, они устанавливаются в разных точках сети низкого давления для обеспечения более-менее равномерной подачи газа. ГРП оборудуются либо двумя линиями снижения давления, либо одной, с обводной линией для непродолжительной подачи газа вручную при ремонте оборудования.

     Каждая линия снижения давления состоит из фильтра, автоматического регулятора давления (никакой электроники, чистая механика) и двух предохранительных устройств — отключающего и сбрасывающего. Настройка отключающего (предохранительно-запорного) клапана производится таким образом, чтобы в случае опасного повышения давления на выходе произошло отключение газопровода НД от газопровода СД. Если после отключения (отсечки) клапана давление все равно продолжает расти, срабатывает сбросной клапан и тупо стравливает избыток давления через 4-метровую трубу в атмосферу. Пропускная способность клапана обеспечивает полный сброс излишних, аварийных объемов газа, не допуская повышения давления в сети. Настройки порогов срабатывания не «фонарные», а жестко регламентированные. Например, если регулятор настроен на 200 мм.вод.ст., то отсечка должна произойти при 230, а сброс газа — при 250 мм.вод.ст.

     Нормами регламентированы не только величины порогов срабатывания, но и сроки обслуживания.

     Раз в 4 дня в ГРП должны заглянуть, убедиться, что он работает, не отсечен, что нет сброса и утечек; проверить давление на входе и выходе и, если необходимо, подкорректировать выходное давление.

     Раз в два месяца проводится регулировка оборудования и проверка порогов срабатывания предохранительных устройств.

     Кроме того, раз в 6 месяцев должно проводиться техобслуживание, а раз в год — плановый ремонт.

     Каждый вид обслуживания: от обхода до ремонта, сопровождается либо с записью в журнале, либо составлением акта. То есть данные об исполнителях фиксируются.

     Для исключения влияния заводского брака, монтажных ошибок и прочих неприятностей, перед пуском ГРП в эксплуатацию проводится его испытание, ревизия и наладка с составлением соответствующего Акта, в котором отражается состояние работоспособности оборудования, параметры наладки регулятора и порогов срабатывания автоматики.

     Так должно быть. Выполнение этих требований обеспечивает безопасность. И нужно очень постараться, чтобы случилась беда.

 

     2. Что нужно было сделать, чтобы произошла авария такого типа.

     То, что произошло в Днепропетровске — не что иное, как попадание газа среднего давления (до 3 кг/мс) в газопроводы низкого, где давление никогда не должно превышать 0,05 кг/см2. Такая шестидесятикратная перегрузка бывает в двух случаях: при ошибочной врезке газопровода среднего давления в газопровод низкого (не наоборот), либо при выходе из строя регулятора ГРП.

     Вариант № 1 маловероятен, хотя, например, в Овидиополе несколько дней назад такое случилось. Пришлось отключить от газа весь город, но зато ничего не взорвалось.

     Однако маловероятно, чтобы такая сложная и ответственная работа, как подключение газопровода среднего давления, выполнялась в выходной день. Остаётся одно: неисправность ГРП. Но для того, чтобы неисправность ГРП привела к таким последствиям, нужно еще наличие содействующих факторов.

     Если регулятор одного из ГРП «сошел с ума» и гонит в низкие сети давление 2-3 кг/см, приставленный к нему отсекатель мгновенно должен отключить газ. Если он неисправен, должен сработать сбросной клапан и сбросить лишний газ, спасая людей и принося прямой убыток газовому хозяйству. Ничего такого не произошло. Значит, защитные устройства были либо неисправны, либо отключены.

     Но и тут катастрофа не должна произойти.

     Всбесившийся ГРП дует газ не в дома, а в газопровод. Объемный и разветвленный. Давление не может мгновенно подняться на одном его участке, должно пройти некоторое время. По мере подъёма давления должны начинать "волноваться" предохранительные устройства других ГПР на этом же газопроводе: сначала отключать подачу со своей стороны из газопровода среднего давления, а потом начинать сброс избытка газа, поступающего от ГРП — «террориста». При таких условиях максимальное давление в сетях низкого давления может достичь 500 мм.вод.ст (0,05 кг/см2). Это давление великовато, но к беде привести не может (примерно такое давление воздуха в воздушном шарике). Но и этого не произошло. Значит, неисправны (или отключены) были (как минимум) сбросные клапана в большинстве или во всех ГРП в окрУге.

 

     3. Роль газового хозяйства

     Источник проблемы — бардак в газовом хозяйстве области. Лет десять назад я проводил авральную замену четырёхкилометрового подземного газопровода в Днепропетровской области, электрохимическая защита которого из-за тупости персонала была подключена с перепутанной полярностью, из-за чего газопровод за год полностью проржавел. Так что бардак в «Днепрогазе» (и не только) мало связан с формой собственности. Хотя, если новый собственник не платит специалистам деньги, они уходят, а пришедшие просто не имеют достаточных знаний и, самое главное, — понимания последствий любой незакрученной гайки или записи в журнале задним числом.

     Кроме того, я на 200% уверен, что сбросные клапана были заблокированы или отключены по требованию хозяев, для снижения потерь газа. Только квалифицированный специалист сумеет объяснить хозяевам, что такая экономия пяти копеек (или пяти миллионов — не имеет значения) приводит в беде, которая обходится гораздо дороже.

     Итак, необходимое условие для днепропетровской трагедии — полное отсутствие квалифицированных специалистов. Условие это действительно необходимое. При наличии в эксплуатационной службе хоть одного толкового работника на уровне от слесаря до главного инженера, такая беда невозможна. Скорее всего, тех спецов, которые поднимали крик и мешали работать так, как хотел хозяин, просто выдавили, или люди, понимая, что их толкают на преступление, просто уходили сами.

     Случившаяся уже после днепропетровской аварии трагедия в Полтаве (взрыв котельной, двое погибших) показывает, что эта беда характерна не только для Днепропетровска. По правилам, на входе газопровода в котельную должен стоять клапан-отсекатель, соединенный с детектором газа. Как только загазованность помещения достигает 1/10 от нижней границы взрываемости, клапан отключает газ. Если газ в котельной взорвался, это значит, что либо такого клапана не было, либо он был заблокирован. Это значит, что люди, которые там работали, не специалисты. Проблема одна и та же, увы...

     Отсутствие квалифицированных специалистов — условие для беды необходимое, но недостаточное. Следующий аспект —

 

     4. Роль государственного надзора

     Для того, чтобы влияние неспециалистов на нашу с вами безопасность свести к минимуму, государство создало систему государственного надзора. Это и пожнажзор, и санитарный, и надзор за работами с повышенной опасностью, и дорожный надзор. Люди, которые работают в этих структурах и охраняют интересы государства, являются госслужащими какого-то-там ранга, получают достойные зарплаты, надбавки и пенсии. Они призваны следить за вексельбергами и прочими нерадивыми хозяевами, которые от недопонимания и жадности могут нанести ущерб людям и государству. Именно для этого работники государственной инспекции проводят непрерывный надзор за деятельностью газовых структур, участвуют в обучении и аттестации специалистов, ежегодно проводят плановые проверки работы газовых хозяйств — по полной программе, с составлением актов, выпиской предписаний. Инспекции имеют полномочия отстранить от работы любого работника, запретить эксплуатацию любого газопровода или ГРП. Если в системе газоснабжения роль последней надежды играет сбросной клапан, то в госсистеме последняя надежда — инспектор, который призван выгнать нерадивого исполнителя, отключить неисправный аппарат, обезопасить людей. К сожалению, этот последний рубеж тоже не сработал. Инспектора — квалифицированные специалисты. Они умело находят недостатки и берут взятки за то, чтобы их не замечать. Чего греха таить, я и сам, в своё время, при проведении проверок вручал инспектору пачку денег и перечень замечаний, который он у меня должен обнаружить....

     Кстати, у газовиков самым гадким считается инспектор, который находит нарушения, берёт бабки, но требует устранения замечаний.

     Итоги (да, вы дождались:)

     Причина аварий:

     1. Преступное бездействие органов государственного надзора, которые за наш с вами счет выполняют государственную задачу обеспечения нашей с вами безопасности, и которые допустили пункт 2.

     2. Преступные действия газовых хозяйств, кладущих с прибором на элементарные требования безопасности из-за некомпетентности исполнителей и жадности хозяев.

     P.S. Вчера я чуть не лопнул от негодования. До сих пор матерюсь. Кабмин поручил газовому надзору провести расследование и в связи с днепропетровской бедой решил... повысить зарплаты работникам госнадзора. Более того, они сами за месяц должны решить насколько им зарплату повышать! Вместо того, чтобы отдать их родственникам задавленных детей... [censored]... хоть езжай в Днепропетровск и объясняй людям, что Вася, которого вчера взяли на работу и сказали «крути кран», не виновен в беде. Истинный убийца сидит в государственной инспекции газового надзора и нервно ищет бумажки, которые прикроют его жирную задницу...

     P.P.S. Только что на «Интере» прошла телепередача. После ее просмотра сижу и матерюсь еще громче, чем после вчерашнего решения Кабмина. Мало того, что на их схеме ГРП предохранительно-запорный клапан почему-то оказался установленным после регулирущего прибора, хотя его назначение — в случае опасности отключить подачу газа на регулятор. Ладно, допустим, журналисты неправильно поняли то, что им рассказали специалисты. Но вслед за этим представитель «Киевгаза» с умным видом вещает на всю страну, что проверка параметров и настройка ГРП производится раз в год — хотя нормы предписывают делать это вдвое чаще! И я с ужасом понимаю, что новые трагедии, увы, неизбежны, причем по всей стране...

     Накопленный опыт показывает, что начать снова использовать приборы, которыми долгое время не пользовались, или пользоваться приборами, купленными со вторых рук, подключить старый или новый аппарат к сети газа - все это можно только при помощи техника-специалиста.