ДонНТУ   Портал магистров

Эдди Меркс - легенда велоспорта

В моем индивидуальном разделе хотелось бы рассказать вам про человека, паразившего меня своими достижениями в велоспорте. Велоспортом я начал увлекаться не так давно, буквально несколько лет назад. Конечно я начал следить за соревнующимися спортсменами, но этим дело не ограничилось, поскольку легендарные личности в велоспорте всегда на слуху. Однажды я узнал о результатах Эдди Меркса, которые просто не укладывались в голове. После этого я решил узнать о его жизни немного подробнее, о чем и хочу рассказать вам в этом разделе.

В шоссейных велогонках Меркс дебютировал в 1961 году, в юниорском возрасте, выступая за команду 'Evere Kerkhoek Sportif'. В том же году он одержал свою первую победу. В декабре 1961 года Меркс перешел из юниоров в любители. В 1964 году была одержана победа на чемпионате мира среди любителей и Меркс перешёл в профессионалы. Летом того же года 19-летний спортсмен прошел отбор в олимпийскую сборную Бельгии. На Олимпийских играх[en] в групповой гонке он занял 12-е место.

Легенда велоспорта - Эдди Меркс (Eddy Merckx)Достаточно одного его имени — и возникает целый ряд ассоциаций — бесчисленные победы, мощь, карьера, равной которой нет в истории. Десять лет из тринадцатилетней профессиональной карьеры, длившейся с 1965 по 1978 годы, Эдди Меркс (Eddy Merckx) доминировал в пелотоне — на его лице всегда была написана одержимость и яростное стремление к победе, тогда как у соперников была видна только боль.

Гранд-туры, классические однодневки, гонки на треке, часовой рекорд — легче сказать, что Меркс так и не выиграл за свою карьеру. А не побеждал он лишь на одной исторической гонке — на Париж-Тур (Paris-Tours), хотя и там попадал в десятку сильнейших.

Список побед Эдди Меркса настолько велик, что любители статистики не могли обойти это стороной, посчитав процент выигранных им гонок по отношению к количетву соревнований, в которых принимал участие.


Результат
1965: 13%
1966: 21%
1967: 23%
1968: 24%
1969: 33%
1970: 37%
1971: 45% пик его карьеры — победа почти на каждой второй гонке, в которой Меркс принял участие.
1972: 39%
1973: 37%
1974: 27%
1975: 25%
1976: 13%
1977: 14%
1978: 0%

История Тур де Франс (Tour de France) — куда же без Меркса — он проехал Большую Петлю 7 раз, из них 5 раз стал победителем. Фактически, он почти взял шестую победу на Туре де Франс в 1975 году, но трагическое стечение обстоятельств (подробнее об этом в главе, посвящённой Тур де Фрнас-1975) привело к тому, что Меркс стал вторым.

Джиро д'Италия (Giro d'Italia) — и тут Эдди Меркс становился триумфатором 5 раз из 8.

Вуэльта Испании (Vuelta a España) — единственное участие в ней — и победа.

Чемпионат мира — имя Меркса также вписано в историю — он трёхкратный Чемпион.
(в этот круг трёхкратных Чемпионов мира входят лишь Альфредо Бинда (Alfredo Binda), Рик Ван Стеенберген (Rik Van Steenbergen), и Оскар Фрейре (Oscar Freire)).

Тройная Корона — она также принадлежит непобедимому Эдди Мерксу — в 1974 году он выиграл Джиро д'Италия, Тур де Франс и Чемпионат Мира.

Классические однодневные гонки — Эдди Меркс вновь вне конкуренции. Если Шона Келли (Sean Kelly) называют "Королём Классик" с его девятью победами, то как же назвать Меркса, у которого таких побед 28?!
Семь раз покорял он Милан - Сан-Ремо (Milano-Sanremo), пять раз — Льеж-Бастонь-Льеж (Liège-Bastogne-Liège), трижды — Париж-Рубе (Paris-Roubaix), Флеш Валонь (La Flèche Wallonne), Гент-Вевельгем (Gent-Wevelgem), дважды — Тур Фландрии (Ronde van Vlaanderen), Джиро ди Ломбардия (Giro di Lombardia), Амстел Голд Рэйс (Amstel Gold Race).

А как насчёт других гонок — снова придётся считать — трижды победитель гонки Париж-Ницца (Paris-Nice), четырежды Тура Сардинии (Tour of Sardinia), дважды — Тура Бельгии (Tour of Belgium), ну, и «на закуску» ещё по одной победе на Дофине Либере (Dauphiné Libéré), Туре Романдии (Tour de Romandie), Туре Швейцарии (Tour de Suisse).

Но и это ещё не всё. Не забудем о треке. Меркс является семикратным чемпионом Бельгии в паре с Патрик Серсю (Patrick Sercu), он выиграл шестидневные гонки на треки 17 раз, он также стал трёхкратным Чемпионом Европы на треке.

Каннибал

 

Легенда велоспорта - Эдди Меркс (Eddy Merckx)

Меркс выигрывал почти все гонки, поставил часовой рекорд в эпоху, когда ещё не было аэродинамических посадок, специальных велосипедов и шлемов. В спринте он сражался с лучшими в этом виде и побеждал, в горах с ним также мало кто мог соперничать, как на подъёме, так и на спуске. Меркс — раздельщик также не знал себе равных.

Он стал единоличным обладателем всех номинаций как на Джиро д'Италия 1968 года, так и на Тур де Франс 1969 — все майки были его — очковая, горная и майка победителя генеральной классификации. Если бы тогда было награждение лучшего молодого гонщика, то и эта награда принадлежала бы Эдди.

Рост 182, 8 см — вес 74,8 кг плюс огромная неуёмная энергия, противостоять которой не мог никто.

«У меня врождённые способности, — говорил Меркс в интервью. — У меня был хороший мотор, который производил много энергии, я сохранял скорость, особенно после долгой дистанции, у меня была выносливость, но самое главное, что у меня отличное телосложение. Многие гонщики имеют способности от рождения, но так же вам нужно и хорошее здоровье, чтобы суметь их развить. Вы должны уметь приспосабливаться к постоянным тренировкам, гонкам, путешествиям и к постоянной смене пищи, климата, погодных условий. Также прибавьте сюда интервью, встречи со спонсорами, презентации. Вы должны делать всё это и оставаться здоровым».

Что касается тактики гонок, её у Меркса никогда не было — лишь победа, победа на каждой гонке, в которой участвует, будь то критериум или гранд тур. За такую неуёмную страсть к победам он и получил прозвище «Каннибал». Оно появилось случайно: так назвала Меркса дочь французского велогонщика Кристиана Раймона (Christian Raymond).

Однажды за завтраком в 1969 году Раймон начал рассказывать о том, что Меркса победить невозможно, добавив: «Он поедает нас всех на завтрак». А его дочка спросила: «Как каннибал, папа?».

Так это слово «каннибал» и закрепилось в употреблении. Мерксу часто говорили: «Спокойно, парень, оставь что-нибудь для других…». Но Эдди просто не мог вынести, чтобы кто-нибудь забрал у него победу, пусть даже незначительную для него самого, но очень важную для того, кто никогда не выигрывал.

Вот один из таких случаев.

1967 год. Тур Сардинии. Этап Сассарини-Каглиари (Sassari-Cagliari). Гонщик Альдо Пиффери (Aldo Pifferi) случайно оказался впереди пелотона (попросил разрешения отъехать по нужде), а затем, повинуясь распоряжению спортивного директора, стал ждать пелотон. Но ожидание затянулось. Пелотон не приближался (решили таким образом подшутить над Пиффери) — гонщики почти остановились, болтали и рассказывали анекдоты. Скорость едва доходила до 25 км/ч. В конце концов, терпение Пиффери лопнуло, и он поехал всерьёз. Преимущество составляло уже 18 минут. Никто не выразил желания догонять беглеца кроме Каннибала, приказавшего своим грегари ускориться — Пиффери догнали, когда ему оставалось лишь 300 м до финиша. Просто Меркс хотел выиграть.

Ещё один пример. Тур де Франс 1970 года.Второй этап от Ла Рошели до Анжера (La Rochelle - Angers). Тогда местный гонщик Роланд Берлан (Roland Berland) из команды Луиса Оканьи (Luis Ocana) BIC, отъехал, чтобы поприветсвовать свою жену, ожидавшую среди зрителей на обочине дороги.

Это общая практика среди гонщиков, в таком случае пелотон никогда не преследует отъехавшего. Но вместо одиночного отъезда за поцелуем жены Берлан обнаружил себя в компании из 7 гонщиков, к которым через несколько километров присоединились и двое из команды Faemino — лейтенанты Меркса, которые сначала делали всё для защиты его лидерской позиции (Меркс уже был в жёлтой майке). Через некоторое время директор Faeminio Гийом Дрессен (Guillaume Driessens) увидел возможность выиграть этап. Работа пошла по-настоящему. Отрыв набрал 6 минут преимущества, после чего пелотон зашевелился.

Но кто бы вы думали, стал инициатором погони? Эдди Меркс, преследовавший отрыв, в котором были его товарищи по команде. Он поддерживал такую высокую скорость, что пелотон начал разваливаться. То же самое произошло и в отрыве, где осталось только четверо — двое товарищей Меркса и конкуренты из других команд.

За 4 км до финиша преимущество отрыва не превышало 35 секунд. Выиграл итальянец Итало Дзильоли (Italo Zilioli), один из грегари Эдди Меркса, он же ненадолго перехватил жёлтую майку лидера, опередив своего капитана всего на 4 секунды в генеральной классификации. Меркс объяснил своё преследование отрыва тем, что хотел оторваться от своих главных соперников Рожера Панжона (Roger Pingeon) и Раймона Пулидора (Raymond Poulidor). Но кто знает, может быть, он просто не хотел «дать взаймы» жёлтую майку лидера даже своему товарищу по команде.

Меркса часто спрашивали, откуда у него такая злость, почему он всегда вырывает победы у других. Такой вопрос вызывал у Каннибала наибольшее раздражение, он утверждал, что дело совсем не в злости: «Гонка должна иметь победителя. В этом состоит цель любого соревнования. Как вы можете принимать участие в ней, если не будете пытаться выиграть? Как можно критиковать за то, что является целью работы? Я выбрал гонку, значит, я выбираю победу. Врач работает, чтобы лечить, а спортсмен работает, чтобы побеждать, не правда ли?! Это смешно, но каждый великий спортсмен подвергается такой критике. Михаэль Шумахер (Michael Schumacher) был в такой же позиции, что и я. Ему говорили, что он убивает спорт, просто делая то, что он должен делать, в чём и состоит суть спорта».

Когда дело касалось соревнований, Меркс был далёк от проявлений великодушия. Может быть, поэтому на закате карьеры, когда Каннибал уже не был на пике своей формы и карабкался на подъёмах Коль делла Маддалена (Col della Maddalena), соперники осыпали его ругательствами и не скупились на оскорбительные жесты. Но ведь Каннибал — это ещё не вся составляющая личности Эдди Меркса. За этой маской скрыта целая история человека, влюблённого в спорт и велосипед, глубокого, разностороннего, человека, ставшего настоящим символом своей страны — символом Бельгии.

 

Жизнь после завершения карьеры

 

Легенда велоспорта - Эдди Меркс (Eddy Merckx)

В 1980 году Меркс открыл свою фабрику по производству велосипедов. Ещё будучи действующим гонщиком, он активно принимал участие в разработке моделей велосипедов. На протяжении всей карьеры Меркс поменял не одну марку, узнав все плюсы и минусы техники различных производителей.

Он использовал:

1965 — Superia (stock bike)
1966 — Peugeot (stock bike)
1967 — Peugeot (stock bike) and Masi
1968 — Masi
1969 — Marcel Van der Este (бельгийский производитель)
1970 — Pella (возможно это имя Guiseppe Pela, который редко производил велосипеды под своим именем).
1971 — Colnago and Kessels
1972 — Colnago and Kessels
1973 — Colnago and Kessels
1974 — DeRosa and Kessels
1975 — DeRosa and Kessels
1976 — DeRosa and Kessels
1977 — DeRosa

Легенда велоспорта - Эдди Меркс (Eddy Merckx)

А его страсть к велосипедам и огромный опыт позволили занять выгодную позицию на рынке. Своё дело он создал не для того, чтобы соперничать с такими марками как Trek, Cannondale, Giant. Как отметил Меркс в одном из недавних интервью, его целью было занять нишу наряду с Colnago, DeRossa и Pinarello.

В 2010 году Эдди Меркс продал большую часть своих акций фабрики и решил отойти от дел.

«Я создавал бизнес, чтобы обеспечить будущее моих детей (Акселя и Сабрины). Но с течением времени стало ясно, что ни один из них не хочет продолжать работать на фабрике. После окончания спортивной карьеры Акселя я ждал, что он присоединиться к компании, но он предпочёл заниматься другими делами. Когда он сделал свой выбор, исчезла и долгосрочная цель, связанная с фабрикой. Я не хочу работать до 80 лет, поэтому я решил продать большую часть моих акций. Для меня это был трудный момент в эмоциональном плане, так как я вложил в фабрику душу….»

Многие отмечали, что романтичный взгляд бывает у Меркса только, когда он смотрит на велосипеды. Но возможно, это не совсем так. Ведь Эдди Меркс счастливо живёт со своей женой Клодин вот уже 48 лет. Они поженились в декабре 1967, когда Эдди Меркс ещё не стал звездой велоспорта, а Клодин была 21-летней учительницей, дочерью тренера национальной любительской команды.

Сейчас у них двое детей — Сабрина и Аксель.

Аксель Меркс (Axel Merckx) провёл 14 лет в профессиональном велоспорте, но успехи отца ему повторить не удалось. Хотя Эдди Меркс особенно гордится бронзовой олимпийской медалью сына, завоёванной Акселем в 2004 году. Эта та награда, которой сам Эдди Меркс похвастаться не может.

Эдди Меркс остаётся активно вовлечённым в мир велоспорта. Он не считает, что исчезла категория гонщиков, выигрывавших и классики и Гран-туры:

«Контадор, Шлек и другие прекрасно выступали в начале сезона на Париж-Ницца и также были протагонистами на Тур де Франс. Так что физически достижение разных целей в один сезон абсолютно реально. Но, тем не менее, психологически это намного отличается от того времени, когда я принимал участие в гонках. Присутствие такого количества средств массовой информации становится разрушающим, создаёт ненормальное давление на гонщиков, потому что это сильный психологический стресс — оставаться в центре всеобщего внимания несколько месяцев подряд».

В Бельгии Эдди Меркс стал национальной гордостью и настоящим символом страны. В 1996 году король Бельгии Альберт II присвоил ему титул барона.

А в 2000 году Эдди Меркс был избран бельгийцами «Величайшей спортивной фигурой столетия».

В Брюсселе в 2003 году даже открыта станция метро, названная именем Эдди Меркса. Там на платформе в стеклянном футляре выставлен велосипед, на котором Меркс поставил часовой рекорд в 1972 году.


Легендарный Эдди Меркс


Эдди Меркс — человек, своими победами написавший целую главу в истории велоспорта.

В заключениe хотелось бы еще раз отметить что все достижения Мeркса были получены 40—50 лет назад, когда уровень оборудования и знаний в велоспорте был значительно ниже сегодняшнего. Конечно он соревновался со спортсменами на таком же оборудовании, но некоторые его рекорды продержались много лет, а процент успешности выступлений не побит до сих пор. Это в очередной раз подчеркивает его уникальность и особенность как спортсмена, максимально реализовавшего себя в выбранном направлении.

Источники:

  1. Свободная энциклопедия Википедия — Меркс, Эдди — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/...

  2. VeloLIVE[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://velolive.com

  3. VeloRider[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.velorider.ru

  4. Velo-style[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.velo-style.com