Назад в библиотеку

Русскоязычный Интернет и Родноверие

Автор: Гайдуков А. В.

Автор перевода: Овсяникова Д. Д.
Источник: The Russian‐Language Internet and Rodnoverie (Сh 20) // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe / Ed. by K. Aitamurto and S. Simpson. – Porthcawl, UK: Acumen Publishing, 2013. – P. 315–332.

Аннотация

Гайдуков А. В. Русскоязычный Интернет и Родноверие. В статье исследуется деятельность славянских неоязыческих групп в Интеренет.

Введение

На исходе 1980‐х – начале 1990‐х годов с концом тоталитарной системы и появлением свободы слова в России, люди (особенно молодежь) впервые получили возможность свободно общаться друг с другом. Технологиями, обеспечивающими эту коммуникацию были, например, Эфир или Ленинградский телефонный чат 80‐х годов (когда абоненты, набрав определенный секретный телефонный номер, могли общаться вместе). Там обсуждались различные вопросы, в том числе темы, связанные с язычеством, как например, идея исторических реконструкций и ролевых движений (зачастую первоначально вдохновленные книгами Дж. Р. Р. Толкиена в СССР). FidoNet (система BBS для ПК с модемами), став широко доступным после 1990‐го года, был носителем подобных тем. Однако, некоторые участники позднее сказали, что это не было серьезно. К середине 1990‐х годов Рунет (так называют русскоязычный сегмент в Интернет) распространился на большее число людей на территории бывшего СССР. И в 1996‐м году в Рунете появился первый языческий сайт, в котором принимал участие Вадим Казаков, покинувший в то время общину Московского славянского язычества и организовавший ССО (Союз славянских общин).

На сегодняшний день родноверческие ресурсы Рунета включают в себя не только последователей из России, но и русскоязычных представителей других стран бывшего СССР. До 1990‐го года гражданское население в России не пользовалось интернетом, но уже к ноябрю 2011 года Российская Федерация заняла первое место по числу интернет‐пользователей в Европе.

Благодаря разнообразным возможностям при минимуме затрат, которые предоставляет интернет, он выступает в качестве инструмента, при помощи которого многие новые религиозные движения (НРД) пытаются добиться внимания общественности. На Западе языческие интернет‐сообщества и способы, которыми они используют Интернет, были проанализированы рядом академических исследований. Однако в России нет научных публикаций на английском языке, освещающих данную тему. Одной из проблем изучения данной темы является проблема терминологии: религиозные и культурные движения современного язычества в России имеют различные названия, и каждое из них имеет свои смысловые подтексты, и здесь важно отметить, что Интернет сыграл существенную роль в становлении, возможности обсуждения и популяризации одних терминов и дискредитации других.

Чтобы выделить нужный термин, определим его следующим образом: неоязычество является широким термином, охватывающим современные глобальные явления язычества и оккультизма.

Славянское (русское) неоязычество – узкий термин, но он включает в себя все квазирелигиозные, политические, идеологические, философские системы, которые основываются на реконструкции и построении дохристианских славянских традиций, в том числе и те, которые охватывают эклектичные элементы из Восточной и авраамических религий, Новый век, и так далее.

Под более узким термином Родноверие подразумевается религиозная, обрядовая система, которая придерживается исключительно славянских традиций (русской, украинской, белорусской). Этот термин не включает в себя некоторые проявления неоязычества, такие как, например Инглиизм или Анастасиизм. Помимо этого, есть представители других неоязыческих движений, имеющих отдельные наименования, таких, как российские виккане, которые, хотя их относительно немного, ведут заметную деятельность в интернете.

Еще одна проблема в изучении славянского неоязычества выражается в бесструктурности формы действования. Существует еще множество родноверов в России, помимо тех, кто регулярно посещает фестивали, что является общей чертой постмодернистского секуляризированного общества. Аналогичная ситуация отмечается среди русских православных христиан, большинство из которых не посещают церковь регулярно.

В результате общее число всех родноверов не может быть соотнесено с известными общинами, поскольку многие родноверы совершают ритуалы по отдельности или могут принимать участие в мероприятиях различных организаций.

Информация о Родноверах в Рунете

Многие российские родноверы жалуются на трудности в поиске адекватной информации о своей традиции. Часто в поисках информации поиск в интернете при помощи поисковых систем – первый шаг. Сомой популярной поисковой системой Рунета является Yandex (59,3 процентов поисковых запросов), Googie находится на отдаленном втором месте (25,3 процента). Система Яндекс в 1998 году среди всех страниц Рунета нашла только около тридцати ответов на запрос по слову неоязычество и те содержали мало информации о движении, которое еще продолжало свое формирование. Сегодня ситуация кардинально изменилась как в количественном, и в качественном отношении. В феврале 2012 года мы находим: запрос просто язычество достигает 2‐х млн поисковых ответов, Родноверие – 160 000, неоязычество – 121 000, новое язычество – 5812 и современное язычество – 3949 поисковых ответов.

Если мы произведем поиск в системе Яндекс по отдельным общинам славянского неоязычества, мы получим наибольшее количество результатов (85 000) для Инглиизм (Церковь Инглингов), и для ССО СРВ (аббревиатура Союз славянских общин славянской родной веры) – 45 000 ответов, в то время как поиск некоторых небольших общин имеет менее ста ответов на запрос. Поисковый запрос Велесова книга имеет 253 000 результатов, а запрос славяно‐горицкая борьба – боевое искусство популярное среди родноверов – получает только 69 000 ответов.

Через поисковые системы так же можно исследовать присутствие в Интернет отдельных лидеров или авторов. Один из самых популярных среди них, например, Велеслав (Илья Черкасов) глава общины Роднолюбие. Известность сообщества или лидера не может быть непосредственно выведена из этих цифр, потому что поисковые системы дают ссылки на различные словари, новостные сообщения, сайты и блоги как самих родноверов, так и их наблюдателей или оппонентов. Таким образом, группы, добившиеся публичности или ставшие предметом дискуссии, могут добиться большего количества страниц с упоминаниями о них.

Новостные сайты

Один из типов сайтов, где люди ищут информацию о родноверах – это новостные и информационные порталы, посвященные религиозным вопросам.

Однако статьи о современном язычестве редко встречаются на таких сайтах в России. Большинство событий, связанных с Родноверием, считается не представляющим ценности для освещения в СМИ. Статьи о Родноверии можно найти на веб‐сайте НПО Информационно‐аналитический центр СОВА, но в контексте анализа экстремизма (и злоупотреблений антиэкстремизма), нарушений прав и межрелигиозных конфликтов. Есть некоторые местные СМИ, которые сообщают о Родноверии в своем регионе. В Санкт‐Петербурге, например, местный интернет‐журнал Fontanka.ru опубликовал несколько статей о Голякове и его группе Схорон Еж Славен. В них в основном группа рассматривалась в контексте национализма. Новостные порталы не представляют много информации о Родноверии, но большинство из них дают возможность читателям оставлять комментарии, и там родноверы часто озвучивают свою точку зрения даже когда статья не касается Родноверия напрямую. Иногда модераторы таких сайтов вынуждены вмешиваться в дебаты в комментариях, чтобы прекратить религиозные войны онлайн.

Способы, которыми сообщества родноверов используют Интернет.

Организации родноверов по‐разному относятся к интернету. С одной стороны есть виртуальные сообщества или группы, которые более активны в Интернет, чем в реальной жизни. С другой есть общины, которые предпочитают не делать каких‐либо интернет‐самопрезентаций.

В Санкт‐Петербурге можно найти примеры обеих этих стратегий. Среди крупных организаций, к примеру, Союз Венедов не имеет собственной веб‐страницы и не использует Интернет для распространения информации. Это связано с тем, что участниками данного сообщества являются немолодые люди, а управление веб‐сайтом занимает много времени, и потому, что их способ коммуникации посредством печатных изданий и так является надежным. Даже после того, как община разделилась на две более мелкие группы, ни один из преемников не был склонен делать объявления или публиковать свои материалы (такие, как их газеты Родные Просторы, Яр, Волхв) в интернете, потому, что тексты некоторых из их лекций и некоторые издания газеты Яр были частным образом загружены в Интернет. В этом они отличаются от некоторых других авторов Санкт‐Петербургских родноверов, таких как, например, Роман Перин и Олег Гусев, которые используют как печатные издания, так и онлайн публикации. Тем не менее в 2001‐м году молодежная организация Солнцеворот, относящаяся к Союзу Венедов ненадолго создал примечательную веб‐страницу, текст которой был выполнен в желтом цвете на черном фоне (с ссылкой на желто‐бело‐черный национальный флаг).

Изменения в стратегии могут быть проиллюстрированы кратким описанием сообщества Схорон Еж Славен, которая базируется в Санкт‐Петербурге, но имеет широкий охват и филиалы которой находятся в Хабаровске и Владивостоке в России, и даже в других славянских странах, таких как Украина и Белоруссия. Многие из их местных общин имеют свои собственные веб‐страницы. Долгое время, Владимир Голяков отказался воспользоваться возможностями, которые предоставляет Интернет, и в целом не был заинтересован в том, чтобы его речи были опубликованы. Единственным исключением из этой политики был его Родовой трактат Солнцеворот. Согласно Голякову, ему не нужно практиковать какой бы то ни было миссионерской деятельности, потому что каждый славянин уже является его последователем. Участники его группы начали загружать отрывки из газеты, выпускаемой Схорон Еж Славен – Родострой (1–7 выпуски за 2003–7 гг.) на сайт Вестовое подворье Верховного Жреца всех Славян Владимира Богумила II Голяка. На сайте есть разделы такие как Жреческие извещения, Новости, Ритуалы, Традиции, Урочище, Клад, Важные сайты (фотографии) и Чат.

После того, как их святыня Перуна в Купчено была снесена городскими властями в 2007‐м году, деятельность сайта сократились до уведомлений о планируемой деятельности. Несмотря на их относительную неудачу с традиционным веб‐сайтом, с ростом популярности социальной сети вКонтакте, Голяков решил сосредоточить всю информационную деятельность там. В настоящее время есть тридцать групп вКонтакте, связанных со Схорон Еж Славен. Крупнейшая из них группа Схорон Еж Славен Родобожие насчитывает 2874 участника, также существует восемь российских региональных групп, группа для Белоруссии, и восемь украинских групп.

В середине первого десятилетия двадцать первого века, количество дискуссионных форумов резко выросло. Но через пару лет основная активность переместилась в Живой Журнал, и еще пару лет спустя она перешла в социальные сети. Родноверие перемежает свои передвижения по электронным сетям с ритуалами в лесу и горах. Иггельд ранее предупреждал своих товарищей по вере: Мы слишком погрузились в Интернет. Если ему придет конец, какое средство связи мы будем искать?