Назад в библиотеку

Исследование динамики системы управления техническим состоянием оборудования

Автор: В. А. Резников, Е. М. Сорокина
Источник: Резников В. А. Исследование динамики системы управления техническим состоянием оборудования / В. А. Резников, Е. М. Сорокина // Штучний інтелект. — 2012. — № 1. — С. 292-297. ссылка

Аннотация

В. А. Резников, Е. М. Сорокина Исследование динамики системы управления техническим состоянием оборудования. Предложено рассматривать систему управления техническим состоянием как систему автоматического управления. Сформирована структура службы технического обслуживания и ремонта как управляющей подсистемы.

Постановка задачи

Эффективность использования оборудования по назначению оценивается с помо- щью соответствующих объективных или субъективных показателей (называемых пока- зателями эффективности [1]), которые наблюдаются либо непосредственно персоналом, либо специальными техническими средствами. Дефекты, возникающие в оборудовании в процессе его эксплуатации, приводят к изменениям параметров работоспособности и, как следствие, к отклонениям показателей эффективности от значений, установлен- ных нормативно-технической документацией. В зависимости от величины указанных отклонений фиксируются отказ объекта или его предаварийное (предотказное) техниче- ское состояние, и тем самым определяются работы по устранению уже свершившихся отказов или различные профилактические обслуживания и ремонты, направленные на предотвращение появления отказов при использовании оборудования по назначению. Все эти работы осуществляет служба технического обслуживания и ремонта (служба ТОР). Причем как в первом, так и во втором случаях задача службы ТОР фактически заключается в устранении указанных отклонений, то есть в «возврате» показателей эффективности в пределы установленных на них допусков.

Следовательно, служба ТОР может рассматриваться как система управления техническим состоянием оборудования (СУТС), задача которой, по определению [2], заключается в стабилизации множества параметров работоспособности на уровне, пре- дусмотренном нормативно-технической документацией, в течение всего периода исполь- зования оборудования по назначению за счет целенаправленных действий человека (группы людей) и орудий труда, то есть путем управления. Причем особенность этой системы управления заключается в том, что здесь управляемыми переменными явля- ются внутрисистемные свойства машин и механизмов, поддержание которых на требуе- мом уровне обеспечивает эффективное использование оборудования по назначению.

В то же время, рассматривая оборудование как динамическую систему (динамиче- ский объект управления), в работе [3] указывается, что при отказах переход объекта из одного технического состояния в другое сопровождается переходным процессом, длительность которого зависит от вида нарушения и динамических свойств объекта. Понятно, что динамический характер носит и процесс восстановления работоспособ- ности. Тем самым имеются основания для исследования системы управления техни- ческим состоянием оборудования, как системы стабилизации, с помощью методов, принятых в теории автоматического управления.

Цель работы.

В данной работе основное внимание уделено формированию струк- турных схем системы управления техническим состоянием оборудования как системы автоматической стабилизации показателей эффективности на заданном уровне.

Структура объекта технического обслуживания

В соответствии с принятым подходом будем полагать, что объект технического обслуживания в общем случае описывается передаточной функцией вида:

(1)

где Yт(s) – выходная (управляемая) технологическая переменная объекта; Uт(s) – управляющее воздействие, предусмотренное технологией работы объекта.

Дефектами объекта, по определению [4], являются выходы его собственных (струк- турных) параметров за пределы установленных на них допусков. В рамках модели (1) это означает изменения коэффициентов b0, ..., bm и a0, ..., an. При известном характере изменения управляющего воздействия Uт(s) указанные изменения коэффициентов мо- дели (1), естественно, обусловят изменения как самой выходной переменной Yт(s), так и её характеристик (например, показателей качества переходного процесса), то есть, в конечном итоге, показателей эффективности использования объекта по назначению.

В то же время известно, что динамический объект, описываемый передаточной функцией общего вида (1), можно представить в виде соответствующей структурной схемы. Например, пусть некоторый объект описывается передаточной функцией

(2)

В результате проведения необходимых преобразований получим, что данный объект можно представить в виде структурной схемы, показанной на рис. 1. Такое струк- турное представление математической модели (2) позволяет считать, что в восста- навливаемом объекте параметры а0, а1, а2 и а3 «отображают» соответствующие функционально-конструктивные элементы А-0, А-1, А-2 и А-3. В таком случае выход значений указанных параметров за пределы установленных на них допусков (то есть дефект) можно отождествлять с отказом соответствующего функционально-конструк- тивного элемента. Например, изменения параметра а3 можно сформулировать в виде следующего дефекта: «Отказ элемента А-3».

Структурная схема объекта технического обслуживания

Рисунок 1 – Структурная схема объекта технического обслуживания

Такое структурное представление объекта технического обслуживания (объекта управления, объекта стабилизации технического состояния) дает возможность провести дальнейшие преобразования, заключающиеся в следующем.

Каждый i-й параметр объекта (1) записывается в виде:

(3)

где |ai – номинальное значение i-го параметра (работоспособное состояние эле- мента A-i); |ai(t) i a~ – изменения i-го параметра, обусловленные отказами элемента A-i.

Это, в свою очередь, позволяет представить объект управления, в котором имеют место одиночные дефекты, в виде структурной схемы, показанной на рис. 2, |W`o(s) и |W`o(s) – передаточные функции объекта при номинальных значениях параметров.

Преобразованная структурная схема объекта управления

Рисунок 2 – Преобразованная структурная схема объекта управления

Отметим также, что такие структурные представления объекта управления поз- воляют исследовать системы управления техническим состоянием объектов любой сложности, если под таковой понимать структурную сложность, которая определяется порядком передаточной функции [5].

Структура управляющего устройства

Из анализа объекта технического обслуживания следует, что с точки зрения управления его можно рассматривать как динамический объект с параметрическим возмущением. В работе [6] указывается, что при параметрических возмущениях и существенных ограничениях амплитудного и временного характера, наложенных на управляющее воздействие, наиболее эффективным способом стабилизации является целенаправленное изменение этих же или других параметров объекта. Другими сло- вами, управление в таких случаях должно также носить параметрический характер. Обычно под параметрическим управлением понимают адаптивное управление [7], при котором целенаправленному изменению подвергаются параметры базового управляю- щего устройства. В данном же случае целенаправленному параметрическому воздей- ствию (то есть параметрическому управлению) подвергается непосредственно объект, что предопределяет соответствующую структурную схему системы стабилизации при отказе i-го элемента (рис. 3).

Каждый отдельный объект с параметрическими возмущениями можно предста- вить как множество объектов. Например, если объект описывается моделью (1), то при m = 0 имеем N = (0, 1, ..., n) объектов, структурные схемы которых имеют вид, пока- занный на рис. 2. В то же время принцип адаптации, по сути, заключается в том, что в результате самонастройки параметров базового регулятора формируется множество неадаптивных регуляторов, каждый из которых предназначен для стабилизации пока- зателей качества «своего» i-го объекта (рис. 3).

Структурная схема системы стабилизации при отказе i-го элемента

Рисунок 3 – Структурная схема системы стабилизации при отказе i-го элемента

С другой стороны, службу ТОР, как некоторое организационно-структурное под- разделение предприятия, можно представить в таком упрощенном виде: руководи- тель + ремонтный персонал. Задача руководителя заключается в определении техниче- ского состояния объекта и направлении «соответствующего» ремонтника на устранение причины изменения технического состояния. Задача же каждого ремонтника заклю- чается в непосредственном устранении причины изменения технического состояния объекта. Следовательно, на языке понятий, принятых в теории автоматического управ- ления, службу ТОР можно рассматривать как управляющее устройство, состоящее из логического блока (руководитель) и множества регуляторов (ремонтники), то есть как управляющее устройство, сформированное по принципу структурной адаптации [8] и имеющее структуру, показанную на рис. 4, где обозначено: ЛБ – логический блок; S(t) – множество входных переменных, содержащих информацию о техническом сос- тоянии объекта управления; 1 – идентификатор, предназначенный для определения причины отказа объекта (идентификации отказавшего элемента объекта); 2 – блок принятия решений; 3 – модификатор, вырабатывающий сигнал управления блоком переключения БП; Рk – k-й регулятор; uik(t) – управление техническим состоянием i-го элемента объекта, формируемый k-м регулятором.

Структурная схема управляющего устройства

Рисунок 4 – Структурная схема управляющего устройства

Необходимо отметить, что в большинстве практических случаев мощность мно- жества K меньше мощности множества N. Более того, на практике служба ТОР осу- ществляет управление техническим состоянием не одного, а нескольких объектов, и потому указанное соотношение между мощностями множеств K и N проявляется еще в большей степени. Однако при этом следует учитывать способность человека адап- тироваться как к динамике объекта, так и к виду воспринимаемых им входных сиг- налов [9]. Следовательно, службу ТОР в рамках принятых в теории автоматического управления понятий и определений можно рассматривать как управляющее устройство, состоящее из множества адаптивных регуляторов.

Выводы

Соответствующие нормативные документы определяют в качестве основной за- дачи функционирования службы ТОР задачу управления техническим состоянием оборудования, а точнее, задачу стабилизации параметров технического состояния на заданном (требуемом) уровне. Это, а также динамичность процессов потери и восста- новления работоспособности оборудования, создает предпосылки для исследования

СУТС с помощью методов, принятых в теории автоматического управления. Предложенные в данной работе структурные схемы СУТС как системы автомати- ческого управления дают возможность анализировать характер и степень влияния опыта, квалификации и т.п. ремонтного персонала на эффективность технического обслужи- вания, используя для этого известные методы анализа устойчивости и показателей качества САУ. Такой аспект исследования позволит, по нашему мнению, получить результаты, способствующие повышению эффективности функционирования совре- менных служб технического обслуживания и ремонта оборудования.

Список использованной литературы


1.Надежность и эффективность в технике : справочник : в 10 кн. Кн. 8: Эксплуатация и ремонт / под ред. В. И. Кузнецова и Е. Ю. Барзиловича. – М.: Машиностроение, 1990. – 320 с.
2.ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения.
3.Скляревич А. Н. Линейные системы с возможными нарушениями / Скляревич А. Н. – М.: Наука, 1975. – 352 с.
4.ДСТУ 2389-94. Техническое диагностирование и контроль технического состояния. Термины и опре- деления.
5.Солодовников В. В. Принцип сложности в теории управления / Солодовников В. В., Бирюков В. Ф., Тумаркин В. И. – М.: Наука, 1977. – 344 с.
6.Фролов К. В. Уменьшение амплитуды колебаний резонансных систем путем управляемого изменения параметров / К. В. Фролов // Машиноведение. – 1965. – № 3. – С. 25-30.
7.Александров А. Г. Оптимальные и адаптивные системы / Александров А. Г. – М. : Высшая школа, 1989. – 263 с.
8.Шульце К. П. Инженерный анализ адаптивных систем / К. П. Шульце, К. Ю. Ребер. – М.: Мир, 1992. – 280 с.
9.Зараковский Г. М. Закономерности функционирования эргатических систем / Г. М. Зараковский, В. В. Павлов. – М.: Радио и связь, 1987. – 232 с.