СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Авторы: М.А. Буланая, С.А. Цололо
Источник: Інформаційні управляючі системи та комп’ютерний моніторинг (ІУС КМ — 2013) — 2013 / Электронный архив ДонНТУ
Аннотация
Буланая М.А, Цололо С.А. Современные системы контроля знаний студентов. Выполнен обзор пример существующих offline- и online систем тестирования. Произведено сравнение выбранных для анализа программных продуктов. По результатам сравнения выделены основные критерии, предъявляемые к современным системам контроля знаний.
Ключевые слова: контроль знаний, система тестирования, offline- и online-системы, АСУ ВУЗа.
Постановка проблемы
Появление интерактивных систем тестирования напрямую связано с развитием дистанционного обучения. Дистанционное обучение (ДО) – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1,с.17].
Дистанционное образование появилось очень давно. Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Яном Коменским 350 лет назад. Многие ученые признают его родоначальником дистанционного образования [2]. В конце XIX века, благодаря появлению регулярной почтовой связи, появляется «корреспондентское» обучение. Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения в начале 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток – у учащегося не было возможности получить обратную связь [3]. Первые попытки обучения с помощью компьютера относятся к концу 50-х годов. В конце 80-х компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр [3]. С тех пор во всем мире ведутся непрерывные научные поиски решения проблемы эффективного и дешевого способа обучения с помощью компьютера.
Цель работы
Выбрать несколько существующих систем тестирования и провести их краткий анализ, проследить историю перехода интерактивного обучения от offline к online, выбрать лучшую. Для анализа выберем наиболее релевантные и широко используемые автоматизированные системы тестирования, такие как PikaTest, UniTest, Indigo и Moodle.
Обзор системы тестирования PikaTest
PikaTest – это бесплатная программа для создания и проведения двухуровневых тестов с неограниченным количеством вопросов, по типу ЕГЭ [4]. Она интересна в первую очередь тем, что является offline системой тестирования. В настоящее время это встречается крайне редко.
PikaTest появилась в начале 2012 года. С помощью этой программы можно создать полноценный тест, с неограниченным количеством вопросов. Тест может содержать аудио- видео- файлы, а также таблицы и изображения. Имеется возможность добавления вопроса с вариантами ответов и без них, а также указание стоимости каждого отдельного вопроса. Программа позволяет создавать тесты с ограниченным временем прохождения. Файлы тестов сохраняются в формате *.pikatest, который воспринимается только программой. Подробный отчет о тестировании сохраняется в формате *.txt и доступен для просмотра [4].
Прохождение тестирования осуществляется по следующей схеме:
• регистрация пользователя;
• настройки прохождения тестирования;
• вывод подробной статистики о результатах тестирования с детализацией до каждого вопроса;
• сохранение отчета о результатах тестирования;
• отправка отчета по электронной почте.
Основные преимущества:
• система независима и имеет небольшой размер (всего 1761 Kb);
• система является бесплатной;
• программа легка в обращении, и не требует каких-то специальных знаний;
• совместима со всеми распространенными ОС (XP/2003/Vista/7).
Недостатки:
• система работает в режиме offline, при этом справка по программе доступна только в интернете;
• отсутствие четкого разделения администратор-пользователь;
• незащищенность данных;
• отсутствие множества полезных функций.
Обзор системы тестирования UniTest
UniTest – это комплексное программное решение для проведения компьютерного тестирования, функционально реализованное по CAM-технологии [5,с.8] (CAM – с англ. Computer-Аided Manufacturing). Первые версии программы появились еще в 2007 году.
Программа предназначена для формирования банка тестовых заданий и организации процесса проверки знаний [5,с.9]. Позволяет организовать процесс контроля знаний с помощью компьютерного тестирования в сети с использованием транспортного протокола TCP/IP, а также локального тестирования.
Система UniTest программно реализована с применением технологий Microsoft.NET 3.0, уникальных алгоритмов параллельной обработки информации и передовых средств криптографической защиты [6].
Рисунок 1 – Схема организации работы системы UniTest
Система UniTest состоит из двух программных модулей: UniTest TUTOR и UniTest CLIENT:
Система является бесплатной и доступна всем пользователям на официальном сайте продукта.
Основные преимущества:
Недостатки: несовместима с последними версиями ОС (Windows 7/8); высокие требования к техническим средствам; назначение логина и пароля, для аутентификации преподавателей и студентов, непосредственно «Администратором» (так сказать «в ручную»).
Обзор системы тестирования Indigo
Indigo – представляет собой мультифункциональный комплекс программного обеспечения, позволяющий автоматизировать процесс проведения тестирования и обработки результатов [7,с.3]. Продукт был разработан в 2010 году.
Система «INDIGO» является универсальным инструментом, который можно использовать для решения широкого спектра задач [7,с.3]:
Работа с INDIGO делится на две части: интерфейс Администратора и интерфейс Пользователя.
Интерфейс Администратора тестовой оболочки представляет собой Windows-приложение, которое реализует следующие функции:
Интерфейс пользователя тестовой оболочки представляет собой Web-интерфейс, которые реализует следующие функции:
Рисунок 2 – Схема организации работы системы INDIGO
Основные преимущества: простая установка системы; доступный интерфейс пользователя; продукт совместим со всеми ОС семейства Windows (XР/2003/Vista /7/8); поддержка всех распространенных браузеров; централизованное хранение данных и Web-интерфейс пользователей; иерархическая группировка тестов и пользователей (правила тестирования); широкие возможности конструктора тестов.
Недостатки: система является платной, отсутствие разделения администратор-преподаватель (не всегда преподаватель имеет навыки работы с подобного рода системами); относительно большой объем потребляемой памяти; высокие требования к оборудованию.
Обзор системы тестирования Moodle
Moodle – это система управления содержимым сайта (Content Management System CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Такие е-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems – LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments – VLE) [9,с.3]. Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом и переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира.
Система тестирования является лишь малой частью большой программы.
Тестирование предложено осуществлять по следующей процедуре [9, с.103]:
Moodle – это абсолютно бесплатный проект с открытым исходным кодом. Его поддержкой занимается компания-разработчик, штаб-квартира которой находится в Австралии [10].
Основные преимущества: полный набор необходимых функций; открытый исходный код продукта (что позволяет добавить все необходимые элементы); система Moodle универсальна в плане требований (любая ОС, установленный модуль PHP и одна из СУБД); все виды тестов (включая написание эссе).
Недостатки: система тестирования является частью большого программного продукта; обслуживание предоставляется за отдельную плату.
Выводы
После анализа всех выбранных систем, можно сказать, что если нет необходимости в организации всего обучающего процесса, то лучшей программой, для проведения интерактивного тестирования, послужит UniTest. Единственное, что необходимо учитывать, это требования к оборудованию и программному обеспечению.
Собственное решение – это наилучший вариант для построения системы, которая будет соответствовать предъявляемым требованиям, как техническим, так и функциональным [10].
Таким образом, эффективная система тестирования должна обладать следующими характеристиками:
Реализация последнего пункта является наиболее важной с точки зрения эффективного внедрения системы тестирования в уже существующую АСУ ВУЗа.
Дальнейшая работа авторов будет направлена на реализацию системы тестирования, которая будет интегрирована в существующую АСУ «Деканат», используемую во всех подразделениях ДонНТУ.
Список литературы