Назад в библиотеку

Инвестиции как фактор повышения конкурентоспособности предприятия

Автор: Абдалян Л. Н.
Источник: Международная научно-практическая конференция молодых учёных и студентов Актуальные проблемы экономического и социального развития Донбасса – Донецк, ДонНТУ – 2015.

Аннотация

Абдалян Л. Н. Инвестиции как фактор повышения конкурентоспособности предприятия.
В работе рассмотрено понятие конкурентоспособности, нынешнее состояние экономики региона и пути его улучшения при помощи инвестиционных вложений.

Общая постановка проблемы

В современной экономике многие предприятия сокращают объёмы реализации продукции и, соответственно, сокращаются финансовые потоки, что в конечном итоге приводит к ухудшению общего положения на рынке. Данный процесс может быть этапом жизненного цикла предприятия. Отрицательная динамика показателей свидетельствует о снижении конкурентоспособности предприятия. Для того чтобы решить возникшую проблему предприятию необходимо разработать стратегию своего дальнейшего развития в краткосрочном и долгосрочном периодах. Одной из составляющих элементов стратегии является инвестиционная политика, которая во многом определяет конкурентоспособность предприятия. Целью данного исследования является обоснование влияния инвестиций на конкурентоспособность предприятия.

Основное содержание статьи

Конкурентоспособность, как экономическую категорию впервые обосновал М. Портер. Согласно его учению, конкурентоспособность – это результат переплетения факторов, порождённых объективным развитием продуктивных сил [1]. Также изучением этой темы занимались такие учёные как: Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд , Г. А. Яшева, Ф. А. Хайек, Ф. Еджоуорд, А. Курно, Дж. Роббинсон, Е. Чемберлин.

Конкурентоспособность является сложной экономической категорией. Она может определяться как одним так и множеством факторов. На данный момент в науке и практике нет единого показателя конкурентоспособности. Поэтому конкурентоспособность можно определить путем сочетания нескольких показателей, характеризующих экономическую, финансовую, маркетинговую, инновационную, технико-технологическую и социальную сферу деятельности предприятия. В частности, показателями конкурентоспособности предприятия могут выступать:


Уровень этих показателей во многом зависит от инвестиционных вложений в производственную и финансовую деятельность. Инвестиционный климат в регионе оказывает значительное влияние на деятельность отдельно взятых предприятий. В последние годы на Донбассе наблюдается спад капитальных вложений в экономику региона. В 2014 г. индекс капитальных инвестиций составил 0,44, несмотря на то, что в 2013-2014 гг. он составил 0,79 и 1,12 соответственно [2]. Внешние факторы негативно сказываются на конкурентоспособности предприятия. Во многих ситуациях предприятия решают эту проблему за счёт снижения цен. Но снижение цен обуславливается экономией затрат, что в итоге непосредственно может отражаться на качестве продукции. Определённая доля потребителей готова приобретать продукцию с низким качеством при условии низкой цены, но есть и такие, для которых приоритетом является качество. В целом, это всё приводит к снижению конкурентоспособности предприятия. В такой ситуации предприятию необходимы перемены.

Любые перемены, происходящие на предприятии, требуют инвестиционных вложений. Инвестиции могут быть направлены на:

Вложенные средства будут способствовать развитию предприятия. Для этого, естественно, потребуется определённое время. Предприятию необходимо выделить приоритетные проблемы, провести обширное исследование рынка, изучить актуальные потребности. По результатам исследования начать разработку новых видов продукции либо усовершенствовать старые. Также большое внимание следует уделить цене продукции, ведь только при грамотной политике ценообразования выход на рынок будет успешным.

Выводы

Таким образом, конкурентоспособность – это сложная экономическая категория, которая зависит от многих внешних и внутренних факторов. В данной работе рассматривался такой фактор как инвестиции. Вложенные инвестиции могут привести к таким результатам:


Но, необходимо отметить, что инвестиционный процесс является сложным механизмом, управление которым требует качественного менеджмента и определённое время. В случае неудачи предприятию следует пересмотреть все этапы принятия решений и найти причины такого результата.

Список использованной литературы

  1. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 1993.
  2. Государственный комитет статистики Украины [Электронный ресурс] – режим доступа:http://www.ukrstat.gov.ua/.