Назад в библиотеку

Научно-инновационная стратегия развития предприятия

Авторы: Барабицкий А. А.
Источник: Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – № 5. – 2012. – С. 189–191.

Аннотация

Барабицкий А. А. – Научно-инновационная стратегия развития предприятия Выбор направления инновационной политики предприятия определяет и его стратегию. Стратегия развития предприятия предусматривает обеспечение эффективного использования научно-технических достижений в области организации, техники и технологии, т.е. комплекса инноваций. Для целей организации и планирования инновационных процессов целесообразно обособленное рассмотрение стратегии нововведений предприятия.

В современных быстро меняющихся экономических условиях, сопряженных с развитием научно-технического прогресса, быстрыми скачкообразными переходами предприятий на все новые и новые технологии, инновационная стратегия должна обеспечивать преодоление технологических разрывов.

Понятие стратегии восходит в своей этимологии к греческому слову strategia, состоящему из частей stratos – войско и ago – веду, т.е. по происхождению является военным термином.

Среди специалистов нет единого подхода к определению понятия стратегии. Анализ точек зрения на рассматриваемую проблему позволил выделить две группы подходов. Первая группа связывает стратегию с плановым распределением ресурсов того или иного экономического объекта. Так, по мнению А.И. Богданова, стратегия является организованным распределением ресурсов для достижения определенных целей.

Б. Санто под стратегией понимает «долгосрочное планирование и программу рабочих действий, которые распространяются на всю его продолжительность во времени...». Такое определение стратегии приближает ее к плану и чрезмерно ужесточает условия и возможности перехода от одной стратегии к другой. Вторая группа авторов, напротив, делает упор на «мягкие» формы стратегических переходов. Так, Ч. Макмиллан, характеризуя японский вариант стратегического управления, пишет, что «стратегия здесь вовсе не означает тщательно продуманного, логически взаимосвязанного набора правил и процедур. В Японии под стратегией понимается готовность к событиям, которые происходят за границами действенности системы управления». В данном смысле стратегия вырабатывает общие ориентиры действий в условиях неопределенности, наличия тех или иных отклонений от устоявшихся тенденций. По мнению Д. Девиса, стратегия – это процесс, с помощью которого организация маневрирует в своем окружении. И. Ансофф понимает под стратегией правила принятия решений.

В «Большом коммерческом словаре» под стратегией инноваций понимается мероприятия, направленные на создание изделий, не имеющих на рынке аналогов по своему значению [1].

В научной литературе выделяют различные виды инновационных стратегий. На наш взгляд все инновационные стратегии можно разделить на наступательные и оборонительные.

Наступательные стратегии подразумевает ведение предприятием активных разработок нововведений. Реализация такой стратегии связана с повышенным уровнем неопределенности и высоким риском. Для их снижения нуждается в обеспечении высокого уровня стратегического планирования и наиболее полной и точной информации о состоянии рынка и потребностях потребителей. Это подразумевает проведение масштабных маркетинговых исследований рынка, на который нацелено предприятие.

Цель компании, использующей данную стратегию – занять сегмент рынка, в котором практически отсутствует конкуренция, и удерживать его, постоянно выступая вроли технологического лидера за счет дальнейшей модификации предложенного продукта (услуги) и иных методов, направленных на более полный охват рынка и снижение издержек. Помимо характерных для такой стратегии высоких рисков, ей также свойственна высокая окупаемость.

В процессе реализации наступательной стратегии должна существовать постоянная обратная связь между НИОКР и маркетингом в области оценки рыночной приемлемости и финансовой результативности нововведений. Также обязательным требованием является кооперация и обучение конечных потребителей для получения оперативной информации о необходимых модификациях и улучшениях.

Ввиду больших финансовых затрат и рисков, которые сопровождают реализацию рассматриваемой стратегии, предприятия в качестве альтернативы выбирают стратегию защиты (оборонительную) [2].

Предприятия, выбирающие оборонительную стратегию, ставят своей задачей совершенствование продуктов,снижение издержек, повышение производительности труда, поиск новых областей применения имеющихся новинок и т.д. Можно выделить следующие типы оборонительных стратегий: имитационная стратегия, стратегия выжидания, стратегия использования достижений других фирм, стратегия ориентации на узкие сегменты рынка и традиционная стратегия.

Имитационная стратегия подразумевает, что производитель, предполагая успех новшеств конкурентов, их копирует. Цель стратегии – экономия затрат на НИОКР и проникновение на те сегменты рынка, которые не захвачены фирмой-пионером. Нередко скопированные изделия вступают в прямую конкуренцию с оригинальными, что имеет место в случае незаконного использования торговых марок известных фирм.

Стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Она используется самыми различными по размеру и успешности предприятиями.

Стратегия выжидания близка к стратегии инновационной имитации, поскольку в обоих случаях производитель прежде всего стремится убедиться в наличии устойчивого спроса на новый продукт предприятия-разработчика, на долю которого приходится основной объем издержек. Но если при имитационной стратегии производитель довольствуется рыночными сегментами, не охваченными главным предприятием, то при стратегии выжидания он стремится превзойти предприятие-разработчика по объемам производства и реализации новшества, и здесь особое значение приобретает момент начала активных действий против предприятия-разработчика. Таким образом, стратегия выжидания может быть как краткосрочной, так и достаточно продолжительной.

Использование достижений других фирм.Проявляется в приобретении лицензий и характерна для фирм, не имеющих собственных разработок в этой области [3].

Стратегия ориентации на узкие сегменты рынка реализуется путем специализированного выпуска новой или усовершенствованной продукции с уникальными характеристиками. Основана она на общей конкурентной стратегии компании, направленной на получение конкурентных преимуществ за счет дифференциации продукта и фокусирования на узком сегменте рынка.

Традиционная. Компании стремятся увеличить объем производства и проводить мероприятия по стандартизации продукции. При этом исходят из того,что хорошая репутация обеспечивает необходимую конкурентоспособность. Предприятие стремится только к повышению качества существующих продуктов. Она наименее предпочтительна, т.к. не стимулирует НТП и в финансовом плане дает посредственные результаты. Фирмы, осуществляющие стратегию, стремятся к экономии на НИОКР, стараются завоевать и удержать свои позиции на избранных сегментах рынка за счет маркетинговых, управленческих инноваций. Практикующие фирмы экономят на издержках и предлагают на рынке продукцию соизмеримую по качеству с продукцией фирм-пионеров, но при этом по существенно более низким ценам. Очевидно, что предприятия, выбравшие традиционную стратегию, будут отставать сначала в технико-технологическом, а затем и в экономическом отношении.

Основой выработки непосредственно инновационной стратегии промышленной компании помимо анализа позиции компании, составляют теории жизненного цикла продукции, жизненного цикла технологии производства и проводимая компанией инновационная политика.

В научной литературе встречаются различные определения жизненного цикла товар. Маркетинг определяет понятие жизненного цикла продукции (товара) как время существования товара на рынке, то есть временной промежуток от начала и до окончания его выпуска и реализации в первоначальном виде. Соответственно с этим выделяются следующие стадии жизненного цикла: стадия внедрения (выведения на рынок), роста, зрелости и спада (упадка). Однако экономисты определяют жизненный цикл продукции как промежуток времени от замысла продукции до ее снятия с производства и продажи, и включают в жизненный цикл стадию (фазу) разработки. Именно такое определение жизненного цикла продукции и должно использоваться при формировании инновационной стратегии, так как именно на эту стадию приходится основной инновационный процесс.

Таким образом, жизненный цикл продукции выглядит следующим образом:

1. Стадия (фаза) исследований и разработок : На этой стадии проводятся исследования и проектирование новой продукции. Исследования включают в себя маркетинговые (прогнозирование спроса на продукцию) и прикладные (проверка концепции нового продукции на техническую осуществимость). Проводятся рыночные испытания [4].

Цель данной стадии – проверить концепцию продукции на предмет коммерческой реализуемости. Заканчивается стадия передачей отработанной технической документации из подразделения НИОКР (или из компании – поставщика инновации) в производственное подразделение компании. Эта стадия связана со значительным риском и инвестициями. Это стадия продуктовых, технологических, организационных и маркетинговых инноваций.

2. Стадия освоения (внедрения в производство): На этой стадии происходит технологическое освоение – внедрение новой продукции в масштабное производствои вывод продукции на рынок. Конкуренция продукции на данной стадии незначительна. Если продукция отличается уникальными свойствами, возможно монопольное положение на рынке. Однако на этой стадии продукцияне отработана и технологически «не обкатана». Эта стадия также связана с риском и инвестициями.

Ценовая политика зависит от вида продукции. Здесь могут использоваться различные конкурентные стратегии: постепенного внедрения на рынок или, если продукция уникальна, но высока возможность его копирования – стратегия «снятия сливок». Возможна стратегия продажи новой продукции по цене ниже себестоимости.

Главная цель компании на этом этапе – формирование рынка для новой продукции и, если возможно, использование монопольного преимущества, представляемого уникальностью продукции. На этой стадии инновации также охватывают технологические (совершенствование и доработка технологии), организационные и маркетинговые [5].

Стадия роста: Эта стадия характеризуется ростом спроса на продукцию (спрос даже может превышать предложение). Рост спроса сопровождается ростом объема производства. Рост производства, в свою очередь, сопровождается снижением себестоимости продукции на этой стадии, и, соответственно, ростом прибыли.

Цель компании – освоение рынка, занятие лидирующих позиций, максимальные рост объема продаж. Так как прибыль приносимая продукцией будет привлекать в тот же сегмент рынка конкурентов, на этой стадии инновационная стратегия компании должна предусматривать продолжение инновационного процесса, усовершенствования качества продукции, поиск новых рынков сбыта.

Стадия зрелости продукции (насыщения рынка). На этой стадии рынок насыщается, что вызывает замедление темпов роста объемов продаж и объемов производства продукции. Цель компании на данной стадии заключается в закреплении завоеванной рыночной позиции.

Удержание рыночной позиции возможно за счет поиска новых рынков сбыта, оптимизации каналов продвижения продукции, мер по стимулированию сбыта (маркетинговые инновации), совершенствованию сервисного обслуживания, а также продуктовых и технологических инноваций в целях модификации продукции. Возможные стратегии:

- улучшение качества продукции за счет улучшения функциональных характеристик [6];

- стратегия улучшения свойств за счет придания продукции новых свойств, универсализации продукции (продуктовые инновации);

- стратегия улучшенного оформления в целях повышения привлекательности продукции (маркетинговые инновации).

5. Стадия упадка (спада спроса). Здесь происходит постепенный спад спроса, сокращение рынка, сокращение цен и, как результат, постепенное снижение объемов производства и продаж продукции. Возникает излишек производственных мощностей, появляются товары- заменители.

Цель компании на этом этапе – вернуть утраченные рыночные позиции, восстановить объемы сбыта. Если восстановление утраченных позиций невозможно, на этом этапе необходимо рассмотреть вопрос о выходе с рынка. Весь жизненный цикл продукции может быть связан (не обязательно, но желательно) с инновационным процессом.

Таким образом, в данном разделе были определены понятие инновационной стратегии, рассмотрены ее основные виды (наступательная, оборонительная) и типы, приведены их характеристики, свойства и случаи их использования предприятиями. Рассмотрен жизненный цикл продукции и его взаимосвязь с формированием инновационной стратегии предприятия. Таким образом, чтобы избежать технологических разрывов, разработка новой продукции на смену старой продукции должна происходить в недрах еще относительного благополучия старых продукции. Поэтому разработка новой продукции на перспективу, на смену имеющимся продукциям должна иметь характер закона для любой компании [7].

Новая продукция должна обладать не только более высокими потребительскими свойствами, но и должна быть рассчитана на более массового покупателя. Для этого необходимо продумать вопросы, связанные с созданием модификаций продукции, предназначенных для покупателей с различными доходами, потребностями, вкусами и т.д. На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы о том, что роль инноваций и стратегий инноваций очень велика, так как их выбор и направление развития играют большую роль в повышении уровня конкурентоспособности предприятия. Поэтому при определении инновационной стратегии предприятия необходимо учитывать концепцию жизненного цикла инновации, которая играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса.

Список использованной литературы

1.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Ансофф И.– СПб.: Питер, 1999.
2.Большой коммерческий словарь. / Под ред. д.э.н. Т. Ф. Рябовой. – М: Редакция «Война и мир», 2009.
3.Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Дело, 2007.
4.Мустяца А. Г. Механизм формирования и реализации инновационных стратегий промышленных предприятий: мировой опыт и российскуая практика. – Москва, 2010.
5.Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. В. Сазонова. – М.: Прогресс, 1990.
6.[Электронный ресурс] - http://marketing.spb.ru/lib-mm/mibif/3/index.htm
7.Барабицкий А. А., Масленникова О. А., Методические подходы к разработке инновационной политики промышленного предприятия // Бизнес в законе. – №4. – 2012. – С. 143–146.