Назад в библиотеку

Роль государственного регулирования в сфере малого бизнеса

Автор:Пьяных Е. А.
Источник: Международный сборник научных трудов «Экономика XXI века». – Донецк. ДонНТУ, 2012. Вып. 6. – 117 с.

С научной точки зрения развитие малого предпринимательства рассматривается как базовый процесс, который должен обеспечить реальные структурные сдвиги, углубить рыночные отношения, повысить эффективность и социальную ориентацию производства.

Основными преимуществами, которые определяют роль и место малого предпринимательства в структуре экономики Украины, являются : реализация субъектами предпринимательства своих способностей, собственного имущества, инициативы. свободного рыночного выбора; повышение уровня мотивации труда; увеличения количества рабочих мест; расширение экспортных возможностей Украины; и т.д.

На государство возложено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого бизнеса в Украине, установление порядка создания и деятельности органов государственной власти по поводу государственной поддержки, разработку и реализацию государственных программ развития и поддержки малого предпринимательства, установление льгот для субъектов малого бизнеса по поводу налогов и других платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды

Малый бизнес, безусловно, имеет важное значение для политической и социальной стабильности Украины. Это определяется тем, что малое предпринимательство решает важные социально-экономические задачи: создание дополнительных рабочих мест, уменьшение уровня безработицы, преодоление бедности. Кроме этого малый бизнес участвует в формировании среднего класса, а также в развитии конкурентной среды. Малое предпринимательство имеет непосредственное влияние на становление и развитие экономики страны, и поэтому является одним из основных вопросов экономической политики.

Следует отметить, что в Европе малый бизнес составляет 40-50 %, а то и 60-70 % в производстве валового продукта страны. Это касается как Англии, Франции, Германии, так и стран граничащих с Украиной – Польши, Словакии, Румынии. В Украине же доля малого бизнеса в структуре ВВП составляет около 20 % [4].

В сфере малого бизнеса в 2010 году было занято более 2,65 млн. человек,. а в 2011 – 2,7 млн [3].

Рассматривая некоторые экономические показатели деятельности предприятий малого бизнеса Украины, следует сказать, что малые предприятия в течение года реализуют продукцию на сумму около 457 млрд. грн [2].

Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Малый бизнес в Украине поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые предприятия уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

К главным проблемам украинского малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового характера, т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых предприятий, воздвигнутые административные барьеры и т.д. Другая серьезная проблема законодательной сферы – неэффективность украинской системы налогообложения, ведущая к развитию теневого сектора экономики [1].

В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. Во-вторых, необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства.

Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

Для выполнения этих целей в данный момент принят Налоговый кодекс, который должен способствовать стабилизации экономики нашей страны. Принятие Налогового кодекса вызвало множество дискуссий и недовольств малых предпринимателей. В период обсуждения Налогового кодекса предполагалось изменение налогообложения как физических, так и юридических лиц.

Предусматривалось значительное реформирование упрощённой системы налогообложения. Предполагалось, что ставки налога будут устанавливаться ежегодно органами местного самоуправления в зависимости от вида хозяйственной деятельности в расчете на календарный месяц.

В населенных пунктах ставка единого налога должна была составлять от 20 до 200 гривен в месяц, в городах с численностью населения свыше 150 тысяч человек – уплачиваться в сумме от 20 до 400 гривен в месяц, а если численность населенного пункта более 500 тыс. чел. – от 20 до 600 грн. Кроме этого предполагалось уменьшение видов деятельности, которыми могут заниматься предприятия, работая по упрощённой системе налогообложения – понижение их количества с 26 до 19.

Однако Президент Украины Виктор Янукович посчитал необходимым сохранить действующую упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. Поэтому после вето Президента Украины, предпринимателям оставили прежнюю упрощенную систему налогообложения и ограничили полномочия контролирующих органов.

Все эти изменения вызвали массу дискуссий, и сегодня о целесообразности введения в действие Налогового кодекса ведется активная полемика. С государственной точки зрения Налоговый кодекс, несмотря на ущемление интересов отдельных групп, обеспечит общий положительный эффект для социально- экономического развития страны. Однако этот документ вызывает ряд нареканий экспертов, общественных организаций, бизнесменов и обычных граждан.

В целом в Налоговом кодексе много запретов и несоответствий. Очевидно всё это делается для того что бы создать благоприятные экономические условия для предприятий- гигантов, которыми владеют всё те же чиновники, поэтому наше правительство не хочет взаимодействовать с малым бизнесом, несмотря на положительный мировой опыт.

Таким образом, главной проблемой украинского малого предпринимательства является неэффективность государственной политики. Государство уделяет мало внимания проблемам, которые в последнее время складываются вокруг субъектов малого бизнеса. В связи с этим, государственной власти необходимо принимать активные меры для устранения барьеров, которые возникли на пути развития малых предприятий.

Список использованной литературы

1. Галан Н. Державна підтримка малих та середніх підприємств в Європейському союзі / Н. Галан // Фінанси України. – 2005. – №5.

2. Гальчинський А. Стратегія економічного та соціального розвитку України (2004-2015 роки) “Шляхом Європейської інтеграції” // А. Гальчинський, В Заєць. – К. : ВЦ Держкомстату України, 2004.- 116 с.

3. Розвиток малого і середнього підприємництва як фактор фінансової стабілізації в державі Ю. Наумова // Фінанси України. – 2001, № 11. – С. 24-29.

4. Пила В.І. Проблеми соціально-економічного розвитку регіонів та шляхи їх подолання // Університетські наукові записки Хмельницького інституту регіонального управління та права. – 2007. – №3(23). – С. 163-166.