Назад в библиотеку

Государственное стимулирование инвестиций в инновационную деятельность

Автор:Пьяных Е. А.
Источник: Международный сборник научных трудов «Экономика XXI века». – Донецк. ДонНТУ, 2013. Вып. 7. – 86 с.

Ни для кого не секрет, что инвестиции являются решающей составляющей экономического роста и развития. В современных условиях экономический рост отождествляется только с научно-техническим прогрессом и современными достижениями в науке и технике. Технологии и промышленные нововведения, созданные с использованием результатов научно-технической деятельности, являются основой социально-экономического благосостояния и условием обеспечения национальной безопасности государства. Опыт развитых стран мира подтверждает, что ключевая роль в обеспечении условий инновационного развития, формирования национальной инновационной системы принадлежит государству. Оно устанавливает стратегические цели и осуществляет поддержку, в частности бюджетное финансирование, налоговое стимулирование, кредитования и т. д. Организация таких процессов требует существенных инвестиций, что, в свою очередь, зависит от эффективной инвестиционной политики. Развитие национальной инновационной системы, как объекта государственной политики, должно иметь надлежащую нормативно-правовую форму. Особенно на современном этапе развития, когда Украина ставит приоритетным направление к евроинтеграции первостепенным остается вопрос о совершенствовании и модернизации инновационно-инвестиционного законодательства и его соответствия мировым стандартам.

Отечественное инновационно-инвестиционное законодательство складывается из совокупности нормативно-правовых актов, а именно: законы и кодексы Украины, указы и распоряжения Правительства, указы Президента Украины, приказы профильных министерств и ведомств.

Однако проблема заключается в том, что многообразие всех этих законов вступают в противоречия друг с другом, среди них как в знаменитой басне Крылова каждый тянет в свою сторону, а воз и ныне там, т.е. не происходит развитие инновационной деятельности. Другой существенной проблемой на пути инновационного развития является то, что экономические реформы отождествлялись только лишь с разработкой нормативно-правовой базы. Не были проведены кардинальные изменения в индустриальной структуре экономики. Поэтому появилось противоречие между реальной жизнью и законодательным полем. Низкий индустриальный базис, деформированные пропорции между производством, потреблением и накоплением –, вот перечень далеко не всех проблем. Так, уровень инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов в 2011 году упал до рекордно низкой отметки – 2,19 по пятибалльной шкале. Иностранные инвестиции направляются преимущественно в отрасли с быстрым оборотом капитала. Более половины объема прямых иностранных инвестиций сосредоточены в четырех областях – пищевой, топливной промышленности, торговле, финансах; износ основных фондов за последнее десятилетие увеличился вдвое и сегодня составляет 74,9%.

В целом по промышленности износ основных фондов составляет 63%, в обрабатывающей промышленности - 66,8%, на транспорте износ увеличился до 94,4%, в промышленном комплексе Украины доминируют производство третьего и четвертого технологических укладов, доля которых вместе составляет от 75% до 94%. Пятый уклад не превышает 6-10%, шестой (микробиологическая промышленность, наукоемкая и высокотехнологичная медицинская техника, виды деятельности, основанные на биотехнологиях, генной инженерии) - 0,6 - 1%; недостаточность мотивационной заинтересованности руководителей среднего и высшего звена создавать и внедрять инновации, отсутствие инновационного мировоззрения и инновационного образования инженерно-технического персонала.

Но, несмотря на все эти сложные обстоятельства в Украине, существуют предприятия, которые занимаются созданием и внедрением инноваций. Значительное количество предприятий, которые внедряли инновации, сконцентрированы в наиболее экономически развитых регионах, а именно в Харьковской области и Киеве (147 и 109 предприятий, соответственно). В 2010г. объем реализованной продукции, что является новой для рынка, составил 11 млрд. грн.

Однако это лишь капля в море, в Украине практически не наблюдается рыночных механизмов формирования инновационной инфраструктуры, так же нет государственной стратегии развития национальной инновационной системы. В мире достаточно много моделей подобного рода, однако проблема заключается в том что в Украине она отсутствует как таковая, поэтому мы наблюдаем следующую картину: на наших рынках развиваются зарубежные компании, строя свое благополучие за наш счет, при этом поощряя только в своих странах развитие науки и техники, внедрение революционных проектов и идей. В это время Украина является всего лишь рынком сбыта и источником дешевой рабочей силы.

Для решения данной проблемы необходимо двигаться в следующих направлениях::

Разработка и внедрение инноваций напрямую зависит от стратегии государства и разработки инновационных моделей. В Украине в управлении инновационными процессами отсутсвует системность, направленность ограниченных бюджетных ресурсов на стимулирование инновационной деятельности. Украине необходимо сформулировать четкую стратегию формирования рыночно ориентированной национальной инновационной системы развития экономики. Важно стремится к повышению инновационной политики, поскольку она является мощным рычагом, с помощью которого возможно остановить спад в экономике, обеспечить ее перестройку и наполнить рынок новой или улучшенной конкурентоспособной продукцией.

Список использованной литературы

1. Павленко И. А. Экономика и организация инновационной деятельности: Научное пособие/ И. А. Павленко. – К.: КНЕУ, 2002. – 150 с.

2. Иванова Е. В. Организационные и экономические аспекты инновационной деятельности в Украине /Е. В. Иванова // «Экономика: проблемы теории и практики» - Днепропетровск: ДНУ, 2007. - №114. - 200 с.

3.Програма розвитку інвестиційної та інноваційної діяльності в Україні. Від 2 лютого 2011 р. № 389 [Електро¬нний ресурс]. – Режим доступу :