Назад в библиотеку

Три метода оценки бизнеса. Как определить стоимость бизнеса.

Автор: Сьюзан Уорд
Автор перевода: Солодухина Ю. И.
Источник: http://sbinfocanada.about.com/od/sellingabusiness/a/bizvaluation.htm

Сколько ваш бизнес стоит, зависит от многих факторов, от текущего состояния экономики до баланса вашего бизнеса.

Позвольте мне сказать сразу, что я не верю, что владельцы бизнеса должны сделать свою собственную бизнес оценку. Это равносильно тому, что мать говорит, как талантлив ее ребенк. Ни владелец бизнеса, ни мать не может сделать шаг назад и ответить на вопрос объективно.

Таким образом, чтобы убедиться, что вы установили и получили лучшую цену, когда вы продаете бизнес, я рекомендую получить оценку бизнеса, проделанную профессионалами, например, Chartered бизнес оценщик (ОЦК). В Канаде, вы можете найти бизнес-оценщиков в газетах или через сайт Канадского института дипломированных оценщиков бизнеса. Бизнес Оценщик будет использовать различные методы оценки бизнеса, чтобы определить справедливую цену для вашего бизнеса, таких как:

1) Подход основанный на активах. Затратный. В основе этого метода оценки бизнеса лежат все инвестици. Активы в бизнес-оценки могут быть сделаны на основе ликвидационной стоимости.

Метод включает в себя несколько этапов:
-расчет прогнозных показателей на ряд лет;
-выбор нормы дисконтирования;
-применение соответствующей нормы дисконтирования для дохода за каждый год;
-определение текущей стоимости всех будущих поступлений;
-выведение итогового результата путем прибавления к текущей стоимости будущих поступлений остаточной стоимости активов за вычетом обязательств.

Например, при ликвидации бизнеса собственник может использовать различные пути развития событий и продать бизнес частично. Потенциальный покупатель должен разобраться, какие активы собственник намерен продать в рамках бизнеса.

2) Доходный подход. Этот метод оценки бизнеса основывается на идее, что значение бизнеса заключается в его способности получать прибыль в будущем.

Будущие прибыли от бизнеса прямо учитывают лишь ожидаемые текущие издержка по производству и продаже продукции, в то время как будущие капиталовложения по поддержанию и расширению производственных или торговых мощностей бизнеса в прогнозе прибылей отражаются только частично - через их текущую амортизацию.

Недостаток прибыли как показателя в инвестиционных расчетах по оценке бизнеса также объясняется тем, что прибыль, будучи чисто бухгалтерским отчетным показателем, подвержена значительным манипуляциям.

Метод дисконтирования денежных потоков позволяет более реально оценить будущий потенциал предприятия. В качестве дисконтируемого дохода используется либо чистый доход, либо денежный поток. При этом денежный поток по годам определяется как баланс между притоком денежных средств и их оттоком.

Что такое ставка капитализации?

ТОО Грант Торнтон говорит: "Созданные предприятием с хорошими доходами и долей рынка часто продаются со ставкой капитализации, скажем от 12% до 20%. Не устойчивый бизнес в колеблющейся и неустойчивом рынке , как правило, оценивается с гораздо более высокой стакой капитализации, скажем от 25% до 50% ".

Оценка отдельного предпринимателя в условиях прошлых доходов сложна, а лояльность клиентов напрямую связана с личностью владельца бизнеса. Клиенты должны доверять и быть уверены в высоком уровне профессионализма будущего владельца. Любая оценка сервис-ориентированна на индивидуального предпринимателя необходимо привлекать оценку бизнеса. Обратите внимание, что это может быть смягчено во многих случаях, например, когда доверенный член семьи (кто, возможно, уже знакомы со списком клиента) берет на себя бизнес.

3) Сравнительный подход Рыночная стоимость оценки бизнеса определяется, чтобы установить стоимость путем сравнения вашего бизнеса с аналогичными предприятиями, которые недавно были проданы. Очевидно, что этот метод будет хорошо работать, если есть достаточное количество информации о сравниваемых предприятиях.

Присвоить значение рыночной стоимости отдельного предпринимателя затруднительно,а найти необходимую информацию о продажи аналогичного бизнеса не простая задача.

Данный подход является наиболее популярным методом оценки бизнеса, но для большинства предприятий будет целесообразно комбинировать несколько методов оценки устанавливая при этом справедливую цену.