Назад в библиотеку

АЛМАЗОНОСНОСТЬ УКРАИНЫ С ПОЗИЦИЙ ГЕОДИНАМИКИ

Автор: В. В. Юдин
Источник: Материалы 2-й Международной конф. Симферополь-Ялта, сентябрь 2004 г. Киев, УкрГГРИ, 2006. С. 227–234

Перспективы коренной алмазоносности Украины базировались на устаревших учениях фиксизма о разломно-блоковом строении коры, глубинных разломах, геосинклиналях, пульсации Земли и др. С позиций общепринятой в мире теории актуалистической геодинамики (новой глобальной тектоники, включающей плейттектонику и плюмтектонику), происхождение коренных алмазоносных тел Украины не рассматривалось. В зарубежной литературе на примерах других регионов таких работ мало [3]. Как следствие, не были разработаны новые геодинамические и структурные предпосылки прогноза и поисков. Возраст эндогенных алмазоносных тел в мире имеет очень большой диапазон – от архея до неогена .Например, в провинции Слэйв в Канаде известны достоверно датированные коренные источники алмазов в ордовике, силуре, перми, юре, мелу и в палеогене [8]. Поэтому, при наличии благоприятных палеогеодинамических режимов, на территории Украины можно предполагать существование коренной алмазоносности по всему временному диапазону. О том же свидетельствуют алмазоносные россыпи, известные с рифея - венда до неоген - четвертичного периода [9]. С позиций актуалистической геодинамики нами предложена общая классификация генезиса алмазоносных образований (рис.1). Отдельно выделены, по сути экзогенные, коровые импактные тела крупных астроблем. На Украине известны семь ударных кратеров космогенного происхождения разного возраста [2]. В некоторых из них однозначно установлены импактные алмазы [9]. Остальная и основная алмазоносность связана с мантийной и корово - мантийной геодинамикой.

Генезис алмазов с позиций актуалистической геодинамики

Рис. 1. Генезис алмазов с позиций актуалистической геодинамики.

Геодинамические предпосылки прогноза алмазоносности.

Эндогенные кимберлитовые и лампроитовые тела в мире достаточно четко связаны с двумя геодинамическими режимами. Это континентальный рифтогенез и мантийные плюмы [3; 8].

На территории Украины некоторые исследователи выделяли мантийные плюмы в Донбассе, ДДВ и в Черном море. Однако, руководствуясь принципом актуализма, с этим трудно согласиться. Современные “горячие точки” трансрежимны, более значительны по площади проявления магматизма, изометричны в плане, имеют очень длительное проявление и другие признаки [6]. При движении литосферной плиты над плюмом, магматизм в образованной им глобальной полосе омолаживается в противоположную сторону перемещения плиты. Примерами прохождения “горячих точек” являются Гавайско-Императорский хребет в Тихом океане и другие, которые прошли с омоложением возраста магматизма над океанической или континентальной корой. Согласно глобальным реконструкциям в позднем девоне (рис. 2) Припятско-Днепровско-Донецкий рифт формировался на экваторе и впоследствии двигался к северу с поворотом по часовой стрелке. При этом трасса от фиксированной в мантии “горячей точки” проходила бы вкрест простирания реального авлакогена. В архейско - протерозойских комплексах роль плюмтектоники была больше. Проблема достоверного выделения мантийных плюмов древнейшего возраста на Украине остается не решенной.

Палеотектоническая реконструкция на период позднего девона, 370 млн.лет (по В. Е. Хаину др., 1997, с изменениями и дополнениями В. В. Юдина

Рис. 2. Палеотектоническая реконструкция на период позднего девона, 370 млн.лет (по В. Е. Хаину др., 1997, с изменениями и дополнениями В. В. Юдина

Большинство промышленно алмазоносных кимберлитовых и лампроитовых тел закономерно связано с геодинамическим режимом начала цикла Вильсона – рифтогенезом зрелой архей-протерозойской коры кратонов с мощной литосферой (правило Клиффорда). Эмпирически установлено, что на дивергентном этапе алмазоносные кимберлиты формируются не в самой зоне рифта, а на удалении от оси, на его плечах, где существуют благоприятные условия для сохранения алмазов. При продолжении процесса раздвигания до спрединга с раскрытием океанической коры, ранее образованные трубки взрыва, перекрываясь шельфовыми формациями, сохраняются на пассивных окраинах континентов в рифтогенном комплексе. По сути, авлакогенные рифтогенные и трубки генетически однотипны, отражая эмбриональную стадию формирования пассивных окраин [10]. При дальнейшем развитии коры по циклу Вильсона одна из пассивных окраин (под которую происходит субдукция) превращается в активную [10]. Нами не обнаружено достоверных литературных данных о наличии алмазоносности на этапе островодужного и активноокраинного магматизма. Однако при коллизионной складчатости и орогенезе древние рифтогенные литодинамические комплексы активной окраины могут быть выведены на поверхность вместе с предшествующим рифтогенным пассивноокраинным комплексом и кимберлитовыми трубками.

Такой случай мы имеем в Южном Донбассе. При субдукции и коллизии в собственно сутурной зоне за счет высоких давлений и низких температур могут формироваться иные, динамометаморфогенные коро-мантийные алмазы (рис.2). Обычно они не имеют большого промышленного значения из-за их низкого качества и малого размера кристаллов. В геодинамической истории территории Украины рифтогенез проявлялся с архея-протерозоя. Об этом свидетельствуют проявления россыпей в отложениях рифея-венда [9], а также выделение В. Г. Пастуховым рифтогенного и пассивноокраинного комплексов в породах Украинского щита [4]. Второй этап рифтогенеза связан с раскрытием в ордовике-силуре океана Палеотетис. Ныне породы этого возраста перекрыты более молодыми осадками, но в западных регионах Украины они могут рассматриваться как потенциально алмазоносные, на россыпи и на выявление кимберлитов. Наиболее перспективным комплексом следует считать коренные алмазоносные породы, связанные с рифтингом, создавшим в среднем-позднем девоне Припятско-Днепровско-Донецкий авлакоген. Согласно нашей интерпретации геодинамических глобальных реконструкций (рис. 2), он располагался на юго - западном затухающем луче зоны спрединга и на востоке открывался в Палеоуральский океан. Выявленные в зоне сочленения Складчатого Донбасса и Украинского щита кимберлитовые трубки, по - видимому, не единственные. Они прогнозируются северо-западнее по простиранию палеорифта до его выклинивания (Припятская часть авлакогена), а также в параллельном северном плече палеорифта. Несмотря на более значительную мощность палеозойско-мезозойских отложений, предполагаемые кимберлитовые трубки Воронежского массива на северном плече рифта могли существенно влиять на формирование россыпей алмазов в карбон-пермских и более молодых отложений Донбасса. Девонский рифтогенез привел к отколу от Лавразии микроконтинента Украиния и созданию на востоке океанической коры. Часть ее сохранилась на Кряже Карпинского и в Северокаспийской впадине. Западнее рифтогенез постепенно затухал и спрединг отсутствовал. Одновременно, в более северных районах, формировалась другая зона рифтогенеза и спрединга в Баренцевом море [1]. Она, привела к образованию Печоро-Колвинского и других авлакогенов с формированием известных кимберлитовых трубок Архангельской алмазоносной провинции (рис. 2).

В результате конвергенции в перми-триасе океанический бассейн Палеотетиса был закрыт по Северокрымской сутуре [10]. Процесс конвергенции сформировал в Донецкой складчато – надвиговой области скрытую Донецкую коллизионную сутуру и обусловил активноокраинный магматизм на севере Приазовского массива Украинского щита [11]. В результате здесь развиты и перспективные девонские кимберлитовые трубки рифтогенного этапа и пермско-триасовый активноокраинный магматизм конвергентного этапа развития.Последний, несмотря на довольно широкое проявление, следует считать бесперспективным для выявления коренных источников алмазов. При создании надвиго - шарьяжной структуры Южного Донбасса, эта территория с прилегающей частью Украинского щита, где выявлены кимберлитовые тела, была глубоко денудирована. Уровень среза над выходящими на поверхность девонско - протерозойскми породами по нашим палинспастическим реконструкциям составляет в 5–7 км. По последним оценкам зарубежных исследователей глубина размыва здесь оценивалась от 5 до 10 км. В целом, это негативно влияет на алмазоносность региона. Следующий рифтогенез на территории Украины был связан с раскрытием в позднем триасе палеоокеана Мезотетис. С геодинамических позиций на южном крае Украинского щита можно ожидать находки трубок этого возраста, а в таврической серии Крыма и особенно ее палеорусловых и подводно-каньонных фациях – палеороссыпей. После субдукции и коллизии в юре-раннем мелу сформировалась Предгорная коллизионная сутура Крыма. В ней возможно выявление динамометаморфогенных алмазов. Последний мел - кайнозойский этап дивергенции в геологической истории территории Украины с точки зрения алмазоносности также не рассматривался. В позднем мелу-палеогене выделяется рифтогенно-спрединговое раскрытие Паратетиса (Западночерноморской, Восточночерноморской и других впадин). Оно подтверждается осадочными формациями, магматическими породами (в Ломоносовском массиве Черного моря), сейсморазведкой и другими данными. Рифтогенез здесь был связан с задуговым спредингом [10] и происходил в частично переработанном докембрийском кратоне. В параллельной палеорифтам зоне крайней южной части Украинского щита возможно обнаружение коренной алмазоносности и мел-палеогенового возраста. Локальный прогноз позволяют уточнить структурные методы.

В предшествующих работах кимберлитовые трубки Украины связывались с вертикальными глубинными разломами и узлами их пересечений. Однако в мире связь глубинных разломов и кимберлитов отсутствует [8]. Условно к таковым можно отнести крутопадающие осевые рифтовые раздвиги [6]. Но в них алмазоносность не установлена. Разломы, отвечающие всем критериямглубинных (длительность развития, планетарная протяженность, существенно разное строение и эволюция крылье в, мантийное заложение и др.) в современной геодинамике называются коллизионными сутурами [6]. Они всегда имеют существенный наклон сместителя и весьма широкую зону проекции на земную поверхность. То есть, за исключением динамометаморфогенных, для коренных источников алмазов структурный фактор практически не работает. Открытие Новоласпинского куста безалмазных кимберлитовых тел с трубками Надия, Южная, Новоласпинская, было эмпирическим и не имеет структурного контроля. В зоне сочленения Приазовского массива со Складчатым Донбассом выделен мощный полимиктовый Раздольненский меланж, связанный с субпослойным срывом (детачментом) [11]. В широкой полосе микстита, кроме докембрийских и девонских, встречаются глыбы ультраосновных пород – пикритов и лампроитов. Это “тела-трубки” Петровская, Восточнопетровская, Горняцкая и другие. При выявлении в них алмазов, после палинспастической реконструкции в принципе можно выйти на коренную кимберлитовую трубку. К меланжу следует отнести весьма перспективные алмазоносные брекчии Волыно-Подолии на Кухотско-Серховской площади, описанные во многих работах. Предложенная интерпретация снимает противоречивость выделения здесь вертикальных ортогональных, диагональных и различной ориентировки глубинных разломов и блоков.

Выводы.

С позиций актуалистической геодинамики потенциальная коренная алмазоносность Украины имеет весьма широкий стратиграфический диапазон распространения – от архея-протерозоя до мела-палеогена. Помимо астроблем, алмазоносные тела в первую очередь связываются с трубками вдоль не только южного, но и северного краев Припятско - Днепровско - Донецкого палеорифта, а также с рифтогенными литодинамическими комплексами формирования пассивных окраин Палеотетиса, Мезотетиса и Паратетиса. Как следствие, в соответствующих стратиграфических диапазонах возможно выявление палеороссыпей и коренных источников. Активно - окраинный магматизм Южного Донбасса (перми - триаса), Равнинного Крыма (перми - триаса и юры - раннего мела), а также Горного Крыма (средней юры) следует считать бесперспективными. Структурные критерии размещения коренных источников алмазов весьма сомнительны. Исключение составляет поиск коренных тел по кластолитам рифтогенного комплекса в меланжах детачмента.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аплонов С. В. Геодинамика. Изд - во С - ПбГУ, 2001. –360 с.
  2. Атлас. Геологія і корислі копалини України. Гл. ред. Л. С. Галецький. Київ, НАНУ, Мінекології та природних ресурсів України, 2001.- 168 с.
  3. Божко Н. А. Геотектонические факторы локализации алмазоносных кимберлитов в свете современных данных. В кн.: Проблемы прогнозирования, поисков и изучения месторождений полезных ископаемых на пороге ХХI века (М-лы региональной научно-практ. конф.). Воронеж, изд-во Воронежского Гос. ун-та. 2003.– С. 360–365.
  4. Геодинамическая карта Украины. М - б 1:1000000. Объяснительная записка /Пастухов В. Г., Астахов К. П., Багинян М. К. и др. ГГП “Геопрогноз”. Киев, 1993. 213 с.
  5. Тараско И. В. Стуктурно-геологические, минералогические и петрохимические особенности брекчий Кухотско-Серховской площади / Стан, перспективи та напрямки геологоразвідувальних робіт на алмази в Україні. М-ли наук.– техн. наради. Київ, 2003. С. 173–174.
  6. Хаин В. Е., Ломизе М. Г. Геотектоника с основами геодинамики. М. МГУ, 1995.– 480 с.
  7. Хаин В. Е., Короновский Н. В., Ясаманов Н. А. Историческая геология. М., МГУ. 1997.– 448 с.
  8. Харькив А. Д., Зинчук Н. Н., Крючков А. И. Коренные месторождения алмазов мира. М. ОАО, “Издательство Недра”, 1998.– 555 с.
  9. Чашка А. И.,Тарасюк О. Н.,Смирнов Г. И и др. Алмазоносные формации и алмазоносные районы Украины. В кн.: Прогнозирование и поиски коренных алмазоносных месторождений. Тр. Междуна. науч.-практич. конф. Симферополь. 2000. С.81–88.
  10. Юдин В. В. Пассивные окраины юга и востока Европы // Геологія і геохімія горючих копалин. 2001, № 3. С. 34–42.
  11. Юдин В. В. Геодинамика Южного Донбасса. Монография. Киев, УкрГГРИ, 2003.– 92 с.