Назад в библиотеку

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Автор: Евдокимов Ф.И., Шапошникова О.И.
Описание: В научной статье идёт речь о схеме составления стратегического плана угольного предприятия.
Источник:Тезисы доклада на Международной конференции молодых ученых "Экономика и маркетинг в ХХІ век". - Донецк - 2003

Анализируя экономическую ситуацию в Украине, следует отметить, что существенного улучшения как в народном хозяйстве, так и в промышленной политике пока что не произошло. Старые методы экономического управления предприятиями, в основном оправдавшие себя в прежних условиях планового ведения хозяйства, утратили эффективность, а новые еще в достаточной мере не разработаны ни на уровне страны, ни на уровне предприятия.

Стратегическому развитию предприятия, которому во все времена придавалось большое значение, путем перманентной разработки годовых, пятилетних и двадцатилетних планов, в условиях трансформационной экономики, практически, не уделяется внимания. О планировании развития предприятия на 5 и более лет в полном смысле этого понятия уже и речи не идет. Пятилетние планы и тем более планы на более длительный период на любом уровне: государства, региона, отрасли являются не правилом, а скорее редким исключением. Статистика производственных процессов в экономике на микроуровне не отслеживается, экономическая наука по развитию теории стратегии предприятия оказалась не востребованной практикой. В значительной мере этому способствует отсутствие запросов практики на разработку методологии перспективного планирования производства. Образ мышления руководителей предприятий в большинстве случаев остается консервативным. Их деятельность ориентирована чаще всего не на стратегию развития, а на поиск путей выживания предприятия. Сложившаяся ситуация сказалась и на существенном ограничении научных публикаций о теоретических разработках в области эволюции теории стратегии предприятия в новых условиях хозяйствования.

Вместе с тем вряд ли найдутся достаточные аргументы для убеждения в целесообразности отказа от методов как текущего, так и перспективного планирования развития предприятия любой формы собственности. Однако, в новых условиях хозяйствования показатели всех уровней планов должна рассчитываться на новых методологических принципах, о чем свидетельствуют публикации зарубежных ученых: А.Д. Чандлера, И. Ансоффа, К. Эндрю и других [1,2,3,4]. В работах этих экономистов сделан ряд теоретических обобщений и рекомендаций для управления развитием предприятий. Согласно этим исследованиям деятельность предприятия подчинена достижению стратегических целей, а принимаемые решения в тактических планах выполняются в соответствии с определенными правилами пошагово от индуктивных к дедуктивным целям.

Критериями стратегического планирования выступают различные экономические показатели в зависимости от отраслевой направленности предприятия. Стратегия предприятия рассматривается авторами как интегрирующая сила, объединяющая различные виды его деятельности и формирующая синергический эффект.

В настоящее время, после публикаций работ М. Портера [5,6] научные исследования спектра проблем планирования на различных этапах жизнедеятельности предприятия (разработке бизнес-плана, создания, становления, роста), в период принципиальных рыночных изменений, глобализации экономики, получили интенсивное развитие в сфере стратегического менеджмента и стратегического маркетинга. На первый план выдвигаются методы анализа сильных и слабых сторон предприятия, выявление угроз и способов их преодоления в течение всех этапов жизненного цикла предприятия; обоснование экономического горизонта планирования, при котором обеспечивается надежность прогнозируемых производственных параметров и экономических показателей. Такой подход требует рассматривать стратегию предприятия в двух направлениях как по содержанию его продукции, ее конкурентоспособности, так и как процесс планирования.

Целью настоящей статьи является рассмотрение стратегии предприятия как процесса. Общая схема стратегического планирования может быть представлена в виде итерактивного планирования. При такой посылке важная цель отводится текущему планированию, намечаемым плановым показателям, обоснованию продолжительности экономического горизонта. На каждом этапе разработки текущего плана должен быть выбран оптимальный вариант сценария производственно-коммерческой деятельности, не противоречащий стратегическим экономическим целям. Такой доход необходим, в первую очередь, для предприятий добывающих отраслей промышленности, конечной целью которых является отработка отведенных промышленных запасов.

Схема составления стратегического плана угольного предприятия должно выполнятся по следующим этапам:

1. определение жизненного цикла предприятия как частного от деления величины производственных запасов на производственную мощность шахты с учетом уровня ее освоения;

2. обоснование уровня надежности основных показателей текущего плана – объема угледобычи, себестоимости тонны угля, уровня рентабельности, производительности труда и других;

3. оценка сильных и слабых сторон предприятия;

4. определение оптимального объема добычи угля по заданному экономическому критерию с применением экономико-математических методов;

5. расчет экономического горизонта текущего планирования экономических показателей по уравнению

Tпр=Ти*(1-р)/к (1)

где Тпр – период текущего планирования с заданным уровнем надежности р;

Ти – длительность предшествующего планового периода;

К – коэффициент, учитывающий метод прогнозирования (К=2 при применении метода экстраполяции; К=1,5 – при методе экспертных оценок).

6. Расчет количества итераций стратегического планирования как частное от деления длительности жизненного цикла предприятия на длительность периода прогнозирования.

7. Оптимизация стратегии предприятия на основе применения метода динамического программирования и стратегического анализа конъюнктуры рынка.

Методология состоит из двух подходов: моделирования производственных процессов и структурирования плановой политики предприятия на принципах стремления к оптимальности принимаемых решений в условиях изменчивой маркетинговой сферы.

Такой метод планирования стратегии предприятия представляет собой четкую долгосрочную ориентацию производственно-хозяйственной деятельности добывающего предприятия на основе применения экономико-математических методов, объединяя текущие и долгосрочные планы в единую модель. Одной из важных проблем, возникающих в процессе эконометрического моделирования, является проблема разбиение факторов по группам и выявление значащих факторов внутри каждой группы. Для решения этой проблемы целесообразно на практике применять метод главных компонент.

Список использованных источников:

1. Наливайко А. Эволюция теории стратегии предприятия. – Экономика Украины, 2002, No1 – с. 24-30.

2. Гомаль С. Стратегический процесс. – СПб, Питер, 2001. – с. 112-123.

3. Ansoff J. Corporate Strategy. Mc Graw Hill, New York, 1965.

4. Chandler A.D. Strategy and Structure; Chapters in the History of the Industrial Enterprises. M JT Press, Cambridge, Mass, 1962.

5. Портер М. Стратегия конкуренции. – К.: Основи, 1998.

6. Porter M. Competition in Global Industries. Harvard Business School Press, 1986.