Назад в библиотеку

Экологическая маркировка в мире

Автор: Курилова М. С., Ганнова Ю. Н.
Источник: Использование современных технологий менеджмента в целях повышения эффективности деятельности предприятий / Материалы межвузовской студенческой конференции. — Донецк: ДонНТУ, 2014. — 84 с.

Аннотация

Курилова М. С., Ганнова Ю. Н. — Экологическая маркировка в мире. Рассмотрены эко-маркировки для идентификации экологически приоритетной продукции. Целесообразность введения международного стандарта для всех стран мира.

Общая постановка проблемы

Актуальность темы обусловлена тем, что для потребителя имеет важное значение маркировка товара, которая является основным носителем информации и связана с их обращением. Производитель продукции, в свою очередь, стремится к повышению уровня экологической безопасности своего производства и становится конкурентоспособным участником рынка.

Целью данной статьи является рассмотрение эко-маркировки, для идентификации экологически приоритетной продукции.

Изложение основного материала.

Экологическая маркировка — графическое изображение, которое наносится непосредственно на упаковку продукта, является самым распространенным инструментом зеленого маркетинга.

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано, в основном, со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли [1].

Применяемую за рубежом экологическую маркировку можно условно разделить на три предметные группы:

Маркировка для обозначения экологичности товаров в целом или их отдельных свойств. Примеры таких знаков — Голубой ангел (Германия), Белый лебедь (скандинавские страны), экознак ЕС. Эти знаки: — отражают отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя вокруг земли; — указывают на экологическую чистоту продуктов питания; — обозначают вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

Маркировка, призывающая к бережному отношению к окружающей среде. Знаки этой группы чаще всего встречаются на упаковках потребительских товаров, и их смысл сводится к призывам не сорить, поддерживать чистоту и сдавать предметы для вторичной переработки.

Маркировка для идентификации товаров, которые могут быть повторно использованы или подвергнуты вторичной переработке.

Наиболее распространены знаки, отражающие замкнутый цикл создание — применение — утилизация — восстановление с указанием перерабатываемого материала. Упаковочные материалы являются одним из основных источников бытовых отходов. Наличие знака облегчает идентификацию упаковки, которая может быть повторно использована или подвергнута вторичной переработке, ее сбор и сортировку. Наиболее типичным здесь является немецкий знак Der grime Punkt (Зеленая точка), которая означает, что промышленность или компания дает гарантию приема и вторичной переработки маркированного материала [2].

В европейских странах для финансирования процессов сбора и сортировки отходов упаковки широко используется система Зеленая точка, основанная на использовании товарного знака Зеленая точка. Этот знак запатентован во всём мире Двойной Системой Германии.

Основа деятельности системы Зеленая точка в европейских странах — законодательно закрепленное положение об ответственности производителя или промышленного потребителя упаковки за ее сбор и переработку после использования.

Зеленая точка в качестве финансируемой марки на упаковке указывает на то, что отрасль производства либо торговли вносит финансовый взнос в систему. Маркировка не является обязательной. Контроль над деятельностью этих некоммерческих организаций осуществляется органами государственной власти, общественностью, а в некоторых случаях, наблюдательными советами, куда входят представители природоохранных ведомств.

Знак Зеленая точка является одним из самых известных брендов в мире. Используется в 24 европейских странах и является символом ответственности производителя. Знаком Зеленая точка ежегодно маркируется более 460 миллиардов упаковок [3].

Все международные программы экомаркировки основаны на том, что оценке подвергается не только сам продукт, но и сырье, из которого он был получен, его упаковка, рассматриваются его транспортировка к конечному потребителю и особенности утилизации. Только комплексный анализ продукта от сырья до упаковки может составить полную картину его воздействия на человека и окружающую среду [4].

Выводы

Преимуществом развития экологической маркировки является, гарантия качества, надежности и улучшенных экологических характеристик. Над решением этих проблем должны продолжать активно работать все стороны, вовлеченные в процессы товарооборота, то есть законодатели, производители и потребители.

Список использованной литературы

1. Идентивикация товаров: Учебн. / Поликарпов И. С., Закусилов А. П. — К.,  — 2005. — 344 с.
2. Пашков А., Волковинский В. Экологическая маркировка продукции // Стандарты и качество. — 2001. — № 1.
3. Экологическая маркировка. Руководство для бизнесменов и вдумчивых покупателей / Смирнова Е. В. — М.: Зеленая книга, 2012. — 128 с.
4. Надежда планеты: Журнал / Грачева Ю. — Санкт-Петербург, 2008.—№ 3