ДонНТУ   Портал магистров

Выбор данной темы индивидуального задания обусловлен тем, что я еще с детства интересовалась медициной. Именно поэтому после школы я пошла учиться в Донецкий базовый медицинский колледж на специальность Медико-профилактическое дело. В колледже я поняла, что экология и медицина тесно связаны, поэтому после его окончания выбрала профессию эколога. И теперь, будучи магистром, я не жалею о своем выборе!


Медицина и экология

История развития медицины

Врачевание возникло в глубокой древности. Потребность оказать помощь при повреждениях, в родах обусловила необходимость накопления знаний о некоторых приемах лечения, о лекарствах из растительного и животного мира. Наряду с рациональным опытом лечения, которое передавалось из поколения в поколение, широкое распространение имели приемы, носящие мистический характер — заговоры, заклинания, ношение амулетов. Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи.

Знаменитый врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.) учил врачей наблюдательности и необходимости внимательного исследования больного, он дал классификацию людей по четырем темпераментам (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), признавал влияние на человека условий внешней среды и считал, что задача врача помогать природным силам организма преодолеть болезнь. Взгляды Гиппократа и его последователя древнеримского врача Галена (2 в. н. э.), совершившего открытия в области анатомии, физиологии, лекарствоведения, проводившего клинические наблюдения, в частности над пульсом, оказывали огромное влияние на развитие медицины.

В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи ставили диагноз и проводили лечение, основываясь не на наблюдениях за больным, а на отвлеченных рассуждениях и на ссылках на учение Галена, искаженное схоластами и церковниками.

Переворотом в медицине явилось открытие английским врачом У. Гарвеем (1578–1657) кровообращения. Это открытие, изложенное в его книге Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных (1628), по словам Ф. Энгельса, делает науку из физиологии. Гарвей опроверг господствовавшее в течение 1500 лет учение Галена о движении крови и обосновал научное представление о кровообращении.

В 19 веке при промышленном капитализме успехи естествознания, в первую очередь физики, химии, а затем биологии, позволили обогатить медицину новыми методами. Три крупнейших открытия определили новую эпоху в естествознании и повлияли решающим образом и на медицину: Познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед… Во-первых, благодаря открытию клетки… Во-вторых, благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии… Наконец, в-третьих, благодаря впервые представленному Ч. Дарвином связному доказательству того, что все окружающие нас теперь организмы возникли в результате длительного процесса развития (Ф. Энгельс) [1].

История развития экологии

Корни экологического знания уходят в глубокую древность. Наскальные рисунки, сделанные первобытными людьми, свидетельствуют о том, что интерес человека к окружающему миру был далек от простого любопытства. Идея охраны природы и, в частности, красоты естественных лесов была близка жителям Древней Греции. Так, древнегреческий поэт Гораций в письме патрицию Фуску Авидию говорит: В ваших садах великолепные колоннады. Не для того ли они построены, чтобы запереть рощи и леса? Природа, которую вы гоните прочь ударами секир, которую вы гоните в двери из ваших домов, к счастью, возвращается обратно через окно.

Ключевым моментом в развитии экологического знания было возникновение самого термина экология. Днем рождения, а точнее крещения, экологии как науки можно считать 14 сентября 1866 г., когда немецкий биолог Э. Геккель (1834–1919) закончил написание фундаментального труда Всеобщая морфология организмов. Классифицируя разделы биологии в одном из подстрочных примечаний, Геккель впервые употребил слово экология(от греч. oikos — дом, жилище, родина, местопребывание, обиталище и logos — слово, учение) в отношении научного знания. К концу XIX в. термином экология начали пользоваться многие биологи, причем не только в Германии, но и в других странах. В 1868 г. в России под редакцией И. И. Мечникова вышел в конспективном изложении труд Э. Геккеля Общая морфология, где впервые было упомянуто слово экология на русском языке.

Экология как наука возникла в середине XIX в. в недрах биологической науки, которая к тому времени стала интересоваться не только классификацией всего живого и строением организмов, но и реакцией животных и растений на условия существования.

Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809–1882) — основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Дарвина о присущей всему живому постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.

Как признанная самостоятельная научная дисциплина экология оформилась около 1900 г. Постепенно ученые-экологи перешли от стадии описательной к стадии осмысления собранных фактов. Интенсивное развитие получила экспериментальная и теоретическая экология. Именно на 20–40 гг. XX в. приходится расцвет теоретической экологии. Были сформулированы основные задачи изучения популяций и сообществ, предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействий, проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей. Установлены математические законы, описывающие динамику популяций взаимодействующих групп особей. Огромное влияние на развитие экологии оказали работы выдающегося русского геохимика В.И. Вернадского (1863–1945). Он изучал процессы, протекающие в биосфере, и разработал теорию, названную им биогеохимией, которая легла в основу современного учения о биосфере.

Взаимосвязи в живой природе, с которыми приходится сталкиваться ученым, чрезвычайно широки и многообразны. Поэтому в идеале эколог должен обладать поистине энциклопедическими знаниями, сконцентрированными во многих научных и общественных дисциплинах. Для успешного решения реальных экологических задач необходима совместная междисциплинарная работа исследовательских групп, каждая из которых представляет различные отрасли науки. Именно поэтому во второй половине XX в. в экологии сложились экологические школы ботаников, зоологов, геоботаников, гидробиологов, почвоведов [2].

Роль медицины и экологии в современном обществе

Более чем за 100 лет своего развития экология превратилась в одну из самых актуальных современных наук. За этот период в результате хозяйственной деятельности человека наша планета по ряду ключевых экологических параметров вышла за пределы той природной изменчивости, которая происходила в течение последнего полумиллиона лет. Изменения, происходящие в настоящее время — по масштабам и темпам беспрецедентны.

Экология позволяет не только оценить масштабы грозящей Земле катастрофы, но и выработать рекомендации и правила, которые помогут ее избежать [3].

Все убыстряющийся темп развития современного общества актуализирует проблему сохранения человека как вида. Решение этой проблемы во многом зависит от развития сверхадаптационных возможностей человека. Для этого необходимо не столько лечение болезней, сколько их предупреждение, т. е. профилактика заболеваний. Успешная профилактическая деятельность во многом зависит от отношения к здоровью населения, человека, заинтересованности государства в сохранении здоровья граждан как человеческого ресурса своего существования. Таким образом, разрешения проблемы сохранения здоровья зависит от формирования отношения к здоровью как ценности, на индивидуальном, общественном и государственном уровнях.

Во-первых, современная медицина должна развивать фундаментальное знание о взаимосвязи человека, природы и общества, которая отражается на здоровье человека.

Вторая задача, которая стоит перед медициной это необходимость дополнить систему деятельности в экстремальной ситуации системой профилактики заболеваний и системы восстановления здоровья.

Третья задача относится к развитию фундаментальной науки о здоровье человека. Такой фундаментальной науки, которая бы выстраивая систему знания о человеческом здоровье, осуществляла синтез разнообразных систем медицинского по принципу их практического эффекта.

В связи с этим современная медицина, решая проблему сохранения и развития здоровья населения, человека организовывает профилактические меры по предупреждению заболеваний, развивает медицинское знание. Эффективная работа в этом направлении отразится на изменении отношения к современной медицине [3].

Медицинская экология — будущее человечества

Термин медицинская экология был впервые употреблен выдающийся микробиологом Рене Дюбо (1901–1982), в своей концепции, согласно которой природные системы, если изучить в полном объеме, предназначаются для многих из наших потребностей, в том числе и для лечения некоторых заболеваний.

Экологическая медицина сформировалась как новое направление на границе медицинских дисциплин и экологии в середине 70-х годов XX века в развитых странах мира, которые раньше всех столкнулись с экологическими проблемами. К настоящему моменту уже разработаны подходы к диагностике, лечению и профилактике многих экологически зависимых заболеваний.

В 2007 году я поступила в Донецкий базовый медицинский колледж на специальность Медико-профилактическое дело. Наши преподаватели часто говорили нам, что Будущее принадлежит медицине профилактической. Будучи студенткой медицинскогго колледжа, я изучала дисциплины, которые были тесно связаны с экологией. И уже тогда я понимала, что именно медицинская экология — будущее человества. Экология и медицина — это веточки одного дерева, которое именуется Homo sapiens. Эти две науки направлены на сохранение оптимальных условий для жизни человека.

Период обучения в ДМБК

Период обучения в медицинском колледже



Именно поэтому, когда я закончила медколледж, я решила более детально познакомиться с экологией и поступила в Донецкий национальный технический университет на факультет экологии и химической технологии. За период обучения узнала много нового и еще раз убедилась, что экология и медицина имеет много общего.

Период обучения в ДМБК

Лабораторные работы на кафедре Прикладная экология и охрана окружающей среды


Меня и до сих пор интересует медицина, поэтому тема моей магистерской работы тесно связана со здоровьем населения города и влиянием выбросов загрязняющих веществ на клубневые растения.

Список источников

    1. Развитие медицины.

    2. Развитие экологии .

    3. Медицина и экология.

Дополнительные источники

    1. Все о медицине.

    2. История экологии.
Вверх