ДонНТУ   Портал магистров

Оригами

История возникновения

В переводе с японского оригами означает сложенная бумага, в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами – не прибавлять и не вычитать ничего лишнего [2]. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.

Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала – китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.

Пегамент Слова бумага и Бог на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

Важно отметить, что оригами – не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма [1].

Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей.

Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях – во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома.

После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур.

Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрел и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни.

Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому.

Искусство складывания фигурок из бумаги быстро закрепилось в феодальной Японии. Владение бумагой, как материалом для создания различных форм, стало необходимым признаком хорошего вкуса, грамотного воспитания и образцового образования. Быть учителем по бумажной пластике стало почетной должностью. А зажиточные родители не скупились на зарплату, нанимая оригами-мастеров в учителя своим детям.

В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия.

А вот сам термин оригами возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.

Япония по праву заслужила звание страны – прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная азбука. Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами. Но все они берут свои истоки именно в Японии.

Влияние на культуру

В свое время искусство оригами стало обязательным занятием в большинстве японских семей. Знания и умения, на примере многих уже знакомых нам фигурок, передавались от матерей к дочкам. Те, в свою очередь, обучали своих детей.

Школа искусства Долгое время искусство оригами существовало как храмовое, и тогда оно было очень регламентировано по технике выполнения – ни шага в сторону, никакой самодеятельности. Количество использованных фигурок из бумаги было весьма ограничено, но приемы тщательно шлифовались.

Ежели заглянуть в историю разных стран, то почти везде, где производилась бумага, были свои традиции складывания из листа. Существовали они и в странах Латинской Америки и в странах Северной Африки. Но именно страна Восходящего Солнца подарила миру это искусство.

Расцвет оригами приходится на середину 20-го века, когда Акиро Йошидзава посвятил себя этому делу. Главной его заслугой считается создание азбуки оригами – это условные обозначения, графические знаки, символы, кои позволяют показать наглядно и доступно пошаговый процесс складывания фигурок оригами. Так, это искусство приобрело международный язык – понятный всем и каждому, кто желал открыть для себя мир оригами.

Легенда о бумажном журавлике

Журавль считается символом надежды, любви и веры во всех странах Востока. Жители этого края верят в то, что если сделать тысячу бумажных журавликов и раздать эти фигурки всем близким и знакомым, то исполниться самое заветное желание.

Легенда о бумажном журавлике корнями из древних времен. Она повествует о бедном добром мастере, который делал различные фигурки из бумаги и раздаривал их детишкам. Как то он шел и встретил монаха. Мастер поздоровался с ним и подарил ему бумажного журавлика. Монах от такого подарка был сильно растроган. Он сказал мастеру о том, чтобы тот продолжал заниматься своим любимым делом, чтобы даже в войну он был верен своему искусству. И тогда искусство вознаградит его, сделает его богатым и известным.

Как и говорил монах, вскоре началась война. Все мужчины ушли сражаться. И только мастер сидел сутками в своей мастерской и творил фигурки. Люди разозлились на него и решили сжечь его мастерскую. Но когда вошли внутрь, тут же замерли. Они были поражены красотой и разнообразием бумажных фигурок. Мастер подарил каждому фигурку, а затем быстро сделал журавля и выпустил его. Птица тут же взлетела.

Бумажный журавлик

Бумажный журавлик

После этого журавль считался вестником мира. Люди вдохновились от увиденного и победили в войне.

История о тысяче журавликов

Бумажный журавлик В 1945 году, когда на Хиросиму была сброшена американская бомба, среди пострадавших была девочка двух лет Садако Сасаки. Она попала в госпиталь, и там один из ее знакомых свернул для девочки бумажного журавлика. Девочка неподдельно верила в то, что бумажный журавлик является птицей счастья, и если сделать их 1000 штук, то исполнится заветное желание.

Так Садако начала творить своих журавликов. По началу, она загадала выздороветь, но после передумала, и решила попросить у священной птицы здоровья для других детей планеты. Девочка использовала любые клочки бумаги, кои попадали ей под руку, и складывала журавликов, чтобы ее заветное желание быстрее осуществилось. К сожалению, ко дню смерти – 25 октября 1955 года – Садако успела сложить только 644 журавлика. А позже, ее друзья подхватили идею этой маленькой девочки, и создали недостающих птиц счастья. Спустя годы, японские дети создали клуб, трудами которого была начата акция по сбору денег для памятника детям, которые погибли от атомной бомбы.

За три года детям удалось собрать нужную сумму, и уже в 1958 году в Хиросиме открыли парк Мира, где стоял монумент, о коем так мечтали друзья Садако. Теперь каждый год 6 августа этот монумент покрывается гирляндами, состоящими из десятков тысяч журавликов счастья.

Монумент в парке Мира

Монумент в парке Мира

Список использованной литературы

  1. Meher McArthur, Robert J. Lang. Folding Paper, The Infinite Possibilities of Origami. – International Arts and Artists, 2011. – С. 96.
  2. Roman Diaz. Origami Essence. – L'Atlier du Gresivaudan, 2010. – С. 160.
  3. Дополнительные источники

    Путь оригами

    Большое количество схем оригами разнообразного направления, история оригами, разнообразие видов оригами

    Лучшие схемы оригами

    Множество различных схем оригами, удобный поиск по категориям, частое обновление новых схем

    Мир своими руками

    Сайт посвящён оригами – древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.