Назад в библиотеку

РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ СЕТЕВОЙ УЧЕТНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Автор: Иваница С.В. Зеленева И.Я
Источник: http://ea.donntu.ru:8080/jspui/handle/123456789/19712

В связи с бурным развитием и внедрением информационных технологий решения разнообразных задач во всех сферах деятельности человека требуют достоверной информации, которую приходится извлекать из неупорядоченных данных. Данными можно более эффективно управлять, если их разместить в базе данных (БД). Следует отметить, что БД — одно из важнейших «средств» хранения, обработки и использования разных видов документации. [1] Спектр применения БД в повседневной жизни настолько широкий (от бухгалтерии до военной промышленности), что спрос на их использование и создание с каждым годом повышается. Постоянное развитие компьютерных технологий разрешает создавать практические и простые в применении для пользователя базы данных. Однако, кроме положительных сторон, в БД есть и важные недостатки. К ним можно отнести привязку программы БД к определенным данным, заранее заложенных в программный код, что вынуждает пользователя постоянно приобретать новые БД для работы, а также переключаться с одной базы на другую.

В настоящее время учетно-консультационные системы, основанные на использовании БД, нашли применение в широком спектре человеческой деятельности. Приведем характерные примеры процессов с применением баз данных: покупка в супермаркете; расчеты с использованием кредитной карточки; заказ книг в библиотеке; работа в Internet; обучение в университете. [2]

В настоящий момент возникла необходимость создания единой (для работников и клиентов книжного издательства) учетно-консультационной системы для учета книжной продукции, гибкой и максимально автоматизированной работой с авторскими проектами, возможности подключения клиентов к системе с ограниченным доступом (например, в режиме просмотра информации о выпускаемой продукции). Учитывая развитие современных технологий и совместимость стандартов, было принято решение создать сетевую консультационно-учетную систему с использованием базы данных (БД).

Обоснование необходимости создания учетно-консультационной системы на основе базы данных заключается в следующем:

а) на предприятии нет единой системы учета информации о выпускаемой продукции;

б) неудобство работы с одними и теми же документами обусловлено отсутствием сетевого доступа различными пользователями к одному документу;

в) недостаточная «гибкость» каждого программного продукта в отдельности вынуждает пользоваться различными, не всегда совместимыми друг с другом программами;

г) отсутствие интеграции всех вышеперечисленных программ, например в xls- или htm-файлы, приводит к тому, что практически каждый раз заново нужно создавать формы с информацией о новой продукции.

д) ограниченные только данными прайс-листа, клиенты не имеют полной информации о продукции, что, в конечном счете, сказывается на объемах продаж.

Предлагается учетно-консультационная система для книжного издательства. Использовать такую систему, конечно же, намного привлекательнее, чем работать с системами файлов, где имеется множество вышеперечисленных проблем. В отличие от систем файлов с большим количеством не связанных друг с другом файлов, база данных этой системы состоит из логически взаимосвязанных данных, размещенных в едином хранилище (сервере). Система управления базой данных, представленная на рис. 1, обладает целым рядом преимуществ по сравнению с системой управления файлами, представленной на рис. 2, и обеспечивает решение проблемы несовместимости данных, аномалии данных, зависимости по данным и структурной зависимости.

Организация работы издательства с использованием учетноконсультационной системы

Рис. 1. Организация работы издательства с использованием учетноконсультационной системы.

Организация работы издательства с использованием системы файлов

Рис. 2. Организация работы издательства с использованием системы файлов.

Основные возможности разрабатываемой учетно-консультационной системы для учета книг в издательстве:

1. Преимущества системы:

• Возможность сортировки и фильтрации данных;

• Возможность изменения структуры данных;

• Многопользовательский режим.

2. Составляющие системы:

• Вкладка «Книги»;

• Вкладка «Авторы»;

• Вкладка «Поиск»;

• Вкладка «Запросы».

Все данные можно импортировать в Word, Excel, текстовый файл (RTF). Внизу, в строке-статусе, можно всегда посмотреть тип и имя пользователя и количество записей в основной таблице («Книги»). Данные в некоторых таблицах могут быть связаны между собой. Например, каждая книга написана одним или несколькими авторами. Причем, в таблице «Книги» может быть несколько книг, написанных одним и тем же автором. Таким образом, можно для каждого конкретного автора посмотреть, автором каких книг он является.

3. Многопользовательский режим:

Каждый пользователь, содержащийся в таблице tblUsers, проходит аутентификацию при старте программы и получает права в соответствии с его ролью (Администратор, Клиент, Менеджер или Бухгалтер). Эта настройка хранится в БД и доступна для редактирования только Администратору.

Роль "Администратор": Возможны любые изменения, создание полей и таблиц, настройка видимых полей, их порядка, основных вкладок, добавление пользователей, изменение общих и персональных настроек, импорт данных и групповое обновление.

Роль "Клиент": Только просмотр данных в таблицах основных вкладок. Скрыта вся служебная информация. Возможны изменения персональных настроек.

Роль «Менеджер»: Информация о книгах, редактор создания прайс-листа. Скрыты таблицы бухгалтерии и редакторы создания писем и авторских договоров. Возможны изменения персональных настроек.

Роль «Бухгалтер »: Информация о книгах, редактор создания писем в типографии и авторских договоров. Работа со всеми таблицами, кроме таблицы пользователей. Возможны изменения персональных настроек.

4. Поиск по таблице: поиск любого параметра любой таблице по ключевому слову или набору символов.

5. Запросы:

• Поддержка SQL-запросов;

• Редактор и хранилище запросов;

• Создание индивидуальных запросов для каждого пользователя.

Таким образом, предлагаемая учетно-консультационная система позволяет скоординировать работу отделов предприятия, сделать более эффективной работу с клиентами и увеличить объемы продаж. В дальнейшем планируется расширение БД и введение новой роли «Редактор» для работы с оригинал-макетами публикаций, а также размещение базы данных на web-сервере издательства для возможности получения удаленного доступа для клиентов

Литература


1. Питер Роб, Карлос Коронел Системы баз данных: проектирование, реализация и управление. — Санкт-Петербург, БХВ 2004;
2. Крис Дж. Дейт Введение в системы баз данных. — М. : Вильямс, 2001