ДонНТУ   Портал магистров

История создание гитарного звука

В 13 лет решил пойти записаться в музыкальную школу в класс игры на гитаре. Подтолкнула меня на этот шаг любовь к рок-музыке. В этот музыкальный инструмент я влюбился с первых уроков в музыкольной школе. И поныне я с этим инструментом не расстаюсь, исмпользуя любую свободную минутку времени чтобы поиграть на этом волшебном инструменте. Поэтому я решил посветить этот раздел гитаре и гитарному звуку, и как придумывались те или иные звуковые эффекты для электрогитар.

История появления электрогитар

Появление на свет в 20-е годы ХХ века звукоснимателя, изобретение которого часто приписываются Ллойду Лоару из компании Gibson, открыло новую эпоху в истории развития гитары — эпоху электрифицированных инструментов. Их звучание кардинально отличается от звучания акустических гитар. Они имеют более длинный сустейн и обладают ярким тембром. Именно благодаря электрогитаре возникла целая эра рок-музыки.

Первые цельнокорпусные гитары были изготовлены в 1947–1948 годах в Калифорнии независимо друг от друга мастерами Лео Фендером и Полом Бигсби. Что касается Лео Фендера, то его влияние на развитие современной электрогитары огромно. Основав в 1946 году фирму Fender, четыре года спустя он выпускает цельнокорпусную модель Telecaster, на которой было установлено два звукоснимателя собственного производства. А в 1954 году, компания Fender приступила к производству, пожалуй самой культовой цельнокорпусной электрогитары за всю ее истоирию — модель Stratocaster.

В большой мере популярность Fender Stratocaster объясняется его универсальностью. Бриджевый, средний и нековый («ритм», «нормальный тембр» и «соло») датчики обеспечивали широкий диапазон звучаний. Стандартные датчики выдавали яркий и чистый звук, богатый гармониками. Конструкция механизма «Fender synchronized tremolo», реализованная в Fender Stratocaster, стала одной из самых копируемых, превосходя все последующие, включая более позднюю конструкцию — «Floating bridge», разработанную также Лео Фендером. Fender Telecaster также остался в производстве. И Stratocaster, и Telecaster процветали в виде двух семейств гитар, включавших много их вариантов.

Старейшая фирма Gibson также активно разрабатывала цельнокорпусные инструменты, но выпустила первую модель несколько позже, чем Fender, — в 1952 году. Ею стала также культовая ныне модель Les Paul, во многом определившая дальнейшее формирование облика современной электрогитары. Линия гитар Les Paul первоначально включала две модели: обычную (по прозвищу Goldtop) и кастом (Custom) с более качественной фурнитурой и более строгим чёрным цветом корпуса. Тем не менее, развитие технологии производства звукоснимателей, фурнитуры и корпусов гитар позволили превратить Les Paul в долгосрочную серию цельных электрогитар, заполнившую все ценовые сегменты рынка, кроме инструментов для совсем начинающих.

Gibson Les Paul отличается от других электрогитар не только формой и дизайном корпуса. Например, струны всегда крепятся на верхней части корпуса, как это сделано в полуакустических гитарах Гибсон, в отличие от крепления струн сквозь корпус, которое можно найти на моделях Fender. Гибсон также имеет различные цвета, например, красного вина, черного дерева, классический белый, пылающего огня, и альпийский белый. Кроме того, модели Les Paul предлагали множество отделок и декоративных узоров, разнообразные варианты фурнитуры и инновационные варианты хамбакеров, некоторые из которых значительно повлияли на звучание гитары. В частности, в 1957 году, Гибсон выпустил хамбакер PAF, который произвёл настоящую революцию в звучании электрогитары, и подавлял шум в усилителе от которого до этого страдали датчики с одной обмоткой (синглы).

В настоящее время все выпускаемые электрогитары в той или иной степени копируют основные идеи, впервые реализованые в Fender Stratocaster и Gibson Les Paul.

Устройства эффектов

Широкое применение в музыкальных композициях различных эффектов стало в настоящее время чем-то само собой разумеющимся. Для электрогитары же отбработка сигнала стала стандартом, так как «сухим», необработанным звуком на ней обычно никто не играет. Это обусловливается в основном небогатым спектром ее звучания. Не последнию роль играет и то, что современная техника позволяет достичь практически любого результата для реализации той или иной художественной задачи. Для обработки гитарного сигнала применяют специальные устройства, которые реализуют один или несколько звуковые эффектов. Несмотря на кажущееся разнообразие этих эффектов, их не такуж и много, и данную часть мы посвятим именно им.

Овердрайв и Дисторшн

Не будет преувеличением сказать, что самым распространенным эффектом для электрогитары, особенно в рок-музыке, является эффект «перегрузка». Несмотря на большое количество различных торговых названий — fuzz, tube screamer, heavy-metal и т.п. все этих устройства выполняют одну и ту же функцию — искажение сигнала путем его ограничения по амплитуде. Тем не менее, всю группу «искажалок» можно условно поделить на две большие подгруппы — овердрайв и дисторшн.

Ранние примеры этого эффекта часто получались случайно, когда музыканты пробовали играть на поврежденных гитарных усилителях или же специально порванных диффузорах динамиков. Одним из ярких примеров были Рэй Линк, которые случайно выбили лампу, а затем начали так делать для получения шумного, грязного звука для соло. Наблюдая эту тенденцию, Лео Фендер из компании по производству усилителей Fender, разработал ламповые гитарные усилители, которые добавляли немного «Overdrive». В 1960-х годах, среди гитаристов был популяризирован педальный эффект fuzz, среди них были Джими Хендрикс и Джордж Харрисон.

Эффект «дисторшн» может быть получен разными способами: с помощью педальных эффектов, усилителей, предусилителей, динамиков или с помощью цифровых программ, моделирующих устройство усилителей. Многие музыканты используют их комбинацию для получения своего неповторимого тембра.

Сегодня, по-видимому, все гитаристы постоянно или эпизодически используют данные эффекты. Это позволяет получить продолжительное и мощное звучание. Кроме того, использование овердрайва или музыканта, выровнять динамику и исполнять быстрые пассажи, которые на чистом звуке слeшались бы довольно неряшливо.

Вау-вау

Вау-Вау(Wah-wah), или, иначе, тембровое вибрато, является еще одним из наиболее распространенных гитарных эффектов. Он может с успехом применяться как в солирующих партиях, так и для создания остинатных ритмических фигур. Внешнее устройство выполняется в напольном исполнениии с подвижной педально. Название эффекта обусловленно его звучанием: при опускании педали гитара издает весьма схожий с произнесенным словом «вау» звук.

Cry Baby Wah является одним из самых знаковых явлений в истории музыки, и его создание было чистой случайностью. В 1966 году, инженер компании «Thomas Organ» Брэд Планкетт тестируя новую схему усилителя, он и его коллеги услышали странный, но заманчивый эффект, созданный, когда он сдвинул тембр слева направо. Коллеги Планкетта предположили, составить схему в качестве педали громкости, так и родилась педаль «Cry Baby». «Thomas Organ» не произвела педалей до 1981 года, когда компания закрылась.

В 1982 году, компания «Dunlop» получила в наследство название «Cry Baby» и все что осталось на заводе, со схемами деталями и оснасткой. С тех пор, линия «Cry Baby» Wah-Wah педалей часто используется для тональной и функциональной необходимости. Они могут быть классифицированы на три основные категории: Винтажные, Многофункциональные и Подписные.

Ревербератор

Без реверберации в настоящее время не обходится ни одна запись, ни одного эстадное концертное выступление. Реверберация — это послезвучие, наблюдаемое в помещении после прекращения действия источника звука. Реверберация является естественным физическим процессом, сопровождающим нашу жизнь почти что повсюду, поэтому при ее отсутствии (например, в специальной заглушенной камере или безэховой камере) звук кажется неестественным, неживым. Реверберация позволяет сделать звучание более объемным, а в ряде соучае отчетливым и разборчевым.

Первечально, начиная с 30-х годов, для получения искуственной реверберации использовались так называемые эхо-камеры, также сущесвовали и листовые ревербераторы действующие на электромеханическом принципе.

Были также и ленточные, или магнитные ревербераторы,ныне уже не выпускаются. Такие устройства напоминали обычный катушечный магнтофон. Подаваемый на вход сигнал поступает на записывающую головку, с помощью которой записывается на «бесконечную» магнитную ленту (ленту замкнутую в кольцо). Потом сигнал считывается с ленты несколькими воспроизводящими головками, расположенных последовольно и рядом друг другу. Для затухающего характера реверберации, уровень считываемого с каждой последующей головки должен быть меньше предыдущего. Сигналы со всех головок микшируются и поступают на выход. Можно потом вновь это же сигнал подать на записывающую головку вместе с основным сигналом.

На сегодня самым распространенным и практически единственным типом ревербераторов является цифровой ревербератор. Свое развитие они получили в 80-х годах. Алгоритмы, по которым работают современные цифровые ревербераторы, необычайно сложны и позволяют не только моделировать акустику любого помещения, но и создавать множество других, подчас не существующих в природе эффектов.

Делей, Эхо

Дилей (delay) и эхо(echo) являются по сути одним и тем же эффектом, заключающимся к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. На слух это воспринимается ка четкие затухаюшие повторы(эхо), сопровождающие основной сигнал. Дилей — однократная задержка, а эхо — многократные повторы. Обычно оба эффекта называют дилэем.

Дилей и реверберация — родственные эффекты. Оба они осуществляют подмешивание к исходному сигналу его копий, сдвинутых во времени. Отличие втом что в дилэе мы четко различаем повторы, а реверберация воспринимается как единый затухающий звук.

Устройства, реализующие эффект дилей, первонвчально были аналоговыми. Большое распространение получил дилэй, реализованый устройством, аналогичным ленточному ревербератору. Для этого достаточно или замедлить скорость воспроизведения магнитной ленты, или увеличить расстояние между головками воспроизведения. Однако сегодня практически во всех областях, связанных со звуком, используются цифровые линиии задержки. Зачастую в одном приборе могут быть реализованы одновременно и эффект реверберации, дилэй, и другие временные эффекты, так как они используют схожие алгоритмы работы.

Ниже представлены сайты, на которых можно более детально ознакомиться с тематикой гитарного звука а также с полезной литературой и информацией:

Список источников

1. Дисторшн

2. Dunlop Cry Baby

3. Voxamps

4. Овердрайв