АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА НА КАФЕДРАХ
Калюжный Никита Владиславович,
Астраханский государственный университет, г. Астрахань
E-mail: n.kalughniy@mail.ru
Аннотация. В данной статье определяются проблемы, порождённые малой эффективностью применения неспециализированных средств для распределения учебной нагрузки, и раскрываются преимущества автоматизации этой области деятельности высших учебных заведений. Выявлена и обоснована необходимость автоматизации распределения учебной нагрузки с учётом характера взаимодействия различных подразделений ВУЗа.
Ключевые слова: автоматизация, ВУЗ, учебный процесс, учебная нагрузка.
Планирование и управление учебным процессом является одним из основных видов деятельности любого учебного заведения. Этот процесс включает широкий спектр задач, требующих решения в достаточно короткие сроки при высокой достоверности результатов. Процесс распределения учебной нагрузки с учётом загруженности профессорско-преподавательского состава (ППС) кафедр является одним из фундаментальных. Издержки, как последствия неточностей результатов планирования и управления, зачастую представляют собой простаивание учебного процесса, порождённое необходимостью оперативной реакции на сложившуюся негативную ситуацию, что, в случае устаревших методов планирования и управления, занимает достаточно длительное время. К издержкам также можно отнести время и человеческие ресурсы, отвлечённые от исполнения текущих должностных задач.
К функциям ВУЗа по обеспечению учебного процесса и планированию деятельности образовательного учреждения относятся [1]:
Среднестатистический ВУЗ включает в себя 60-70 кафедр. За каждой кафедрой закреплено от 10 до 30 преподавателей. Также существует в среднем 100 дисциплин, читаемых каждой кафедрой по различным направлениям подготовки бакалавров, специалистов, магистрантов и аспирантов. Каждому преподавателю, закреплённому за кафедрой, выделено определённое количество часов лекций, семинаров и лабораторных работ, которые он обязан провести. От количества часов зависит расчёт заработной платы преподавателя.
Кафедра получает в напечатанном виде или в виде документа MS Excel расчёт часов учебной нагрузки из Учебно-методического управления (УМУ). Сотрудники кафедры распределяют выделенные часы между преподавателями, работающими на данной кафедре, вручную или с использованием неспециализированных программных средств. При этом не исключаются ошибки, связанные с человеческим фактором. Распределённая между преподавателями нагрузка отправляется в УМУ для дальнейшей проверки. В случае если будут обнаружены какие-либо неточности и ошибки в распределённой нагрузке, кафедра будет обязана провести перерасчёт и перераспределение часов для каждого преподавателя.
В Службу электронного расписания передаются сведения о закреплении преподавателей за дисциплинами по видам занятий.
Недостатками схемы ручного распределения учебной нагрузки на кафедрах являются:
Недостатками применения неспециализированных программных средств для распределения учебной нагрузки являются:
Основным недостатком локальных специализированных средств распределения учебной нагрузки является невозможность обеспечить совместных доступ к данным, что значительно усложняет процесс проверки сформированной учебной нагрузки.
Перечисленных проблем можно избежать за счёт автоматизации процессов, связанных с формированием и распределением учебной нагрузки. Автоматизация позволяет повысить производительность труда сотрудников ВУЗа, достоверность информации, упростить процесс перерасчёта и проверки результатов за счёт программной реализации эффективных специализированных алгоритмов.
Основу автоматизации составляет единое централизованное хранилище данных, позволяющее осуществлять доступ всех привилегированных подразделений учебного заведения к актуальным данным в режиме реального времени.
Автоматизация процесса формирования шаблонов учебной нагрузки играет важную роль в более глобальном процессе распределения нагрузки на кафедрах.
Данные для формирования шаблона нагрузки берётся из рабочего учебного плана, содержащего сведения об учебной нагрузке, дисциплинах, группах, учебных планах, видах, формах и ступенях обучения. Все числовые данные, указанные в рабочем учебном плане, представляют собой нагрузку для каждой группы в потоке. В процессе формирования шаблона нагрузки она разбивается на элементарные единицы, т.е. для каждой группы (подгруппы) из массива в записи плана занятий отводится отдельная запись в шаблоне, и ведётся расчёт количества часов для каждой единицы нагрузки.
Разработка средств, методов и алгоритмов эффективного формирования шаблонов учебной нагрузки представляет собой наукоёмкую задачу, которая включает в себя подробное изучение возможностей программной платформы, изучение обширного комплекса закономерностей и связанных с ними расчётных формул, как для формирования шаблонов учебной нагрузки, так и её распределения.
Так как организация учебного процесса включает в себя необходимость тесного взаимодействия между различными ведомствами внутри ВУЗа, то возрастает необходимость разработки комплекса программных средств, обеспечивающих возможность совместного доступа к данным.
Защита информации от несанкционированного доступа организуется в целях обеспечения [2]:
На уровне базового программного обеспечения защита информации от несанкционированного доступа должна обеспечиваться средствами защиты сетевых операционных систем и средствами защиты реляционной системы управления базами данных.
На уровне прикладного программного обеспечения безопасность хранимой информации должна обеспечиваться на основе средств многоуровневого ограничения доступа к информации встроенных в систему.
Система должна исключать возможность несанкционированной модификации исполняемых модулей.
Автоматизация процесса формирования шаблонов учебной нагрузки позволяет сократить трудовые затраты сотрудников и повысить их производительность труда за счёт неучастия в этом процессе.
Автоматизация распределения нагрузки позволяет упростить этот процесс и повысить его достоверность за счёт системы динамических подсказок и возможности автоматизированного учёта нагрузки преподавательского состава кафедр.
Система формирования и распределения учебной нагрузки на кафедрах ВУЗа составляет ядро комплекса средств по организации и планированию учебного процесса. Эта система должна обеспечивать следующие возможности:
Таким образом, эффективная автоматизация планирования и управления учебным процессом, учитывающая специфику взаимодействия различных подразделений учебного заведения, позволяет повысить производительность труда сотрудников и сэкономить бюджетные средства ВУЗа.
ЛИТЕРАТУРА