АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА НА КАФЕДРАХ

Калюжный Никита Владиславович,
Астраханский государственный университет, г. Астрахань
E-mail: n.kalughniy@mail.ru

Аннотация. В данной статье определяются проблемы, порождённые малой эффективностью применения неспециализированных средств для распределения учебной нагрузки, и раскрываются преимущества автоматизации этой области деятельности высших учебных заведений. Выявлена и обоснована необходимость автоматизации распределения учебной нагрузки с учётом характера взаимодействия различных подразделений ВУЗа.

Ключевые слова: автоматизация, ВУЗ, учебный процесс, учебная нагрузка.

Планирование и управление учебным процессом является одним из основных видов деятельности любого учебного заведения. Этот процесс включает широкий спектр задач, требующих решения в достаточно короткие сроки при высокой достоверности результатов. Процесс распределения учебной нагрузки с учётом загруженности профессорско-преподавательского состава (ППС) кафедр является одним из фундаментальных. Издержки, как последствия неточностей результатов планирования и управления, зачастую представляют собой простаивание учебного процесса, порождённое необходимостью оперативной реакции на сложившуюся негативную ситуацию, что, в случае устаревших методов планирования и управления, занимает достаточно длительное время. К издержкам также можно отнести время и человеческие ресурсы, отвлечённые от исполнения текущих должностных задач.

К функциям ВУЗа по обеспечению учебного процесса и планированию деятельности образовательного учреждения относятся [1]:

  • формирование учебных планов специальностей / направлений;
  • мониторинг учебного процесса;
  • планирование аудиторной и внеаудиторной педагогической нагрузки ВУЗа, его подразделений, отдельных преподавателей;
  • учёт выполнения преподавателями педагогической нагрузки;
  • построение расписания занятий с учётом занятости преподавательского состава;
  • формирование отчётности по учебному процессу.

Среднестатистический ВУЗ включает в себя 60-70 кафедр. За каждой кафедрой закреплено от 10 до 30 преподавателей. Также существует в среднем 100 дисциплин, читаемых каждой кафедрой по различным направлениям подготовки бакалавров, специалистов, магистрантов и аспирантов. Каждому преподавателю, закреплённому за кафедрой, выделено определённое количество часов лекций, семинаров и лабораторных работ, которые он обязан провести. От количества часов зависит расчёт заработной платы преподавателя.

Кафедра получает в напечатанном виде или в виде документа MS Excel расчёт часов учебной нагрузки из Учебно-методического управления (УМУ). Сотрудники кафедры распределяют выделенные часы между преподавателями, работающими на данной кафедре, вручную или с использованием неспециализированных программных средств. При этом не исключаются ошибки, связанные с человеческим фактором. Распределённая между преподавателями нагрузка отправляется в УМУ для дальнейшей проверки. В случае если будут обнаружены какие-либо неточности и ошибки в распределённой нагрузке, кафедра будет обязана провести перерасчёт и перераспределение часов для каждого преподавателя.

В Службу электронного расписания передаются сведения о закреплении преподавателей за дисциплинами по видам занятий.

Недостатками схемы ручного распределения учебной нагрузки на кафедрах являются:

  • низкая гибкость метода;
  • высокая сложность и трудоёмкость процесса распределения;
  • высокая вероятность ошибки при расчётах;
  • сложность проверки результатов расчёта;
  • отсутствие средств защиты информации;
  • отсутствие механизмов организации санкционированного совместного доступа к результатам.

Недостатками применения неспециализированных программных средств для распределения учебной нагрузки являются:

  • низкая гибкость метода;
  • сложность проверки результатов расчёта;
  • недостаточность средств защиты информации;
  • отсутствие механизмов организации санкционированного совместного доступа к результатам.

Основным недостатком локальных специализированных средств распределения учебной нагрузки является невозможность обеспечить совместных доступ к данным, что значительно усложняет процесс проверки сформированной учебной нагрузки.

Перечисленных проблем можно избежать за счёт автоматизации процессов, связанных с формированием и распределением учебной нагрузки. Автоматизация позволяет повысить производительность труда сотрудников ВУЗа, достоверность информации, упростить процесс перерасчёта и проверки результатов за счёт программной реализации эффективных специализированных алгоритмов.

Основу автоматизации составляет единое централизованное хранилище данных, позволяющее осуществлять доступ всех привилегированных подразделений учебного заведения к актуальным данным в режиме реального времени.

Автоматизация процесса формирования шаблонов учебной нагрузки играет важную роль в более глобальном процессе распределения нагрузки на кафедрах.

Данные для формирования шаблона нагрузки берётся из рабочего учебного плана, содержащего сведения об учебной нагрузке, дисциплинах, группах, учебных планах, видах, формах и ступенях обучения. Все числовые данные, указанные в рабочем учебном плане, представляют собой нагрузку для каждой группы в потоке. В процессе формирования шаблона нагрузки она разбивается на элементарные единицы, т.е. для каждой группы (подгруппы) из массива в записи плана занятий отводится отдельная запись в шаблоне, и ведётся расчёт количества часов для каждой единицы нагрузки.

Разработка средств, методов и алгоритмов эффективного формирования шаблонов учебной нагрузки представляет собой наукоёмкую задачу, которая включает в себя подробное изучение возможностей программной платформы, изучение обширного комплекса закономерностей и связанных с ними расчётных формул, как для формирования шаблонов учебной нагрузки, так и её распределения.

Так как организация учебного процесса включает в себя необходимость тесного взаимодействия между различными ведомствами внутри ВУЗа, то возрастает необходимость разработки комплекса программных средств, обеспечивающих возможность совместного доступа к данным.

Защита информации от несанкционированного доступа организуется в целях обеспечения [2]:

  • сохранности информации подлежащей широкому распространению;
  • исключения последствия неправильного функционирования системы из-за искажения и потери информации;
  • коллективного режима обработки данных;
  • разграничения доступа к системе и информации базы данных в соответствии с установленными полномочиями пользователей.

На уровне базового программного обеспечения защита информации от несанкционированного доступа должна обеспечиваться средствами защиты сетевых операционных систем и средствами защиты реляционной системы управления базами данных.

На уровне прикладного программного обеспечения безопасность хранимой информации должна обеспечиваться на основе средств многоуровневого ограничения доступа к информации встроенных в систему.

Система должна исключать возможность несанкционированной модификации исполняемых модулей.

Автоматизация процесса формирования шаблонов учебной нагрузки позволяет сократить трудовые затраты сотрудников и повысить их производительность труда за счёт неучастия в этом процессе.

Автоматизация распределения нагрузки позволяет упростить этот процесс и повысить его достоверность за счёт системы динамических подсказок и возможности автоматизированного учёта нагрузки преподавательского состава кафедр.

Система формирования и распределения учебной нагрузки на кафедрах ВУЗа составляет ядро комплекса средств по организации и планированию учебного процесса. Эта система должна обеспечивать следующие возможности:

  • формирования шаблонов учебной нагрузки;
  • распределения сформированной нагрузки между закреплёнными за кафедрой преподавателями;
  • обеспечения доступа к результатам распределения уполномоченным представителям контролирующих ведомств для проверки корректности распределения;
  • обеспечения доступа к корректным результатам распределения Службе расписания.

Таким образом, эффективная автоматизация планирования и управления учебным процессом, учитывающая специфику взаимодействия различных подразделений учебного заведения, позволяет повысить производительность труда сотрудников и сэкономить бюджетные средства ВУЗа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.М. Дворянкин, А.А. Ветрова, О.В. Щербинина Реинжиниринг социально-экономической системы управления ВУЗом (на основе ИКТ) / Под ред. проф. А.П. Лунёва. Астрахань: Астраханский университет, 2004.
  2. Герасимов А.А., Кузнецов В.А., Мозговой А.В., Пугачев К.А. Основные подсистемы защиты информации от несанкционированного доступа и особенности их настройки. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 11 [Электронный ресурс]. - URL: http://engjournal.ru/catalog/it/security/1017.html.