ДонНТУ   Портал магистров

Индивидуальный раздел

Франц Кафка

Индивидуальный раздел я хотел бы посвятить одному из самых выдающихся и загадочных писателей ХХ века – Францу Кафке. Мое знакомство с творчеством этого писателя состоялось на первом курсе университета. Первым произведением, которое я прочитал у Кафки, был его наиболее известный рассказ Превращение. Стоит ли говорить, что впечатление от прочитанного было необыкновенным. Метаморфоза, которая привела к тому, что человек стал обузой для своих родных, потерял связь с окружающим миром, а само его существование стало невозможным, вызвала у меня разнообразнейшие ассоциации. И действительно, не так редки случаи, когда люди в реальной жизни переживают подобные превращения, лишающие их возможности существовать как раньше, ведущие к неизбежному перелому на их жизненном пути. Я понял, что Кафка, несмотря на весь ореол абсурдности, мистики и таинственности в его произведениях, как никто другой, знал о чем писал. Позже, познакомившись с биографией писателя, я узнал о сложных взаимоотношениях с отцом, которые, вероятно, имели непосредственное влияние на творчество. Брошенного зерна в виде Превращения было достаточно, чтобы в последствии не единожды перечитывать произведения Франца Кафки.

Франц Кафка

Рисунок 1 – Франц Кафка

Краткая биография

Сложно говорить о творчестве писателя не имея предствления о его биографии. Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, проживавшей в Праге (ныне Чехия, в то время – часть Австро-Венгерской империи). Франц был старшим ребенком в семье. Кроме него еще было два младших брата и три младших сестры. До того, как Кафке исполнилось 6 лет, оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались. Сестёр звали Элли, Валли и Оттла. Начиная с 1889 по 1893 гг. Франц Кафка посещал начальную школу, а потом гимназию. Гимназию он закончил в 1901 году сдав экзамен на аттестат зрелости. Будучи школьником, он принимал активное участие в организации литературных и общественных встреч, прилагал усилия к организации и продвижению театральных спектаклей, несмотря на опасения даже со стороны его ближайших друзей, таких как Макс Брод, который обычно поддерживал его во всём остальном, и вопреки его собственному страху быть воспринятым отталкивающим как физически, так и умственно. На окружающих Кафка производил впечатление своим мальчишеским, аккуратным, строгим обликом, спокойным и невозмутимым поведением, своим умом и необычным чувством юмора. Кафка в совершенстве владел немецким и чешским языками, также неплохо владел и французским. В основном Кафка писал по-немецки. Будучи евреем, Кафка тем не менее практически не владел идишем и стал проявлять интерес к традиционной культуре восточноевропейских евреев только к концу жизни. Закончив Пражский Карлов университет, получил степень доктора права, а затем поступил на службу чиновником в страховом ведомстве, где и проработал на скромных должностях до преждевременного – по болезни – выхода на пенсию в 1922 г. Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он признаётся в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом же плане всегда была литература, «оправдывающая всё его существование».

В период между 1912-м и 1917-м годами он ухаживал за берлинской девушкой Фелицией Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды расторг помолвку. Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал её образ, который совсем не соответствовал действительности. И в самом деле они были очень разными людьми, что явствует из их переписки. Второй невестой Кафки стала Юлия Вохрыцек, но помолвка опять же вскоре была расторгнута. В начале 1920-х годов он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей его произведений – Миленой Есенской. В 1923 году Кафка вместе с девятнадцатилетней Дорой Диамант на несколько месяцев переехал в Берлин в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве; затем он вернулся в Прагу. Здоровье в это время ухудшалось: из-за обострившегося туберкулеза гортани он испытывал сильные боли и не мог принимать пищу. 3 июня 1924 г. в санатории под Веной Кафка умер. Причиной смерти, вероятно, стало истощение. Тело перевезли в Прагу, где оно и было захоронено 11 июня 1924 г. на Новом еврейском кладбище в районе Страшнице, в Ольшанах, в общей семейной могиле. [1]

Творчество

Кафка при жизни так и не сыскал большой популярности. Было опубликовано всего несколько коротких рассказов при жизни, а романы были изданыл лишь посмертно. Широко известной является история о том, что Кафка перед смертью попросил своего друга Макса Брода и возлюбленную Дору Диамант сжечь без исключения всё им написанное. Дора действительно уничтожила рукописи, которыми она обладала (хотя и не все), а вот Макс Брод не подчинился воле друга. Брод опубликовал большую часть работ Кафки, которые впоследствии принесли писателю известность.

Письма и дневники писателя хорошо описывают его болезненное восприятие мира, неуверенность в себе, аскетизм. Острой темой для Кафки является и взаимоотношения с отцом. Тема болезненных взаимоотношений с отцом часто прослеживается в рассказах Кафки. Также прослеживаются, актуальные для того времени, страхи и упаднические настроения, связанные с Первой мировой войной. Кафка помещал героев своих произведений в алогичный, абсурдный и жестокий мир. Показательным в этом плане является рассказ Превращение.

Превращение

Рассказ начинается с того, что главный герой Грегор Замза, простой развозчик, проснувшись утром в своей постели, обнаруживает, что он превратился в огромного жука. Весьма характерное для Кафки начало. Писатель не раскрывает причину превращения, не рассказывает о событиях, ей предшествующих, а просто ставит перед фактом. Абсурдность происходящего усиливает тот факт, что герой сохраняет вполне здравый ум и прекрасно осознает происходящее. Непривыкшему быть жуком Грегору сложно встать с кровати, он не может открыть дверь, несмотря на просьбы его семьи. Ужас, охвативший его родных, не имеет границ, когда они узнают о метаморфозе. Шокированный отец загоняет его обратно в свою комнату, после чего его оставляют там на все время. Только лишь сестра, на время преодалевшая страх и отвращение, приходит кормить Грегора. Время в комнате, сопровождаемое одиночеством и тяжелыми телесными муками (отец бросил яблоко, после чего Грегор поранился о дверь) невыносимо для человеко-жука. По иронии судьбы, именно Грегор был единственным серьёзным источником дохода в семье, и его неожиданное превращение вынуждает родных экономить. Замза, будучи в здравом уме, прекрасно осознает это и чувство вины начинает грызть его. Даже сестра, которая вначале пыталась наладить контакт с больным и проявляла к нему жалость, под действием нужды отворачивается от Грегора. Семья решается на смелый шаг – они решают пустить квартирантов, которые беспардонно ведут себя в их доме. Закономерным итогом является смерть Грегора, заразившись от гнилого яблока, застрявшего в одном из его сочленений. Однако мы прекрасно понимаем, что истинной причиной его кончины является безграничное чувство вины, гложущее героя все время пока он был жуком. Кафка завершает рассказ достаточно цинично – сценой жизнерадостной прогулки семьи, предавшей Грегора забвению.

Превращение

Рисунок 2 – Иллюстрация к рассказу Превращение

Пожалуй, никакой другой рассказ Кафки не является настолько жестоким и мерзким. Параллель между Грегором Замзой и писателем напрашивается сама собой. Кажется, что именно Франц, под воздействием своего нелюдимого характера и болезненной склонности к одиночеству, превращен в монстра и отрезан от работы, семьи, друзей. В период, когда Франц сочиняет свой рассказ, он пишет Фелиции Бауэр: … и, видишь ли, все эти отвратительные вещи порождает та же душа, в которой обитаешь ты и которую ты терпишь как свое обиталище. Не огорчайся, ибо кто знает, возможно, чем больше я пишу и чем больше от этого освобождаюсь, тем чище и достойнее становлюсь для тебя, но, конечно, мне еще от многого предстоит освободиться, и никакие ночи не могут быть достаточно длинными для этого в общем-то сладостного занятия. В то же время очевидно, что в Превращении, где одна из самых отвратительных ролей отведена отецу, Кафка пытается освободиться от ненависти, которую он испытывает к своему собственному отцу.

Процесс

Как и в случае с Превращением, в Процессе главный герой сразу попадает в неординарную ситуацию – над Йозефом К. начинается судебный процесс. Кафка демонстрирует обычный мир, в котором живут простые люди. Кафка описывает банк, в котором работают чиновники и курьеры, обыкновенный город с его проулками, зданиями, людьми, их проблемами и бытом. Единственное, что остается загадочным – это Суд. Суд в романе предстает как некая независимая сущность, которая живет по своим законам и независимо вмешивается в жизнь главного героя.

Процесс

Рисунок 3 – Иллюстрация к роману Процесс

Вполне естественным для романа являются фантастические элементы. Даже самые невероятные вещей, как, например, сцены порки экзекутором двух стражей в банковской кладовке, которые видит только Йозеф К., Кафка описывает, как нечто вполне нормальное. Может показаться, что Кафка использует излишне сухой, спокойный стиль повествования. Однако та дотошная подробность, четкость и спокойствие, присущие роману, дополнительно усиливают эффект судебного процесса. Сухость написания, монотонность самых абсурдных событий усиливают нелепость происходящего, в то же время усиливают ощущение безысходности и неотвратимости процесса.

Кафка описал жизнь как один бесконечный судебный процесс, со своей бессмысленностью и беспощадностью. Главный герой был арестован в день своего рождения, это является своеобразной отправной точкой для каскада абсурдных и алогичных событий романа. Показательным является тот факт, что весь последний год своей жизни Йозеф К. проживает в рамках судебного процесса, о котором не только он, но и даже лица, причастные к суду, ничего не знают. Вина персонажа неизвестна даже судьям, ведущим его дело.

Процесс

Рисунок 4 – Иллюстрация к роману Процесс

Роман имеет классическую композицию. Завязкой сюжета является пробуждение Йозефа К., его арест и допрос в комнате фройляйн Бюстнер, развитие действия длится очень медленно по мере составления ходатайства в суд адвокатом на протяжении нескольких месяцев. Кульминация наступает когда Йозеф отказывается от услуг адвоката и выслушивает глубоко философскую притчу Перед Законом. Вслед за притчей следует неожиданная, на первый взгляд, но подготовленная всем ходом повествования развязка – приведение в исполнение смертельного приговора.

Каждый персонаж романа так или иначе связан с судом. Множество судебных чиновников, адвокат, художник, который рисует чиновников, а также некоторые другие персонажи, которые не работают непосредственно на Суд, однако связаны с ним, составляют основу романа. Даже самые нейтральные лица, соседи и сотрудники принимают участие в процессе, пытаются как-то посодействовать Йозефу. На протяжении всего романа женщины так и липнут к главному герою. Интересным является объяснение адвока этого факта: он утверждает, что они подсознательно видят всех обвиняемых красивыми.

Усиливает эффект абсурдности происходящего и сама атмосфера романа. Главный герой постоянно сталкивается с судебной системой в замкнутых, душных пространствах – у себя в комнате (и чуть ли не в постели), на чердаке судебной канцелярии, в ателье с наглухо заколоченными окнами. Кафка специально замыкает пространство вокруг героя. С ходом романа свободное пространство вокруг Йозефа сокращается, он всё чаще попадает в окружение толпы людей, в крохотные комнаты, душные помещения.

Решившись отказаться от услуг адвоката и самостоятельно вести свою защиту, Йозеф К. подписывает себе смертный приговор. Он отказывается играть по правилам Суда, и Суд не прощает ему этого. Апогей безысходности той ситуации, в которую попал Йозеф, наступает непосредственно перед приведением в исполнение наказания – убийства ножом в сердце. Йозеф К. так и не узнаёт причины судебного процесса.

Полезные ссылки

1. kafka.ru – Электронный вариант собрания сочинений Франца Кафки

2. wikipedia – Статья о Кафке на Википедии

3. lib.ru – Книги Франца Кафки на Lib.ru

4. Livelib.ru – Книги Франца Кафки на Livelib