Назад в библиотеку

УДК 004.42

В.Е. Скиба (5 курс, каф. КИ), руководитель от кафедры В.А. Краснокутский, к.т.н.,доц., руководитель от предприятия Л.Л. Меренкова, зам. Директора ЦИКТ ДонНТУ

РАЗРАБОТКА АРМ «НАГРУЗКА ПО КАФЕДРЕ» В РАМКАХ АСУ ДОННТУ.


Цель работы — разработка компьютерной программы в рамках действующей АСУ вуза, реализующей формирование общей нагрузки по кафедре на базе информации из учебных планов вуза на заданный семестр и обеспечивающей минимизацию трудозатрат сотрудников кафедры при формировании нагрузки.

Организация учебного процесса является глобальной задачей в вузе, которая состоит из группы составных частей и требует множества ресурсов и времени. Поэтому очень важной задачей является автоматизация данного процесса.

Рисунок 1. Схема формирования учебного процесса на семестр.

На рисунке 1 схематично представлено, что основополагающим элементом в формировании учебного процесса в семестре после разработки учебных планов является формирование нагрузки по кафедрам. Реализовав автоматизацию данной проблемы, в дальнейшем можно будет автоматизировать задачи: «расчет нагрузки по преподавателям», «журнал учета выполненных работ преподавателя», обеспечить связь с библиотечной АС в части решения задачи по книгообеспечению по всем дисциплинам семестра, а также решить весьма важную задачу автоматического составления расписания занятий по вузу.

Программа будет осуществлять выборку данных из набора учебных планов, хранящихся в БД центрального сервера вуза, согласно заданных параметров отбора: (учебный год, семестр, кафедра и др.), формировать кафедральную нагрузку с возможностью ее редактирования и утверждения. В рамках проекта планируется разработка как «десктопного приложения», так и веб-приложения, которые обеспечат удобный пользовательский интерфейс как для разработки, так и для просмотра нагрузки по кафедре.

Для качественной реализации поставленной задачи было предварительно выполнено ряд теоретических исследований для выяснения всех особенностей технологии организации учебного процессе в рамках действующей АСУ ВУЗа.

На первом этапе теоретических исследований, было проанализировано, как формируется нагрузка по каждой кафедре. В настоящее время, каждый факультет, формирует нагрузку на семестр только в рамках своего факультета на базе информации собственных учебных планов в локальной БД. Итоговый документ с нагрузкой по кафедрам в формате EXCEL сохраняется на центральный сервер в папку «Нагрузка». Потом, каждая кафедра вручную из отдельных файлов с нагрузкой по факультетам, составляет документ с общей нагрузкой по кафедре и производит его редактирование, согласно методике от Учебного отдела вуза. Проектируемая программа должна минимизировать работу кафедры по формированию сводной нагрузки и автоматизировать данный процесс.

На втором этапе теоретических исследований, было проанализировано, какими функциями должен будет обладать программный продукт.

Установлено, что программа должна включать в себя следующие функции:

1) Авторизация и определение программной роли пользователя и связанных с ней прав доступа и набора функций;

2) Выборка необходимых дисциплин в целом по ВУЗу по каждой кафедре из сборника учебных планов, хранящихся на Центральном сервере, согласно заданным параметрам (код кафедры, учебный год, семестр, и т.д.);

3) Выполнение функций объединения групп в потоки согласно установленных методик в вузе;

4) Расчет планируемого количества ставок по кафедре в зависимости от сформированной нагрузки;

5) Сохранение результатов работы в базе данных;

6) Визуализация нагрузки по кафедре в виде веб-приложения;

7) Формирование выходных отчетов по нагрузке кафедры;

Права пользователей и набор доступных функций программы будут инициализироваться в момент его авторизации при старте программы и определяться по присвоенной логину программной роли, закрепленной администратором системы.

Для определения доступности некоторых функций для той или иной роли пользователя, необходимо проанализировать процесс формирования нагрузки от составления учебных планов, до утверждения сформированной нагрузки учебным отделом. Например:

• пользователь, получивший роль «Кафедра» - получит права на формирование и редактирование нагрузки по кафедре, а также право подписания готовой нагрузки (и снятие подписи), фиксирующей ее готовность и дальнейший запрет на редактирование информации в пределах кафедры;

• пользователь, получивший роль «Учебный отдел» - получит права на редактирование подписанной на кафедре нагрузки по любой кафедре вуза, а также собственное право подписания готовой нагрузки, фиксирующей ее готовность и запрет на дальнейшее редактирование со стороны кафедры;

• администратор АСУ ВУЗа получает полные права на доступ и изменений информации;

На третьем этапе аналитического исследовались среда разработки и хранилище данных.

В результате было определено, что поскольку разработка будет являться частью действующей АС ВУЗа, то в качестве базы данных будет использоваться — Microsoft SQL Server 2012. Desktop версию программы целесообразно разрабатывать на языке программирования C#, так как компания Microsoft предоставляет удобный инструмент и среду для разработки приложений на данном языке. Также, язык C# легко связать с используемой базой данных, не прибегая к подключению сторонних продуктов или библиотек.

Таким образом, в ходе исследования, были проанализированы существующие технологии автоматизации учебного процесса, выявлены задачи, которые необходимо реализовать с целью дальнейшего развития АСУ ВУЗа, выбраны база данных и среда разработки, при помощи которых будет реализован проект.

Назад в библиотеку