Назад в библиотеку

СТРАХОВОЙ РЫНОК РФ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Авторы: Зимина Д. Н.,Полякова А. А.
Источник: Статистика. Статистические данные по итогам деятельности страховщиков за 9 месяцев 2012 года. [Электронный ресурс]— Режим доступа. — URL: http://www.fcsm.ru/ru/contributors/insurance_industry/statistics/index.php

Аннотация

В настоящее время в России активно развивается такой сектор экономики, как страхование, выступающий неотъемлемым элементом рыночных отношений. Страховой рынок представляет собой сферу особых экономических отношений, складывающихся между страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями), которые нуждаются в силу возможного случайного наступления неблагоприятных для их материальных, нематериальных ценностей событий в страховой защите имущественных интересов, и страховщиками, которые обеспечивают ее за счет использования ими в этих целях страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями денежных взносов (страховых премий).

Современный страховой рынок России за период своего развития претерпевал существенные изменения по составу и качеству представленных на нем операторов. Если в 90-х годах ХХ века страховых компаний насчитывалось более 2000, большинство из которых за все время своего существования не заключили ни одного договора страхования, то на 31 декабря 2012 года зарегистрированы 469 страховщиков, из них 458 страховые организации и 11 обществ взаимного страхования, 7 из которых в течении отчетного периода страховых операций не проводили.

В то же время, сокращение количества участников не повлияло на общие показатели страховщиков. Согласно данным ФСФР, общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2012 год составила соответственно 809,06 млрд. руб. и 369,44 млрд. руб. (прирост в отношении показателей 2011 года около 21 %). Отметим, что темп роста страховых премий и выплат по обязательным видам страхования за 2012 год по сравнению с предыдущим годом рассчитан без учета обязательного медицинского страхования за 2011 год.

Не смотря на довольно большое количество зарегистрированных страховых организаций, среди них явно выделяется несколько крупных, занимающих лидирующее положение по объемам страховых операций.

В 2012 году объем страхового рынка, который пришелся на долю 50-ти крупнейших страховщиков, составил 86,84 % страховых премий (или 702,59 млрд. рублей) от общей суммы собранных премий по всем видам страхования в целом по РФ, и 88,95 % выплат (или 328,62 млрд. рублей). На 10 крупнейших страховых компаний в 2012 году приходилось 57,09 % (или 461,87 млрд. рублей) собранных страховых премий и 62,83 % выплат (или 232,14 млрд. рублей). Данные по суммам страховых премий и страховых выплат ТОП-10 страховщиков представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Крупнейшие страховые компании России по объему страховых премий

Наименование страховой организации

Объем страховых премий в 2012 году, млн. руб.

Объем страховых премий в 2011 году, млн. руб.

Изменения, ( %)

1

РОСГОССТРАХ

97 431,79

84 304,69

15,57

2

СОГАЗ

75 994,36

54 921,39

38,37

3

ИНГОССТРАХ

67 806,25

52 769,33

28,50

4

ОСАО РЕСО-ГАРАНТИЯ

51 828,07

44 935,38

15,34

5

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

34 159,51

28 233,28

21,00

6

СОАО ВСК

33 579,26

29 676,82

13,15

7

СОГЛАСИЕ

33 303,72

25 709,44

29,54

8

АЛЬЯНС

25 028,08

21 522,54

16,29

9

ООО СК ВТБ Страхование

22 786,63

8 530,85

167,11

10

ОАО Страховая группа МСК

19 953,43

19 424,71

2,72

Рост объемов страховых премий отмечается у всех компаний из десятки лидеров, но у отдельных страховщиков он был не значительным, что негативно отразилось на месте участника в рейтинге. Так, объем страховых премий в 2012 году компании ВСК вырос только на 13,15 % (до 33,6 млрд. руб.), что определило ее позицию на шестом месте, тогда как по итогам 2011 года этот участник занимал пятую строчку. Одну позицию потеряла и компания Страховая группа МСК, занявшая в обновленном рейтинге 10 место. Одновременно, значительный прирост объема страховых премий СК ВТБ Страхование (+167,11 %) привел эту компанию в десятку лидеров 2012 года, где она заняла 9 место, отодвинув на 10 позицию Страховую группу МСК и вытеснив из списка Top10 компанию Ренессанс Страхование.

В 2012 году продолжился дальнейший рост уровня концентрации рынка. Лишь немногие средние и небольшие страховщики смогли достойно конкурировать с лидерами рынка. Главная причина заключается в перераспределении спроса страхователей в пользу надежных компаний.

Также важно отметить, что в 2012 году лидером российского перестраховочного рынка стала компания СОГАЗ (15,2 % от общего объема собранных премий в данном сегменте страхования), которая вытеснила на второе место Ингосстрах (11,3 %).

Так, уровень концентрации перестраховочного рынка в 2012 году достиг уровня соответствующего показателя рынка прямого страхования (57,09 %).

Лидерами в добровольном страховании ответственности (3,7 %) по итогам 2012 года выступают Ингосстрах и Росгосстрах — ими собрано почти 23 % от всего объема премий данного вида страхования.

На рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (15,0 % от всего объема страхового рынка) по итогам 2012 года с сохраняющимся большим отрывом по объему собранных премий лидирует Росгосстрах (40,7 млрд. собранных премий), за ним следуют Ингосстрах (12,9 млрд. руб.) и РЕСО-Гарантия (10,7 млрд. руб.). Первые 10 компаний этого сегмента собрали 78 % всех премий.

В структуре рынка медицинского страхования в 2012 году доля ОМС составила 86,6 %, доля ДМС по-прежнему значительно ниже — 13,4 % (14,0 % за 2011 год).

По данным ФСФР в 2012 году крупнейшими каналами продаж на российском страховом рынке были прямой канал (35,26 %) и агентский (28,87 %). При этом самым динамично развивающимся и самым дорогим каналом продаж - банковский. Его доля — 13,12 % от всех продаж, а по объему собранного комиссионного вознаграждения этот канал лидирует на рынке — 38,3 % от общей суммы вознаграждений посредникам в 2012 году. Несмотря на то, что комиссия банкам значительно превышает средний размер комиссии страховым посредникам, доля этого канала продаж будет только увеличиваться.

Как показал опрос Эксперта РА, почти половина банков ожидают, что не позднее 2015 года более 10 % прибыли будут получать они за счет страховщиков: за счет страхования жизни, страхования заемщиков по потребительским и ипотечным кредитам, автокаско и др.

Спецификой российского страхового рынка — крайне низкая доля брокерского канала продаж (3,87 % во взносах). Объем страхового вознаграждения, полученного брокерами за 2012 год, составил лишь 4,8 млрд. рублей. Основные причины слабости брокерского канала продаж являются отсутствие регулирования, проблемы использования чужих баз данных и очень высокая доля мошенничества. Его будущее развитие зависит от изменения нормативной базы и законодательного закрепления ответственности.

Так, новой тенденцией для российского рынка розничного страхования стало расширение круга не страховых посредников. Если еще недавно круг не страховых посредников ограничивался банками, автодилерами и турфирмами, то сейчас страховые компании практически везде пытаются найти себе партнера.

Тем не менее, одним из самых крупных сегментов страхового рынка остается ОСАГО. Например, в 2012 году здесь было собрано 121 млрд. рублей страховой премии, что составило 15 % рынка. Темпы роста премий в 2012 году по отношению к 2011 году — 17,2 %.

Безусловно, еще одним крупным рыночным сегментом — ДМС — в 2012 году собрал 109 млрд. рублей, доля этого сегмента составила 13 %. Однако из-за того, что рынок ДМС увеличился в 2012 году только на 12 %, его доля по сравнению с 2011 годом упала (в 2011 году ДМС обеспечивало 15 % общих сборов).

Несмотря на высокие темпы прироста, в 2012 году стало очевидно, что негативный имидж российского страхового рынка приносит ему значительные убытки. Параллельное создание стратегий развития рынка, публикация рейтингов страховых компаний по числу жалоб, кратное снижение тарифов в ОСОПО, обсуждение корректировки тарифов в ОСАГО, штрафы ФСФР и решения Верховного Суда — все это следствие негативного имиджа, сложившегося вокруг страховщиков.

По нашему мнению, эти проблемы нужно решать системно, через создание специальных институтов и устранение серых зон во взаимоотношениях между страховщиками и их клиентами (стандартизация правил страхования и урегулирования убытков, создание института страхового омбудсмена и повышение качества надзора).

Кроме того, повысить уровень надежности рынка сможет введение спецдепозитариев. Так, усиление надзора потребует от страховщиков улучшения качества активов, поэтому компании, которые не решили проблемы фиктивных активов, будут вынуждены покинуть рынок.

В целом, на современном этапе рынку остро требуются кадры, которые отвечают высоким профессиональным и, что крайне важно, нравственным критериям. Подготовка, поиск, подбор и продвижение таких кадров — это вопрос государственной политики. Необходимо помнить, что развитие страхового рынка и развитые институты страхования — это символ цивилизованного государства.

Таким образом, страховой бизнес, присущий всякой экономики, функционирующей на рыночной основе, получил в России за последние годы существенное развитие. Так, например, об этом свидетельствует появление большого количества новых видов страхования, рост количества клиентов страховщиков, объемы операций на страховом рынке. В то же время существует много проблем, которые предстоит преодолеть Российскому страховому рынку в ближайшее время, многие из которых связаны со вступлением России в ВТО.

Список литературы

1. АСН Агенство Страховых Новостей. Страховые итоги полугодия: перемены в top-10. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.asn-news.ru/news/35805.

2. Григорьева Елена Коммерсантъ, приложение.// Успехи страховой сборной-2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http: http://www.insur-info.ru/press/85621/

3. Статистика. Статистические данные по итогам деятельности страховщиков за 9 месяцев 2012 года. [Электронный ресурс]— Режим доступа. — URL: http://www.fcsm.ru/ru/contributors/insurance_industry/statistics/index.php?id_4=252