Назад в библиотеку

Оборотный капитал предприятия: управление и оптимизация

Автор:Шатунов А.Н., Рудакова О.В.

Источник: Рудакова О.В., Шатунов А.Н. Оборотный капитал предприятия: управление и оптимизация // Российское предпринимательство. — 2010. — № 9-1 (166). — с. 77-81.

Аннотация

Важную роль в предпринимательской деятельности промышленных предпри ятий играет размер оборотного капитала. Управление в этой области долж но быть направлено на формирование оборотного капитала в необходимом и достаточном объеме при наименьших затратах, а также на повышение эффективности его использования. Подробнее об этом читайте в статье.
Ключевые слова: предприниматель, предприятие, предприниматель ская способность, предпринимательская деятельность, оборотный ка питал, стратегия управления

Неотъемлемой частью предпри нимательской деятельности промышленных предприятий является наличие функционирующе го капитала для осуществления бес перебойного процесса воспроиз водства, наиболее эффективного его использования, обеспечивающего рост прибыли и создание необхо димых накоплений для дальнейшего расширения производства, повыше ния конкурентоспособности продук ции и завоевания новых рынков сбыта. Управление оборотным капиталом – одно из наиболее значимых функциональных направлений системы управления предпринимательской структурой. Управление оборотным капиталом представляет собой сис тему принципов и методов разработки и реализации управленческих реше ний, связанных с формированием обо ротного капитала в необходимом и достаточном объеме при наименьших затратах и его эффективным использо ванием в различных видах деятельнос ти предприятия. Правильная стратегия управления оборотным капиталом повышает эффективность его функцио нирования.

Стратегия управления оборотным капиталом представляет собой уме ние размещать, сохранять и наращи вать оборотные средства предпри ятия и направлена на максимизацию его доходов. Предпринимательские структуры различаются по многим при знакам, именно поэтому приоритеты в стратегии управления оборотным капи талом могут постепенно меняться по мере достижения конкретных целей. От того, каким образом распределены приоритеты и на какие из компонен тов делается основной упор, зависит положение предпринимательских структур в условиях нестабильности. Формирование стратегии управления оборотным капиталом является час тью общей стратегии в целях создания высокой стоимости компании. В раз личных предпринимательских струк турах состав и структура оборотного капитала не одинаковы, поскольку зависят от формы собственности, спе цифики организации и производствен ного процесса, взаимоотношений с поставщиками и покупателями, финан сового состояния и других факторов, меняющихся с течением времени. Поэтому, оптимизируя структуру капи тала, можно одновременно миними зировать его стоимость, что будет спо собствовать максимизации рыночной стоимости всего предприятия.

Стратегия управления оборотным капиталом

Формирование стратегии управления оборотным капиталом в наибольшей степени зависит от трех критериев. Первый критерий – минимизация сто имости капитала, которая зависит от выбора способа оптимизации источ ников финансирования оборотного капитала. В генезисе теорий струк туры капитала выделяются четыре этапа, связанные с формированием следующих концепций: традицио налистическая, индифферентности. компромиссная, противоречия инте ресов. В основе этих концепций лежат альтернативные подходы к возможнос ти оптимизации структуры капитала предприятия и выделению приоритет ных факторов, определяющих меха низм такой оптимизации. Второй критерий – максимизация пла тежеспособности предприятия, зави сящая от выбора модели управления оборотным капиталом. Третий критерий направлен на мак симизацию рентабельности оборот ного капитала, который базируется на результатах решений предыдущих задач по привлечению собственного и заемного капитала и их различных комбинаций. Рекомендуемый алго ритм формирования стратегии управ ления оборотным капиталом приведен на рис. Успешное управление оборот ным капиталом заключается в том, чтобы обеспечить финансирование фондов, необходимых для текущей деятельности предприятия. Если предприятие успешно справляется со своими обязательствами, про изводство и реализация продук ции происходит планомерно и без сбоев, нет недостатка в денежных средствах, то возможно применение идеальной модели управления обо ротным капиталом. Если предприни мательская структура не справля ются с текущими обязательствами, то следует перейти к агрессивной модели. Данный контур задач кор респондирует с ранее применя емой стратегией формирования оборотных активов и призван отра жать общую философию управления предприятия с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

Приоритеты и постановка целей

Стратегия управления оборотным капиталом должна быть эффективна и хорошо продумана. Одновременно стратегия не должна быть непредска зуемой суммой изолированных реше ний. Скорее, каждое решение должно составлять часть продуманной и понят ной стратегии. Иначе работа только в одном направлении может оказаться контрпродуктивной для финансово го состояния в целом. Поэтому для успешной работы в области управле ния оборотным капиталом необходи мо быть готовым к принятию сложных и компромиссных решений при выборе между несколькими конфликтующими возможностями. Приоритеты в страте гии управления оборотным капиталом будут определяться динамикой раз вития отрасли. При этом, возможно, что стратегия будет выходить за рамки своих традиционных функций, состо ящих в управлении элементами обо ротного капитала. Основная ответс твенность должна быть возложена на менеджмент предпринимательских структур с целью выявления способов распределения оборотного капита ла и источников его покрытия. Четко сформулированная стратегия позво ляет осуществлять координацию воз можностей предприятия и моделей оборотных активов с существующими в соответствующих отраслях требова ниями, выполнение которых гаранти рует успех. Изменения в стратегиях или структур ные сдвиги в промышленных отраслях, могут создавать пробелы, для устра нения которых необходимо вносить изменения в систему приоритетов стратегии управления оборотным капиталом. В большинстве предпри нимательских структур постановка целей представляет собой неопти мизированный, требующий слишком больших временных затрат и нестра тегический процесс, значительно усложняющийся в результате раз личных структурных сдвигов. Поэтому предпринимательским структурам рекомендуется сосредоточить свое внимание на введении нескольких ключевых усовершенствований:
– в ходе определения целей поль зоваться методикой, основанной на ориентировочных показателях и минимальных ожиданиях в отношении доходности предприятия;
– цели должны ставиться еще на этапе формирования самой стратегии. Для управления процессом постановки целей должны существовать четкие структуры управления;
– в соответствии с прогнозами и бюд жетами, поставленные цели могут быть пересмотрены

Оптимальный объем и структура оборотного капитала

Но стратегия управления оборотным капиталом – это не конечная цель. Это постоянная готовность к упреждаю щей деятельности, направленная на повышение эффективности предпри нимательской деятельности в целом. Эффективность стратегии управления оборотным капиталом весьма важно рассматривать не только как конеч ный результат используемых в процес се производственной деятельности оборотных средств, но и как процесс, имеющий множество внешних воздейс твий. В общем смысле эффективность оборотного капитала – это отношение оборотных средств к финансовому результату. Даже с чисто математи ческой точки зрения можно видеть, что все то, что влияет на входные или выходные параметры, вызывает изме нения в эффективности. Это означает, что наряду с процессом управления оборотным капиталом необходимо рассматривать воздействие факторов внешней среды на входные и выходные величины. Совершенствование инструментов и методов управления оборотным капи талом – наиболее приемлемый путь стабилизации предпринимательской деятельности и повышения доходнос ти предпринимательских структур в целом. Особую актуальность приоб ретает определение оптимального объема и структуры оборотного капи тала для производственных предпри нимательских структур, поскольку именно в промышленности оборотный капитал проходит все стадии произ водственно-коммерческого цикла и отличается длительностью периода обращения. Результаты научных иссле дований свидетельствуют, недостаток оборотного капитала влечет за собой нарушение производственно-коммер ческого цикла, потерю ликвидности и низкий уровень прибыли, а излишек неоправданно завышенные размеры финансирования. Следовательно, воз никает необходимость пересмотра существующих подходов к управле нию оборотным капиталом предпри нимательских структур с точки зрения стабилизации их деятельности.

Список использованной литературы

1. Акетонова О.В. Управление кризис ным состоянием организации (пред приятия): учебное пособие / Акетонова О. В. – М., 2004. – 342 с.
2. Антикризисное управление: учебное пособие / под ред. К.В. Балдина. – М.: Гардарики, 2006. – 271 с.
3. Артеменков Ю.П., Киселева Н.В., Тагатаров С.Р. Оценка регионального инвестиционного риска // Регион: эко номика и социология. – 2001. – № 2. – С. 146–164.
4. Беляков А.В. Особенности приме нения вероятностных методов оценки финансовых результатов инвестиций // Финансы и кредит. – 1999. – № 56. – С.5-9
5. Рудакова О.В. Предприниматель. Предпринимательская деятельность. Предприятие / О.В. Рудакова, С.П. Суворова, А.Н. Шатунов. – Орел: ООО ПФ «Картуш», 2009. – 141 с.
6. Скамай Л. Финансовые риски. Классификация по основным призна кам, видам и подвидам // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 12. – С. 40-47.