Назад в библиотеку

Анализ жизненного цикла организации как инструмента управления изменениями

Автор:Василенко В.А., Волков Р., Погоржельская Н.В.
Источник: Інформаційні управляючі системи та комп’ютерний моніторинг (ІУС КМ - 2011) - 2011 / Матерiали II мiжнародної науково-технiчної конференцiї студентiв, аспiрантiв та молодих вчених. — Донецьк, ДонНТУ — 2011, Том 2, с. 132-136.

Аннотация

Василенко В.А., Волков Р., Погоржельская Н.В. - Анализ жизненного цикла организации как инструмента управления изменениями.В статье рассмотрены теории жизненного цикла, позволяющие исследовать тенденции развития организации. Раскрыта взаимосвязь между освоением основных факторов производства и продвижением по кривой жизненного цикла хозяйствующего субъекта, что позволяет предсказать вектор изменения трансформации, тем самым, повысив эффективность управления изменений.

Общая постановка проблемы

Управление изменениями направлено на работу с человеческим фактором в бизнес-изменениях. Независимо от того, насколько велик бизнес в какой сфере деятельности он существует, есть ряд повторяющихся, стандартных шагов, которые обеспечивают успешность работы с той стороной изменений, которая связана с человеческим фактором. И поэтому оно может быть определено как процесс, инструменты и техники, применяющиеся для эффективного управления человеческим фактором изменений в бизнесе, с целью достижения требуемых результатов, и осуществления успешных изменений в социальной инфраструктуре коллектива.

Изложение основного материала исследования

Теория жизненного цикла организации (ЖЦО), в качестве научного направления в менеджменте, получила развитие после второй мировой войны, основываясь на биологической аналогии с жизненным циклом живого организма, она имеет основное назначение – объяснение процесса изменений, которые происходят в организации с течением времени. Разработано большое количество моделей жизненного цикла, однако, до сих пор между исследователями нет единого мнения относительно количества стадий и подхода к их определению. Одной из причин такого разнообразия являются различия в объектах исследования – в типе организации, выбранной для создания модели.

Первоначально, модель ЖЦО была основана на деятельности правительственной организации, затем были созданы модели для коммерческих и некоммерческих предприятий. Концепции ЖЦО изучали изменения различных сторон организации на протяжении их жизненного цикла: технологические, организационные, культурные, производственные и др. Проводились исследования жизненного цикла вновь созданных организаций, промышленных предприятий, издательских домов, университетов, больниц, агентства NASA, киностудии и сервисных фирм. Как мы видим, сфера деятельности организации оказывает значительное влияние на модель ее жизненного цикла.

Также, у исследователей нет единого мнения, относительно стадий жизненного цикла организации: одни авторы предлагают модели из трех стадий, другие считают, что стадий должно быть четыре [7], знаменитая модель Грейнера состоит из пяти стадий, модель Торберта содержит их девять, а модель Адизеса – десять. Авторы делают акцент на наборе уникальных характеристиках каждого этапа жизненного цикла своей модели.

Однако, несмотря на различия в определении количества стадий жизненного цикла, выделяют его общее характеристики:

1. Последовательность стадий жизненного цикла предприятия, при котором каждый последующий этап является следствием предыдущего;

2. Все модели рассматривают широкий спектр организационных характеристик.

Стадия жизненного цикла представляет собой широкий набор различных характеристик организационной деятельности, следовательно, для полноценногоанализа необходимо понять, как эти характеристики изменяются с течением времени. Организация способна не только оставаться продолжительное время на одной стадии развития, но и возвращаться на предыдущие, а также разоряться на ранних этапах, очень быстро продвигаясь к упадку и смерти.

Наиболее интересную трактовку, согласно которой: «жизненный цикл может обеспечить: карту пути, идентифицирующую критические организационные переходы, а также ловушки, которые необходимо избегать во время своего роста в размерах и сложности; график прибавления уровней управления, формализации организационных процедур и систем, пересмотра приоритетов организации», дал С.Г. Хэнкс. Точная модель жизненного цикла может помочь понять, когда следует отказаться от успешных в прошлом стратегий или практик, которые будут препятствовать будущему росту фирмы [8] .

Выделяют следующее проблемное поле концепций жизненного цикла:

С целью всестороннего анализа развития предприятия по стадиям жизненного цикла, используется теория факторов производства, предложенная О.В. Иншаковым. Каждый из шести факторов подразумевает определенную сторону развития предприятия [3] :

Таблица 1 – Теория факторов производства
Фактор
Пояснение
человеческий (А) развитие персонала
материальный (М) увеличение экономических показателей деятельности компании
институциональный (Ins) развитие институций, внедрение системы профессионального менеджмента
организационный (О) развитие организационной структуры предприятия
информационный (Inf) повышение информационной открытости предприятия, улучшение использования информационных потоков с целью ускорения развития организации

Анализ динамики развития 6 факторов производства позволяет более полноценно отслеживать развитие предприятия на протяжении всего периода его существования, вследствие охвата широкого набора характеристик организационной деятельности [4] . Использование данной теории, несомненно, позволит лучше предсказывать предстоящие проблемы в организации и находить более выгодные их решения.

С целью повышения качества принятия управленческих решений, предлагается исследовать, как изменяются уровни развития шести факторов производства в течение жизненного цикла предприятия. Необходимо выполнить анализ освоения факторов развития организации на разных стадиях жизненного цикла, что требует решения следующих задач:

1. Определить количество уровней развития факторов производства.

2. Провести экспертный опрос среди руководителей предприятий, с целью определения изменений в развития организации на разных стадиях жизненного цикла с позиции шести факторов производства.

3. Исследовать уровень развития каждого из шести факторов на десяти стадиях жизненного цикла.

Таким образом, удастся получить наиболее достоверные результаты в исследовании развития предприятия на протяжении его жизненного цикла, что, несомненно, повысит качество принимаемых управленческих решений, и позволит проводить более эффективную политику в области управления изменениями.

В качестве модели, описывающей развитие организации на протяжении периода ее существования, предлагается использовать теорию жизненного цикла И. Адизеса (рис.1), наиболее полно описывающую все стадии жизненного цикла и включающую десять этапов: ухаживание, младенчество, давай-давай, юность, расцвет, стабильность, аристократизм, разногласия, бюрократизация, смерть [1,2].

article1_pic1.png
Рис.1 Жизненный цикл предприятия

Выводы

Исследования показывают, что экономической сущностью жизненного цикла организации, является раскрытие и объяснение эволюции развития системы, посредством процесса прохождения через этапы рождения, роста, зрелости и упадка. Рассмотренная модель жизненного цикла И.Адизеса, наиболее подробно описывает генезис организации от стадии становления до стадии упадка, через выделение 10 стадий развития. Основные проблемы в управлении изменениями являются индивидуальное и групповое сопротивление персонала, а также проблема контроля, возникающие из-за того, что большинство формальных организационных механизмов контроля предназначено для работы в относительно стабильном состоянии, и не учитывает этапы перехода на последующие стадии развития.

Список использованной литературы

1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации / И.К. Адизес. – СПб.: Питер, 2007. – 383 с.
2. Адизес И.К. Управляя изменениями / И.К. Адизес. – СПб.: Питер, 2008. – 222 с.
3. Иншаков О.В. Теория факторов производства в контексте экономики развития: научный докл. на президиуме МАОН (Москва, 29 нояб. 2002 г.) / О.В. Иншаков. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. – 89 с.
4. Иншаков О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства / О.В. Иншаков // Экономическая наука современной России. – 2003. – № 1. – С. 11 -25.
5. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях: учебник / Г.В. Широкова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – 3-е изд. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. – 480 с. 6. Adizes I. Twelve Tips on Keeping Your Growing Business at Prime / I. Adizes. – L.A.: Manage 44, 3. 1993. – P. 14-17.
7. Электронный ресурс http://www.studfiles.ru/preview/1711108/
8. Электронный ресурс http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-organizatsionnoystruktury-predpriyatiy-na-osnove-teorii-zhiznennyh-tsiklov