Назад
в библиотеку

Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека

Автор: Еремеев Б.А.

Источник: Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума (Санкт-Петербург, 5-7 июня 2006 г.) /Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш /Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. – СПб.: ООО Книжный Дом, 2006. С.101-103 (0,20 а.л.).

Ключевые слова: экономическая безопасность, психологическая безопасность, безопасность человека.

Психология начинается там, где учитывается субъективная реальность – психика, или душа, в частности, чувства, мысли и намерения тех, кто прямо или косвенно вовлечён во взаимодействие.

Безопасность, или отсутствие опасности, отсутствие угрозы, означает наличие и сохранение в перспективе условий, подходящих для жизни, для оптимального функционирования и развития.

Психология безопасности предполагает учёт субъективного отношения человека к наличию и к перспективе воспроизведения условий, оптимальных для его жизни и деятельности.

Психологическая безопасность в широком смысле слова означает осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни как обеспечивающим его душевное равновесие и развитие. А это значит, что человек субъективно готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств – неблагоприятным. Это значит также, что человек отдаёт себе отчёт как в своих объективных связях с действительностью, в своей объективной включённости в каждую сложившуюся ситуацию, так и в своём субъективном отношении к происходящему - в своих чувствах, мыслях, намерениях в связи с этой ситуацией, в связи с отдельными её компонентами и/или характеристиками.

Психологическая безопасность в специальном смысле слова раскрывается, в частности, в социально-психологическом контексте. Тогда имеют в виду, прежде всего, что у человека нет опасений относительно окружающих его людей, нет впечатлений, будто с их стороны есть какие-либо угрозы, и нет предположений, что такие угрозы могут появиться в будущем. Человек открыт для контактов, он доверяет людям и ждёт от них того же.

Подчёркивается также социальный, объективный аспект психологической безопасности. Тогда речь идёт уже не только о том, что отсутствуют актуальные и потенциальные угрозы человеку со стороны окружающих. Делается акцент на том, что отношения окружающих должны быть позитивными и даже оптимальными – с точки зрения эффективности совместной жизни и деятельности. Причём имеются в виду как существующие отношения, так и их состояние в перспективе; хорошее должно сменяться только лучшим, а совершенству, как известно, нет предела.

В контексте практической психологии актуален учёт фактического положения дел – психологической безопасности человека, группы (реальной или условной), организации (как социального института), народа или государства. Имеется в виду вполне определённое психическое состояние взятого субъекта – состояние его готовности предупреждать появление опасности (её угрозы) и готовности адекватно реагировать на возникающую опасность (угрозу).

Учтём особенности психологической безопасности человека в связи с уровнями его развития, выделенными в русле традиций ленинградской – петербургской школы человековедения. На уровне индивида ещё нет отдельных субъективных отношений к чему бы то ни было, нет и рефлексии в психологическом смысле этого слова. Индивид тождественен со своей жизнедеятельностью. Поэтому учтём уровни личности, частного лица, субъекта деятельности и индивидуальности.

У человека как члена общества, как носителя определённой культуры, самая общая потребность – быть принятым другими, занимать среди них достойное место. Для удовлетворения этой потребности есть определённые социальные механизмы. Они проявляются, в частности, в объективных и субъективных отношениях между людьми. Ансамбль актуальных отношений раскрывает личность человека, или его природу как социального существа.

В психологическом плане самосохранение личности обеспечивается на социальном уровне психической интеграции человека – на уровне его сознания. Психологическая безопасность человека как личности обеспечивается особыми защитными механизмами. В фактах сознания, прежде всего, в речи, проявляются подсознательные, сознательные и надсознательные психологические защиты. К подсознательным относятся регрессия, отрицание и соматизация, замещение и эротизация. На уровне сознания выделяются такие защиты, как изоляция, избегание, фантазии, интеллектуализация (рационализация). И к надсознательным защитам относятся тотальный контроль, проекция, подавление, конструктивный контроль (архитектуализация), сублимация.

Человек как частное лицо является носителем опыта собственной жизни. Частная жизнь зарождается, существует и развивается в условиях общественной жизни на базе жизнедеятельности организма. Рефлексивные, личные отношения с миром выделяются из личностных отношений как их особенные, видовые варианты. Вместе с Я рождаются личное пространство, личное время, личная (частная) собственность, личные отношения... Становится актуальной и личная безопасность.

В психологическом плане самосохранение и существование частного лица обеспечивается соответствующим уровнем психической интеграции – памятью. Психологическая личная безопасность человека определяется моралью: той, которой руководствуются окружающие его люди, и той, которой руководствуется сам человек. Возникающие личные проблемы разрешаются посредством ориентиров разной обобщённости: от ситуативных сентенций здравого смысла до базовых идеалов, которыми могут быть (и становятся) Бог, Добро, Истина, Красота, Справедливость и т.д.

Человек как субъект деятельности зарождается и формируется при преодолении препятствий, внешних и внутренних, в процессе созидания. Начинается созидание с продуцирования того, что имеет смысл для самого творца. Когда продукт творчества приобретает значение для других людей, тогда есть основание говорить о его создателе как о субъекте деятельности в определённой сфере.

В психологическом плане субъектность – это опыт творческого преобразования действительности. Психологическая безопасность субъекта деятельности обеспечивается его творческим потенциалом. И опережающее выявление актуальных противоречий; и смысловое переструктурирование ситуации в соответствии с её внутренней логикой (комбинаторика); и фантазийные трансформации, в том числе с выходом за рамки ситуации; и практическое достраивание ситуации с внесением в неё продуктов собственной деятельности; и производное от общей активности озарение с последующим его воплощением в конкретных продуктах, – всё это подкрепляет субъектную позицию человека и практически обеспечивает формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.

Высший уровень развития человека – это индивидуальность. С одной стороны, – это предел, абсолют, совершенство, к которому стремится человек в своём развитии, в том числе - это идея Бога. С другой стороны, – это конкретный человек: многогранное, сложно организованное существо, разноуровневое и разностороннее. Как высший уровень развития человека, индивидуальность начинается, когда субъектная, творческая активность становится рефлексивной, обращается на самого человека. Человек начинает строить себя. При этом он преодолевает и сопротивление материала, и неблагоприятные сопутствующие обстоятельства, и ограниченность своих возможностей как строителя.

В психологическом плане индивидуальность – это опыт субъекта деятельности в сфере собственного внутреннего мира; это автономная, хорошо организованная саморегулирующаяся система. Её потенциал распространяется на все нижележащие уровни психической интеграции и даже на организм в целом. Поэтому психологическая безопасность человека, который владеет своим внутренним миром и своим организмом, абсолютна. Для него остаются опасности физические, биологические и социальные.