Перейти на главную страницу ДонНТУ Перейти на портал магистров ДонНТУ

Влияние религии на историю человечества

Любая религия создана человеком, направлена на него и призвана обеспечить его благополучие, защитить от внутренних сомнений и стрессовых реакций, а также предупредить об опасности внешних воздействий. Разные религии в различные эпохи решают перечисленные проблемы по-своему, используют характерный только для них арсенал средств и методов. Истинно верующий человек черпает из религии духовное благо, она вселяет в него надежду, утешение, уверенность. Очень важно и то, что религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.

Основные религии и истории их возникновения

В начале развитые религиозные системы классовых обществ, как правило, не выходят за пределы этнической территории того народа, среди которого они сложились. Такие верования обычно носят название "национальные религии.

Весьма древней локально ограниченной религией является зороастризм. Религия эта возникла на рубеже второго и первого тысячелетий до н.э. в Юго-западной или средней Азии и распространилась также в восточной части Закавказья. В 7-6 веке до н.э. на территории Древнего Ирана существовал маздеизм, который был реформирован Заратуштрой (в древнегреческом – Зороастр, на среднеиранском – Зардушт). Он считается исторической личностью, ему также приписывается авторство самой древней части священной книги зороастров Авесты, он автор Гат. Учение зороастров основано на дуализме: добро и зло, жизнь и смерть, свет и тьма в своей борьбе порождают миропорядок. Одна из сильнейших с этической стороны посылок зороастризма – положение, что человек не игрушка в руках богов, а свободное существо, от поступков которого зависит судьба всей Вселенной.

Самой многочисленной в мире национальной религией является индуизм. Как ни странно, очень древняя система верований (зачатки ее относят к первому тысячелетию до н.э.) до сих пор имеет в Индии огромное значение. Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований. Он политеистичен (в этой системе существует, по крайней мере 30 тысяч богов). В силу того, что в индуизме не существует церкви как социального института (уникальное явление в современном мире), любой индиец может верить во что угодно и как угодно – он может верить во всех богов сразу и никто его не обвинит в ереси. Понятие ереси вообще не применимо к индуизму, поэтому Индию считают самой толерантной, веротерпимой страной в мире. Но для всех многочисленных течений индуизма обязательно одно: религия своим авторитетом освящает кастовые различия в обществе, и в этом смысле, несомненно, влияет на социальную структуру индийского общества. Несмотря на то, что современная индийская Конституция запрещает кастовую дискриминацию, в реальной жизни, особенно в быту, до сих пор жестко действуют кастовые законы.

Иудаизм – первая монотеистическая религия – религия древних иудеев и их потомков евреев – возник во IIтысячелетии до н. э. на основе политеистических верований и обрядов кочевых еврейских племён Северной Аравии. После завоевания Палестины, населённой земледельческими народами, иудаизм впитал в себя религиозные представления местного населения. Иудаизм основан на заветах, которые бог Яхве (Иегова) дал патриарху Аврааму – родоначальнику евреев. Иудаизм был существенно обновлен Моисеем – первым пророком Яхве около 1200 г. до н. э. Иудаизм базируется на вере в вездесущего вечного Бога, чья воля отражена в Торе и у которого особое отношение к еврейскому народу. Образ жизни верующих регламентируется Талмудом – сводом иудаистских трактатов, в которых даётся толкование книг Ветхого Завета, главным образом первых пяти (Торы). Талмуд определяет деятельность и поведение в быту и по праздникам, уголовное и семейное право и т.д.

Буддизм появился в Индии около 500 г. до н.э. Эта религия развивалась из учения основателя буддизма – Будды. На санскрите Буддха означает – «просветлённый», существо, достигшее наивысший святости. Будда – эпитет Сиддхартхи Гаутамы, жившего с 623 по 544 г. до н. э. Согласно преданиям, он происходил из царской семьи в роде Готамы (отсюда его имя – Гаутама), из племени шакьев, обитавшего в Северной Индии на южной границе современного Непала (отсюда одно из его прозвищ Шакья-Муни – отшельник из шакьев). В возрасте 29 лет Будда оставил семью и дом отца и после семилетних скитаний, аскетических подвигов и размышлений стал проповедником нового учения. Наиболее ранний и полный сборник буддийской канонической литературы Трипитака (Типитака) представляет собой откровения Будды в изложении его учеников. Главная доктрина буддизма состоит в карме – особой мистической силе, непреложный автоматически действующий «закон возмездия» за совокупность поступков, намерений, стремлений, определяющий судьбу живого существа в последующих перевоплощениях. За добрые и плохие дела следует соответствующее воздаяние в этой или следующей жизни после реинкарнации. Символ религии – лотос.

Христианство возникло в первой трети I в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи, а к XIII в. распространилось по всей Европе. На Русь христианство пришло под влиянием Византии в X в. В результате схизмы (разделения церквей) христианство в 1054 г. раскололось на православие (византийская ветвь христианства) и католицизм (римско-католическая ветвь). Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм. В христианской религиозной системе Иисус Христос – Богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы – как Бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной человеческой природы – как иудей. Он выступил с проповедью в Галилее (Северная Палестина) и был распят на кресте около 30 г. н. э. Биографию земной жизни Иисуса Христа от начального момента «вочеловечивания Бога» до смерти на кресте, его воскресения и, наконец, возвращения по завершении земной жизни в божественную сферу бытия, но уже в качестве богочеловека, дают главным образом евангелия – канонические (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) и многочисленные апокрифические. Священной книгой христианства является Библия – собрание священных текстов. Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Евангелия (Нового Завета). Христиане считают Ветхий Завет историческим введением в христианство. Ветхий Завет подразделён на отдельные книги. Первые пять книг Библии – Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) содержат историю евреев от сотворения мира до экспансии Рима. В каноническом Евангелии, представленном вариантами учеников Христа – апостолов Матфея и Иоанна, а также Марка и Луки (учеников апостолов Петра и Павла), изложены события жизни и смерти Иисуса Христа.

Ислам. К числу мировых религий относится и ислам («предание себя» Богу), возникший на Аравийском полуострове в начале VII в. н. э. Основателем ислама считают Мухаммада (Магомета), родившегося в Мекке около 570 г. и умершего в 632 г., похоронен он в Медине, и теперь его гробница – место поклонения пилигримов. Ислам, согласно учению Мухаммада, открытое исповедание возвещённой им религии. Она требовала веры в единого всемогущего и милосердного Бога (Аллаха), в божеское предопределение судеб и поступков людей, в избрание Мухаммада, как пророка, ниспосланного всему человечеству, в загробную жизнь, в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду, в воскресение мёртвых и «страшный суд». Мухаммад, в первое время своей деятельности называвший себя воссоздателем и преобразователем чистой религии, откровением переданной Аврааму, выводил своё учение из священных книг иудеев и христиан. Он требовал признания прежних откровений (Тора, Псалтырь, Евангелие) и веры в посланных до него пророков – от Адама до Иисуса Христа. Мухаммадом написана основная священная книга ислама – Коран. Коран состоит из 114 глав (сур), в которых содержатся молитвы и заклинания, пророчества о конце света, об аде и рае, мифологические (заимствованные главным образом из Ветхого Завета и Евангелия) исторические сказания. В Коране приводятся также предписания, регулирующие семейные и общественные отношения, определяющие подчинённый статус женщин и т.д. Суры расположены по числу входящих в них «стихов» и в ряде мест допускают различное толкование[1].


(анимация: 7 кадров, 10 циклов повторения, 145 килобайт)

Влияние религии

В первобытных религиозных верованиях запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно большое значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинственными» силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Исторически наиболее ранними проявлениями религии были магия, тотемизм, ведовство, погребальный культ, шаманизм; более поздняя форма доклассовой религии – многобожие, почитание многих богов.

В политеизме сверхъестественный мир представляется как иерархия богов, обладающих большей или меньшей властью, имеющих каждый своё индивидуальное имя, свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Во главе пантеона, в соответствии с земной властью, стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. Политеизм не исключает признания богов других народов. В ритуале политеизма главную роль играет жречество, группирующееся вокруг храмов. Таковы были религии древних египтян, греков, римлян и других народов древности. Период формирования раннефеодальной цивилизации характеризуется становлением мировых религий, стремлением церкви охватить, подчинить себе духовный мир и все стороны деятельности человека. Функции монотеистических религий были более сложными и более обширными. В какой-то степени они решали те же задачи, что и религии более ранних цивилизаций, но к ним присоединились государственные проблемы. Они регулировали отношения между различными социальными группами граждан, объясняли божественное происхождение верховной власти, призывали к терпению угнетённых и обездоленных. Важная роль принадлежала религии в сплочении народа в период становления государства, при необходимости отразить нашествие завоевателей. Церковные иерархи вселяли в людей надежду во времена эпидемий и в голодные годы.В современном сознании религия остается глобальной, многоуровневой и многофункциональной системой, влияющей не только на область морали, ценностей, регулятивно-контрольных отношений, но и на формирование политической картины мира в целом. Хотя большинство населения планеты относится к той или иной конфессии достаточно формально, но в историческом плане религия на протяжении многих веков играет огромную роль в существовании общечеловеческой культуры[2].

Заключение

В целом религия всегда играла и играет стержневую роль в попытках найти опору, с помощью которой можно если не перевернуть мир, то хотя бы не выпасть из него самого. Со своей личной позиции мне сложно судить, нужна ли религия в дальнейшем, ведь для того чтобы творить добро, не обязателен Бог. ДА, несомненно, на современное определение (скорее ощущение) добра сильно повлияла концепция Бога, но именно концепция (я надеюсь, что свобода воли, пропагандируемая господствующей мировой религией не фарс). И наше современное добро и зло, то, что человек мыслит как добро и зло не что иное, как основной вклад религии в наш мир, то, что не все этому следуют, это совсем другая проблема.

Список источников

  1. Религия в имтории мировой культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociol...,свободный.
  2. Роль религии в развитии общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dipl...,свободный.