Середюк Александр Сергеевич

Немецкий технический факультет

Кафедра: Системы программного управления

Специальность: Микропроцессорные системы управления возобновляемыми источниками энергии

Тема диплома: Исследование особенностей использования солнечной энергии для питания транспортных средств с электроприводом переменного тока

Научный руководитель: к.т.н., доц. Минтус Андрей Николаевич

Инновационные технологии. Солнцемобили - Библиотека

Введение

В стремлении создать автомобиль полностью независимый от топлива, при этом на фоне борьбы за экологию, родилась идея создания Солнцемобиля, транспортного средства, работающего только за счет полученной солнечной энергии. Солнцемобили – это автомобили будущего, и на исследование и создание таковых будет выделяться все больше и больше средств, а талантливые инженеры все больше и больше будут вносить какие-то новшества в разработку.

Первые солнцемобили

Поговорим немного об истории. Интерес к созданию автомобилей будущего неуклонно рос во всем мире. Однако настоящее признание пришло к солнцемобилям в начале 1983 года, когда известный австралийский искатель приключений Ханс Толструп вместе с Ларри Перкинсом проехали на построенном ими солнцемобиле Quiet Achiever от Перта до Сиднея со скоростью 20 км/ч, одолев таким неспешным «манером» путь в 4052 километра. img-1 Понадобилось им на это 20 дней. Можно, конечно, снисходительно улыбнуться такому достижению, однако можно и призадуматься — ведь Толструп и Перкинс пересекли весь континент с запада на восток на 10 дней быстрее, чем тот же путь проделал первый автомобиль с бензиновым двигателем, и при этом — не затратив ни капли топлива [1].

А уже в 1987-м стартовало первое и до сих пор самое масштабное «экоралли» — World Solar Challenge (сейчас называется Global Green Challenge). Это соревнования не только автокомпаний, но и различных университетов, научных организаций, в том числе из аэрокосмической области.

В данной таблице представлены сравнительные характеристики двух ярких представителей, работающих благодаря солнечной энергии. Победители «экоралли» двух разных эпох [2].

img-2 img-3
Название Sunraycer (США) Tokai Challenger (Япония)
Год Победитель 1987 г. Победитель 2011 г.
Внешние панели Из кевлара Из кевлара
Вес 265 кг 160 кг
Солнечные батареи Из оксида серебра литий-ионные
Максимальная скорость 121 км/ч 160 км/ч
Средняя скорость 67 км/ч 100 км/ч

Как видно, и сравнительная характеристика это доказывают, насколько круто изменились основные характеристики первых солнцемобилей в сравнении с современными инновационными. И это большой успех в развитии разработок в данной области.

Основные концепции современного солнцемобиля

Всякий солнцемобиль — это устройство, которое преобразует солнечную энергию в механическую (энергию движения ведущих колес) [3].

Он обычно включает в себя:

  • Солнечные панели, которые в свою очередь, непосредственно преобразуют солнечную энергию в электрическую благодаря фотоэлектрическому эффекту.
  • Контроллер солнечной батареи, обеспечивающий нормирование выходного напряжения батареи, зарядку аккумуляторов и (опционно) подачу низковольтного постоянного тока в нагрузку [4].
  • Электрохимические аккумуляторы, запасающие энергию в период её избытка и подающие её в систему в период нехватки при недостаточном освещении фотоэлементов или при временном возрастании потребления. Также накопленный запас энергии позволяет перемещаться ночью или в условиях сильной облачности [4], [5].
  • Инвертор, обеспечивающий преобразование постоянного тока от аккумуляторов и фотоэлементов в переменный.
  • Электродвигатель, который устанавливается чаще непосредственно на ведущие (-ее) колеса (-о), чтобы исключить потерю мощности при трансмиссии. Управляющий блок, который занимается распределением полученной энергии (излишек накапливается в аккумуляторе) и регулированием параметров работы солнечной батареи (охлаждение, ориентирование на солнце) [5].

img-4Также, стоит упомянуть о солнечных концентраторах, расположенных на солнечной панели. Они имеют форму сферических линз или так называемых линз Френеля. Они используются для эффективного сбора солнечной энергии и увеличения продуктивности солнечных батарей.

img-5За счёт размещения на солнечной батарее этих специальных линз в восемь раз повышается концентрация светового потока. Таким образом, появляется возможность уменьшить количество фотоэлементов арсенида галлия, которые составляют основную часть стоимости солнечных батарей [6].

Для максимально эффективного преобразования солнечной энергии в скорость электромобиля, необходимы [5]:

  • Хорошая аэродинамика;
  • Большая площадь для размещения фотогальванических элементов;
  • Малая масса электромобиля

img-6Вот такую причудливую форму имеют современные солнцемобили. Как видно, основные концепции соблюдены. Ради легкости конструкции, помимо прочих, используются такие материалы, как углепластик, композиты с карбоновыми включениями [5].

Перспективы исследований

img-7Оригинал изображения [7].

В дальнейшем в магистерской работе будут изучены особенности потребления солнечной энергии, структуры преобразования солнечной энергии в механическую. А также будут смоделированы режимы работы данного типа автомобиля.

Ссылки

  1. Ловцы Солнца: Сила света
  2. Альтернативные источники энергии. По всем фронтам
  3. Солнцемобиль - реальность?
  4. Общий принцип подбора солнечных батарей, аккумуляторов и контроллеров в единую систему
  5. Солнцемобиль — возможно ли ездить на энергии солнца.
  6. Солнечные концентраторы
  7. Первый в мире электромобиль на солнечных батареях