Назад в библиотеку

Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия

Автор:Ю.А.  Анищенко, А.М. Коршунова,П.Г. Швалов
Источник:Статья опубликована в журнале «Продвижение продовольствия. Prod&Prod» (№12 2010)

Аннотация

Ю.А.  Анищенко, А.М. Коршунова,П.Г. ШваловСтатья посвящена проблемам повышения качества в современных условиях как важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической безопасности.

Проблема повышения качества в современных условиях является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической безопасности. Категория качества продукции непосредственно и тесно связана с конкурентоспособностью, имея общую сферу формирования и проявления. Без повышения конкурентоспособности предприятий не возможно развитие как экономики государства в целом, так и её отдельных регионов. В настоящее время, в связи с всё большей интеграцией Российской Федерации в международные экономические структуры, данная проблема является актуальной для страны как никогда прежде, поскольку, объективно говоря, продукция производственной сферы страны, в большинстве случаев, пока не дотягивает до общемировых показателей.

Конкурентоспособность продукции — это сугубо рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка — его конкурентность. В то же время качество — экономическая категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность продукции носит более динамичный и вариативный характер. При неизменности качественных характеристик продукции ее конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, поведение производителей-конкурентов и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия средств маркетинговых коммуникаций, особенно рекламы, и на проявления других внешних по отношению к данному товару многочисленных факторов. Конкурентоспособность продукции — способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.

Надо отметить, что понятие конкурентоспособности товара значительно шире понятия «качество товара», которое, являясь одним из главных составляющих конкурентоспособности, и, предопределяя уровень продукции, является не единственным. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственно потребительскую ценность товара в сопоставлении с конкурентами, определяется также внешними по отношению к данному товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, их соблюдение, качество сервиса, реклама, изменение уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др.

Исходным условием планирования и создания конкурентоспособной продукции является выявление на основе маркетинговых исследований предпочтений потребителей, определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребностей определенных сегментов рынка и для обеспечения предпочитаемых потребителями ее преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией других поставщиков. Существуют три основных способа обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции:

        инновационный, заключающийся в повышении уровня потребительских свойств продукции и ее усовершенствования с целью снижения эксплуатационных расходов, совершенствовании производства с целью повышения качества продукции и снижения ее себестоимости;

·        ценовой, состоящий в снижении цен на продукцию, создающем ее ценовой потенциал по сравнению с конкурирующей продукцией;

·        развитие базы послепродажных услуг (сервиса), включающих обеспечение потребителей запасными частями и расходными материалами, проведение технического обслуживания и ремонта для поддержания и восстановления работоспособности продукции в период ее эксплуатации.

В соответствии с законами рынка, чем выше конкурентоспособность продукции, т. е. чем она более привлекательна и предпочтительна для потребителя, тем больше объем продаж и объем производства, что способствует снижению производственных затрат и цен, что, в свою очередь, создает дополнительные предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции.

Определяющую роль в формировании и оценке конкурентоспособности продукции играет ее качество. Оно определяется как совокупность свойств, отражающих уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающая ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений». В настоящее время выделяют следующие факторы повышения качества продукции предприятия:

        -внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000;

        -внедрение систем экологического менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 14000;

        -внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами;

        -внедрение автоматизированных систем проектирования;

        -внедрение автоматизированных систем управления предприятием;

       -внедрение системы CALS - технологий на основе международных стандартов ИСО 10303, ИСО 15531 - как класса информационных технологий, направленного на обеспечение безбумажной (электронной) информационной поддержки жизненного цикла продукции.  По мнению специалистов в этой области, именно внедрением CALS – технологий достигается самый высокий уровень управления.

Основное свойство, с которым связано качество продукции, — ее способность быть потребительной стоимостью, быть полезной и удовлетворять определенные потребности лучше других объектов, т. е. обладать конкурентоспособностью. Качество продукции, являясь мерой потребительной стоимости и конкурентоспособности, существенно связано с конъюнктурой рынка и может меняться без изменения внутренних свойств продукции, поэтому качество можно рассматривать как интенсивность свойств, составляющих ее потребительную стоимость, степень или меру ее полезности в определенной экономической рыночной ситуации. В повышении уровня качества выпускаемой продукции заинтересован как потребитель, так и изготовитель продукции. Для потребителя важным является:

        пригодность к применению и надежность изделия в обещанный поставщиком срок;

        качественный и своевременный технический сервис;

        соответствие цены характеристикам изделия.

Для общества в целом важно:

        минимальное загрязнение окружающей среды:

        -сбережение энергоресурсов;

        -решение социальных вопросов.

Интересы изготовителя в повышении качества продукции заключаются в следующем:

        -продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рынка, объемов продаж;

        -повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, снижения уровня дефектности;

        -снижение риска потерь в период гарантийного обслуживания;

        -получение более высокой прибыли.

Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При решении этой задачи изготовителю необходимо выполнить следующее:

        -выявить потребителей и определить их требования к продукции;

        -преобразовать требования потребителя в технические условия;

        -определить этапы технологического процесса изготовления продукции, выработать критерии процесса;

        -оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя.

В большинстве случаев может быть установлена прямая зависимость между уровнем качества продукции и её конкурентоспособностью. Однако повышение уровня качества не всегда приводит к росту конкурентоспособности продукции. К примеру, превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным. Кроме того, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если заметно повысилась его цена за счет придания товару таких свойств, которые не представляют существенного интереса для основной группы и отдельного покупателя. Наконец, высококачественная продукция может не найти покупателя, оказаться неконкурентоспособной, если она не соответствует условиям потребления.

Тем не менее, следует отметить, что уровень качества является важной (основной) составной частью конкурентоспособности продукции. Соответствие уровня качества заданным целям лежит в основе успеха предприятия. Но необходимо также ориентировать продукцию на конкретный рынок, благодаря чему продукция будет пользоваться спросом, а при отличном качестве – удовлетворять все потребности покупателей, и иметь высокую конкурентоспособность среди товаров – аналогов.

Литература

1. Минько Э. В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

2. Завьялов П. С.. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – (Серия «Высшее образование») – с. 234.

3. Баумгартен Л. В.. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции. Маркетинг в России и за рубежом - №4(48), 2005. – с. 72 - 73.

4. Бардонов В.А. Опыт обеспечения конкурентоспособности продукции деревообработки на основе внедрения системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000.