Назад в библиотеку

Международная конкурентоспособность и устойчивое развитие

Автор:Сильвия Фауче и Изабель Николаи
Источник: "Encyclopedia of Life Support Systems (EOLSS)

Аннотация

Сильвия Фауче и Изабель Николаи - Международная конкурентоспособность и устойчивое развитие В этой статье исследована новая модель конкурентоспособности и возникновение концепция устойчивого развития. Международная конкурентоспособность, устойчивое развитие и технологическая инновация

Ключевые слова: окружающая среда, управление, устойчивое развитие, технологические изменения, инновации, конкурентоспособность, беспроигрышная стратегия, институты, глобализация, фирмы, заинтересованные стороны

Содержание

Резюме

Резюме В этой главе делается попытка разработать четкое представление о проблемах, связанных с конкурентоспособностью и политика в области устойчивого развития, используя для иллюстрации широкого спектра информации доступны на фирмах в Европе и в других местах. Мы предоставляем концептуальную структуру, которая будут полезны для оценки технологических, институциональных и социальных рисков, а также перспективы качества окружающей среды, связанные с действиями фирм в контексте экономической и экологической глобализации. Анализ ориентирован на технологические изменения, и фундаментальная роль, которую инновация может играть в обеспечении большей свободы для фирмы выбирают экологически безопасные стратегии. Мы также обсуждаем государственную политику и способность правительств вносить изменения в рыночные условия посредством создание регулирующих органов и консервативного управления.

1. Введение: новая парадигма конкурентоспособности и возникновение концепция устойчивого развития

Конкурентоспособность стала лозунгом в большом количестве дебатов, хотя это трудно точно определить этот термин. Указаны опасности чрезмерного использования экономисты, которые слишком боятся, востребованы во имя конкурентоспособности и другие связанные с ним термины. Тем не менее, идея остается в авангарде дебатов по экономической политике. Например, в Европе 1994 года в Либре Блан (Официальный отчет) относится к конкурентоспособности в качестве ключевого вопроса в главе, озаглавленной «К глобальной конкурентоспособности ». Аналогичным образом, в Соединенных Штатах политика конкурентоспособности Совет ежегодно докладывает президенту и Конгрессу. Международная конкурентоспособность приобретает различные значения в зависимости от того, рассматривается на уровне фирмы, промышленности или правительства

С бизнес-точки зрения основными факторами конкурентоспособности остаются те, которые описаны по традиционным переменным в конкуренции - рентабельность, снижение издержек, расценки - хотя эти переменные сильно зависят от того, как компания адаптируется к и позиционирует себя на рынке. Фирмы будут уделять особое внимание их собственному вкладу и рынки сбыта, и эта конкурентоспособность может быть проиллюстрирована путем принятия межфирменной таких как кооперативные формы. С другой стороны, государства глубоко вовлечены в международной конкурентоспособности для секторов в целом, таких как показатели, совокупные торговые потоки и т. д. Это может быть осложнено различными взаимодействиями между фирмой и государством. В своей стране фирма или отрасль могут рассмотреть давление окружающей среды как ограничение и, следовательно, противодействуют применению контролей. Тем не менее, после того, как правила были приняты, промышленность может сотрудничать с правительством чтобы другие страны приняли правила, которые по меньшей мере столь же строгие. Следовательно, то же самое регулирование может представлять собой ограничение для промышленной компании на внутреннем уровне, тогда как это может представлять собой возможность на международном рынке, если страна удается навязывать его на международном уровне таким образом, чтобы он работал в своих интересах.

Однако с 1980-х годов мир стал свидетелем развития того, что Портер (1990) относится к новой парадигме конкурентоспособности, основанной на динамическом видении. Согласно этой точке зрения, конкурентоспособность, независимо от уровня, вполне может быть достигнута не за счет повышения производительности или более низких цен, а скорее путем и более качественные продукты благодаря технологическим инновациям. Итак, технологические инновации в настоящее время являются движущей силой конкурентоспособности. Это означает, что наука и в настоящее время технологии играют все более важную роль в международной конкурентоспособности. Именно по этой причине Futures Studies сделали замечательное возвращение в 1990-е годы под предлогом предвидения, чтобы помочь лицам, принимающим решения, определить свою стратегическую и технологические инновации в целях поддержания их международной конкурентоспособности. В в этом контексте Европейская комиссия, признавая важность науки и технологии для процветания и благополучия Европы, предложил ряд идей для омоложения усилий в области исследований в Европе, в частности путем создания «европейских исследовательских областях".

С концепцией устойчивого развития мы выходим за рамки понятия окружающей среды как просто дополнительное сокращение экологического вида на экономические рост, как это было нормой в 1970-х годах, с концепцией нулевого роста, которая была дана гласность после доклада Римского клуба. Действительно, устойчивое развитие согласование целей, традиционно связанных с экономическим ростом (например, материальное благосостояние и удовлетворенность потребителей) с экологической защитой (см. также Биофизические ограничения для экономического роста). Этот новый социальный проект был подтвержден во время Встречи на высшем уровне Земли в Рио в 1992 году, и повторил один год спустя, например, в пятой рамочной программы европейской комиссии, озаглавленной «На пути к устойчивому развоитию «.

Аналогичное развитие произошло в частном секторе. Фирмы все чаще учитывая необходимость «учета окружающей среды» не как внешне навязанной ценой или ограничением, но в качестве стратегической возможности. Термин «беспроигрышная стратегия», указывает стратегию (или даже государственную) фирмы, которая позволяет ей поддерживать или даже повысить его уровень конкурентоспособности и в то же время уважать заботу о качества окружающей среды и императивов устойчивого развития. Что функционирует только в форме регуляторной необходимости в 1970-х и 1980-х годах превращается в конкурентного преимущества местности в 21 веке. Однако нельзя просто предположить, что эти одновременные изменения в обществе отношения, бизнес-политика и правительственные постановления гарантируют право условия для долгосрочного экологического, социально-экономического устойчивого развития. это необходимо с открытым взглядом смотреть на перспективы согласования международных конкурентоспособность с приоритетом реализации политики устойчивого развития.

Дискуссия о совместимости устойчивого развития и конкурентоспособности зависит от того, считается ли технологическое изменение потенциальным выбросов загрязняющих веществ и повышения эффективности использования природных ресурсов и использование воды. По этой причине в первом разделе содержится обсуждение важности экологические технологические инновации в поисках международного конкурентоспособности, а также в осуществлении политики устойчивого развития.

Все больше и больше обсуждений говорят о том, что крупные бизнес-корпорации и союзы могут влиять на направление, технологическая инновация. Все чаще признается, что принятие решений должно быть основанный на «принципе предосторожности», когда затрагивается экологический риск (см. также Принцип предосторожности в области устойчивого управления окружающей средой). Однако, применение этих принципов может включать значительные необратимые инвестиции для фирм. Такая ситуация может стимулировать различные стратегические формы поведения, направленные на окончательное решение с собственными интересами фирмы. Во втором разделе этой главы мы анализировать стратегии конкурентоспособности фирм. Мы также обсуждаем предложения, которые позволяя конкуренции между фирмами стать единственным фактором, определяющим формулирование экологических технологических изменений может привести к «запертым» вариантам которые не способствуют ни общим целям устойчивого развития, ни конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Таким образом, Европейская комиссия определила управление как: «... сумма многие люди и учреждения, государственные и частные, управляют своими общими Дела. Это непрерывный процесс, посредством которого конфликтующие или разнообразные интересы могут быть и могут быть предприняты совместные действия. Он включает официальные учреждения и режимы, уполномоченные обеспечивать соблюдение, а также неофициальные договоренности, которые люди и учреждения либо согласились, либо восприняли их в своих интересах ».

Затем в третьем разделе нашего исследования представлены обсуждения, посвященные предложения других понятий, таких как общественные интересы и коллективные обязанности будущее, которое функционирует как дополнение к международной конкурентоспособности. В этой связи, основное предложение состоит в том, чтобы достичь «согласованного управления» путем создания партнерства между основными заинтересованными сторонами, участвующими в политике устойчивого развития.

2. Международная конкурентоспособность, устойчивое развитие и технологическая новаторство

В этом разделе мы рассмотрим сложные отношения между триадой международных конкурентоспособности, технологических изменений и устойчивого развития. Мы изучаем основная роль, которую играют технологические изменения в реализации «беспроигрышных», стратегии и связанные с этим риски.

2.1. «Победные» стратегии или экологическое регулирование как двигатель конкурентоспособности

Экологические технологические изменения играют ключевую роль в новой динамике международной конкурентоспособности. С одной стороны, в течение 1980-х и 1990-х годов определенное число секторов подвергается повышенному давлению в области технологической конкуренции, благодаря (большому степени) к обнаружению новых экологических проблем и правил. Химическое (например, ХФУ и его воздействие на озоновый слой, фосфаты в детергентах), а также как автомобильная промышленность (например, каталитические нейтрализаторы против «чистых двигателей» и кислотные дожди) были особенно обеспокоены этим развитием. Таким образом, Таким образом, измерение в конечном итоге вносит все больший вклад в определение жизнеспособного технологий и, следовательно, конкурентоспособности фирм и даже государств.

С другой стороны, согласно исследованиям японских правительственных учреждений, 40% мировое производство товаров и услуг в первой половине XXI века может происходят из окружающей среды или связанных с энергетикой продуктов и технологий. В этой перспективе, соблюдение природоохранного регулирования (или предвидение регулирования посредством стратегии фирм) становится наиболее важным для выбора и распространения технологий в рамках конкурентоспособности. Большинство фьючерсных исследований на технологические инновации подтверждают, что после 2010 года произойдет взрыв радикальных нововведения, направленные на снижение и / или предотвращение воздействия на окружающую среду и возобновляемая энергия. Более того, эта точка зрения разделяется двумя важными философиями, сосуществующими в на международном уровне и в отношении синергии между технологической политикой и политики устойчивого развития.

  1. Первая философия - это то, что передано США, направленное на поддержание экономического лидерства. В соответствии с этой целью области исследований и разработок, выбранные для продвижения по службе это те, которые обеспечивают наибольшую отдачу в увеличенном значении, в частности, в в соответствии с количеством патентов. Экологические области предлагают интересные перспективы с этой точки зрения. Американское технологическое предвидение, называемое «критические технологии», регулярно проводимые корпорацией Rand по запросу Конгресса, в этом отношении, особенно.
  2. Вторая философия сначала задает вопрос о целях общества с точки зрения устойчивого развития, а затем спрашивает о средствах их удовлетворения. Технологические инновации, направленные на повышение экологической эффективности продуктов, процессов и видов деятельности, а также институциональных или организационных изменения. Эта концепция, в которой Нидерланды приобрели неоспоримый лидер, преобладает в ряде европейских стран, реформирования их политики в области НИОКР в ответ на требования развитие. Таким образом, технологические инновации представляют собой одно из средств, но не единственное означает достижение социально-экономических целей устойчивого развития.

Согласно этим двум принципам:

  • Поле окружающей среды является неотъемлемой частью широко определенных тем, где технологические инновации, вероятно, произойдут в первой четверти XXI века. Следующий список, который является результатом синтеза большинства технологических и социальные предвидения, доказывает этот момент и включает в себя энергию, окружающую среду, сельскохозяйственной и сельскохозяйственной промышленности, информации и коммуникации, новых материалы, робототехника, космос, транспорт, медицина и генная инженерия.
  • Существует широкий консенсус по появляющимся технологиям в области окружающей среды в XXI веке. Ниже перечислены следующие технологии: расширенные детекторы, биотехнологии, технологии чистых автомобилей, переработка продукции, интеллектуальные очистки воды, более чистых производственных процессов и микропроизводства, возобновляемых энергией и новыми энергетическими технологиями, такими как фотовольтаика.
  • Большинство из этих нововведений будут зависеть от достижений двух крупных технологических секторы, ведущие технологическую революцию; а именно информационных технологий и генной инженерии (см. также «Управление технологическими ресурсами для Устойчивое развитие).
  • Рынок этих экологических технологий оценивается в несколько сотен миллиард долларов США за 25 следующих лет. Именно по этой причине многие страны в настоящее время дополняя их технологические предзнаменования «матрицами возможностей», с тем чтобы оценить потенциальные возможности этих технологий в промышленно развитых странах, новых промышленно развитых странах, Восточной и Центральной Европы, а также в развивающихся странах.

    В этой перспективе уважение экологического измерения становится наиболее важным в выбора и распространения технологий в рамках конкурентоспособности. Более того, технологические изменения в этом контексте не рассматриваются как экзогенные переменная неизвестной природы. Напротив, инновационный потенциал рассматривается как связанных с политическим выбором, социальными условиями и экономическими институтами.

    2.2 Видимый симбиоз технологических инноваций и устойчивого развития Политика развития

    В двух наиболее широко обсуждаемых концепциях устойчивого развития роль технологические изменения являются определяющими для защиты окружающей среды и в более широком смысле, что позволяет обеспечить устойчивый путь развития.

    Подходы так называемой «слабой устойчивости» черпают вдохновение из неоклассической теория капитала распространяется на природный капитал. Хотя модели различны в их детали, слабая литература об устойчивости, как правило, требует определения условий при котором потребление на душу населения не уменьшается (см. «Лимиты капитала» Замена). Эта озабоченность остается более или менее соответствующей полученным результатам моделью Стиглица (1974). Предполагается, что технологические изменения / прогресс могут автоматически посредством рыночных механизмов оказывать некоторую помощь от экологических ограничений посредством некоторой комбинации замещения (от природного капитала к человеческий и добытый капитал) и непрерывное увеличение продуктивности факторов. Согласно этому видению, конкурентные силы будут постепенно продвигать экономику к применению «технологий обратного хода» с высоким маргинальным производительности дефицитного природного капитала (например, ядерного синтеза или высокотехнологичной солнечной энергии или технологические выбросы и т. д.).

    Так называемая перспектива «сильной устойчивости», выраженная, например, Германом Дали подчеркивает высокую степень взаимодополняемости между техническими (производимыми), человеческие и природные столицы. Природный капитал рассматривается как сильно ограниченный (по пропускная способность, темпы освоения возобновляемых ресурсов, способность ассимиляции отходящими экосистемами), и, следовательно, долгосрочная устойчивость требует ограничения объема экономической деятельности, совместимости с этими экологическими ограничениями. Это может привести к старым предложениям о нулевом росте экономической активности, основанным на структурах взаимодополняемости, в качестве альтернативы предложениям по осуществлению политики для «Экоэффективность» посредством дематериализации экономической деятельности. Это означает снижение пропускной способности материальных и энергетических «услуг» природного капитала для данного уровень производства экономических товаров и услуг (см. также «Биофизические ограничения» на Экономический рост).

    В обоих подходах взгляд на возможности технологического изменения определяет видение устойчивости и способов ее достижения. Соответственно, обе школы предлагают меры технических изменений и уровни производства могут быть ключевыми показателями успеха или отсутствие его в осуществлении политики в области окружающей среды и устойчивого развития.

    2.3. Технологические инновации и устойчивость: неоднозначные отношения

    В духе этих двух предыдущих видений можно с готовностью согласиться с тем, что науки открывают новые области потенциальных технологических инноваций с потенциальными огромные последствия, если они применяются для здоровья человека, энергоснабжения, производства продуктов питания и инженерия окружающей среды. Эти области продвижения знаний приносят много новой надежды для человечества. Однако они также приносят новые риски для общества и могут привести к новым формам загрязнения. Новые технологии, такие как генная инженерия, которые облегчение некоторых экологических ограничений, также повлечет за собой увеличение экологических, медицинских и технологических рисков (см. «Управление технологическими ресурсами для Устойчивое развитие). Одна из особенностей этих (и других) областей наукоемкой инновации - это их участие - случайно или дизайн - в сложных биологических и экосистемные процессы, в которых обеспечение качества с точки зрения результатов практически невозможно гарантировать .

    Один урок, который можно извлечь из многих исторических примеров (ХФУ, ядерный сектор, каталитические преобразователи и т. д.) заключается в том, что взаимосвязь между достижениями науки и наукоемкие технологии, с одной стороны, и устойчивое развитие, с другой рука, многогранна и неоднозначна. Подобно тому, как признание экологических ограничений на масштабы и форма устойчивого экономического производства и потребления означают, что «Больше выходных данных» - это не то же самое, что «хороший ввод», поэтому следует отметить, что более знания, применяемые к инновациям, не обязательно приводят к улучшению качество окружающей среды или более устойчивый экономический процесс

    Более того, когда одна технология заброшена для новой (например, ядерная энергии в Германии или эксплуатации угольных шахт в прошлом во Франции), ее воздействие на окружающую среду не сразу решается. Например, во Франции из-за наводнение старых шахт, в настоящее время наблюдается загрязнение воды и почвы. В Германии нескольким будущим поколениям придется жить с потенциальными рисками ядерные отходы. Поскольку жизненный цикл технологических инноваций становится короче и Короче говоря, новый вызов бдительности возникает в отношении устаревших или брошенных технологии. Необходимость сохранения технических знаний об устаревших технологии станут все более актуальными в будущем в рамках усилий по избегать негативного воздействия на окружающую среду.

    Продвижение науки и инноваций в интересах устойчивого развития требует процедуры оценки вклада науки и техники в соответствие с критериями для качества окружающей среды, особенно с точки зрения поколений капитал. Это не предлагается ни одной из двух традиционных экономических перспектив устойчивость объясняется в предыдущем разделе.

    Причина этой общей слепоты в отношении двусмысленного характера технологические инновации в окружающей среде можно увидеть в сходстве концепции экономического производства и технологических изменений в двух подходах «Слабой» и «сильной» устойчивостью. Действительно, вопрос о производстве сокращается на совокупный уровень, к проблеме роста (или не роста) и технологическим изменениям соответственно, сводится к одному размеру, простой скорости, где максимум предположительно экзогенно определяется.

    Эта одномерная концепция означает, что ни одна из сторон действительно не может включить многомерный характер технологических изменений, которые в качественно разных пути, связанные с (в частности) перспективами экономического производства, природными ресурсами доступности, производства отходов, смягчения неблагоприятного воздействия на окружающую среду загрязнение, жизнеспособность видов, сохранение экосистем и жизнеобеспечение биосферы функции. Более того, даже если скорость технических изменений рассматривается, в некотором смысле экономическая переменная, слабое представление в институциональном, политическом или другом детерминанты фактических изменений, которые могут иметь место. Кроме того, абстрактная параметрические формулировки не помогают в понимании роли заинтересованных сторон (фирмы, граждане, правительства и т. д.) в динамике технологических изменений.

    Список источников

    1. Aggeri F., (1999). Экологическая политика: основанная на знаниях перспектива совместных подходов, Политика исследований 28, стр. 699-717. [В этой статье анализируется растущий интерес к новому сотрудничеству которые используют договорные инструменты, такие как добровольные соглашения. Использование интерпретации рамки, в которых делается упор на устройства коллективного обучения и мониторинга, мы подчеркиваем ценность такого подхода в ситуациях большой неопределенности, когда координированный процесс инноваций необходимых для достижения амбициозных экологических целей.]
    2. Эшфорд Н. (2000). Инновационная стратегия для устойчивой окружающей среды, в Hemmelskamp J., Rennings K., Leone F. (eds), Инновационно-ориентированное регулирование окружающей среды: теоретические подходы и эмпирический анализ, Physica-Verlag, ZEW, стр. 67-107. [Исследует возможности поддержки экологической устойчивости посредством технических инноваций.]
    3. Daly H.E. (1991). Устойчивая государственная экономика, 2-е изд., Вашингтон, округ Колумбия: Island Press. [Классическая коллекция с новые эссе, в котором представлена перспектива экологической экономики. В нем подчеркивается взаимодополняющий технический (производимый), человеческий и природный капитал, который рассматривается как резко ограниченный. Следовательно,устойчивость требует ограничения объема экономической деятельности на то, что совместимо с этими экологические ограничения].
    4. De Marchi B., S. Funtowicz и A. Guimaraes-Pereira (2001). Справа для правильного информирования участвовать: реагировать на эволюцию европейского законодательства с помощью ИКТ, Международный журнал Окружающая среда и загрязнение, 15 (1), с. 1-21. [В настоящем документе рассматривается европейское законодательство о окружающей среды, здоровья и безопасности в отношении участия граждан. Его эволюция проистекает из право быть информированным о праве на участие. Представлено тематическое исследование совместных исследований, подчеркивая роль инновационных и интерактивных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).]
    5. Доси Г., Фриман К., Нельсон Р., Сильверберг Г. и Соте Л. (ред.), (1988). Техническое изменение и Экономическая теория. Лондон: Издатели Пинтера. [Сборник оригинальных статей о том, как технические изменение могло бы взаимодействовать с экономическим ростом.]
    6. Esty D.C. and Gentry B.S. (1997). Иностранные инвестиции, глобализация и окружающая среда, в ОЭСР (1997 год), Глобализация и окружающая среда; предварительные перспективы, ОЭСР, Париж, стр. 41-173. [Эта глава рассматривает экологические последствия прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и частных международных финансирует в целом. В нем рассматриваются ключевые тенденции и тенденции в области иностранных инвестиций. Он предлагает некоторые предварительные комментарий о том, какие страны получают эти ресурсы и как их экологическая эффективность либо формируясь, либо формируясь частными инвесторами. В нем анализируются экологические последствия расширения частного международного финансирования и рассматривает стимулы, определяющие, кто получает эти средства.]
    7. Европейская комиссия (2001 год). Экологическая документация ЕС КСО: содействие созданию европейской Социальная ответственность, COM (2001) 366 final, Брюссель. [Настоящая Зеленая книга нацелена на запуск дискуссии о путях, которые Европейский союз мог бы содействовать социальной ответственности европейских и международных фирм и, в частности, на средства для использования наилучшего существующего опыта, поощрять разработку инновационной практики в целях повышения транспарентности и повышения надежности оценки и валидация различных инициатив, реализуемых в Европе. В нем предлагается подход, основанный на более узких партнерства, в рамках которых все заинтересованные стороны играют активную роль].
    8. Grupp H. and Linstone H.A. (1999). Национальная деятельность по прогнозированию технологий во всем мире: Воскресение и новые парадигмы. Технологическое прогнозирование и социальные изменения 60 (1), стр. 85-94. [Эта вклад обобщает недавний опыт в области государственного или национального прогнозирования технологий, в настоящее время называемый «предвидением».]
    9. Lubchenco, J, (1998). Вступление в век окружающей среды: новый социальный контракт на науку. Наука 279: 491-497. [В настоящем документе содержится призыв к научному сообществу сформулировать новый социальный контракт для науки, в которой научная практика должна найти свои обоснования, ссылаясь на преобладающие социальные проблемы.]
    10. North D. C. (1990). Институты, институциональные изменения и экономические показатели, Кембридж: Пресса Кембриджского университета. [В этом эссе взаимозависимость политических и экономических институтов рассматривался против основополагающих предпосылок неоклассической экономической теории, которая утверждает, что население и сбережения являются основными детерминантами экономического роста. Север показал, как учреждения может создать благоприятную экономическую и политическую среду. Основной тезис заключается в том, что инновации, экономия за счет масштаба, образование и накопление капитала не являются причинами роста, но только его демонстрации. Реальными причинами являются институциональные организации, которые более или менее благоприятный для роста.]
    11. Perrings C. (1991). Зарезервированная рациональность и принцип предосторожности: технологические изменения, время и неопределенность в принятии решений в области окружающей среды. В Костанца Р. (ред.), Экологическая экономика: наука и управление устойчивостью, Нью-Йорк: Press Columbia University. [Экологическая экономика - это новый междисциплинарный подход к пониманию и управлению экологией и экономикой нашего мира для устойчивости, на местном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел содержит исторические прецеденты для экологическая экономика; обсуждение основной причины проблем, стоящих перед человечеством; понимание проблемы устойчивости, дисконтирования и способы устранения неопределенности, присущей экологическим экономика.]
    12. Портер М.Е. (1990). Конкурентное преимущество наций, Нью-Йорк: Нью-Йоркская свободная пресса. [В этой книге есть трансформированное мышление и действия в государствах, городах и компаниях. Он воспринимается как основной источник конкурентное преимущество. На способность страны к инновациям влияют четыре широких атрибута: «алмаз», национального преимущества: 1) факторные условия; 2) условия спроса; 3) связанные и поддерживающие отрасли; и 4) твердая стратегия, структура и соперничество.]
    13. Stiglitz J. E. (1974). Рост с исчерпывающими природными ресурсами: эффективные и оптимальные пути роста. Обзор экономических исследований, симпозиум по экономике исчерпывающих ресурсов, 123-137. [Полученный вклад в модели неоклассического роста с введением невозобновляемых ресурсов, подчеркивая важность взаимозаменяемости и технического прогресса для устранения ограничений роста из-за к истощению природных ресурсов.]