Назад в библиотеку

Стандарты социальной ответственности

Автор: Коломиец А.М.
Источник: Інформаційні управляючі системи (ІУС КМ - 2015) - 2015 / Матерiали II мiжнародної науково-технiчної конференцiї студентiв, аспiрантiв та молодих вчених. — Донецьк, ДонНТУ — 2015, Том 2, с. 132-136.

Аннотация

Коломиец.А.М. Стандарты социальной ответственности Разработка теоретических и методических основ, а также практических рекомендаций по созданию и реализации системы качества образовательного учреждения на основе международных стандартов социальной ответственности.

Общая постановка проблемы

Система высшего образования ДНР представляет собой важнейший инновационный потенциал развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом уровне. Основой конкурентоспособности образования является качество, причем вузовский менеджмент должен быть нацелен на его планирование, обеспечение и улучшение. В настоящее время широко обсуждается вопрос о развитии систем управления качеством образования, путем внедрения различных моделей систем качества, определяемых международными стандартами ИСО 9001, ENQA и другими. Усиление конкурентной борьбы между образовательными учреждениями требует от вузов поиска дополнительных путей улучшения деятельности. Одним из таких направлений, исходя из предназначения образовательных учреждений как социальных институтов, может являться внедрение международных стандартов социальной ответственности, наибольшее применение из которых получил SA 8000 «Социальная ответственность». Таким образом, является актуальным создание в вузе системы качества, учитывающей рекомендации Типовой модели СК ОУ и требования международного стандарта SA 8000, что позволит говорить о функционировании в нем социально-ответственной СК, обеспечивающей качество подготовки специалистов, выполнение социальных гарантий, повышение уровня удовлетворенности персонала условиями труда, конкурентоспособности, а также укрепление взаимоотношений со всеми заинтересованными сторонами. Но в современной научной литературе теоретические и практические основы разработки данной системы не раскрыты в связи, с чем актуальность и практическая значимость данного исследования обусловлена необходимостью разработки конкретных методических подходов и рекомендаций по ее формированию.

Анализ архитектур моделирующих программ

Анализ рынка образовательных услуг по данным различных рейтингов, несмотря на их неоднозначность, показал, что донецкие вузы уступают не только признанным образовательным державам, но и таким странам, как Тайвань, Сингапур и т.д. Поэтому для донецкого образования особое значение имеет повышение его конкурентоспособности. Как известно, главное конкурентное преимущество образовательного учреждения – высокое качество образования, одним из факторов, обеспечения которого является система качества. Однако, вуз – это и важнейший социальный институт. В связи с этим, возникает необходимость формирования в вузе социально-ответственной системы качества (СК), обеспечивающей качественное образование и успешное осуществление социальных функций. В настоящее время донецкие вузы активно внедряют различные модели СК.

Основываясь на исследовании терминологии в области социальной ответственности, установлено, что в научной литературе широко представлено 9 только понятие «корпоративной социальной ответственности бизнеса», а определение «социальной ответственности образовательного учреждения» отсутствует. В связи с этим, предлагаю ввести в научный оборот, следующий термин: «социальная ответственность вуза – это обязательства вуза перед обучаемыми, сотрудниками и обществом по обеспечению благоприятных условий для учебы, работы, личностного роста, направленных на развитие науки, производства и экономики страны в целом».

На данный момент существует достаточно развитая нормативная база в области социальной ответственности. В мире наибольшее распространение получили следующие стандарты: стандарты отчетности серии АА 1000, Глобальная инициатива отчетности, стандарт социальной ответственности SA 8000. Для построения системы социального менеджмента и подтверждения своей социальной деятельности вузам наиболее целесообразно использовать международный стандарт SA 8000. Внедрение системы социальной ответственности в соответствии с требованиями SA 8000 позволит образовательному учреждению не только улучшить условия труда и учебы, укрепить взаимоотношения с республикой, повысить имидж, но и также ее сертифицировать.

Нами предлагается интегрировать систему социальной ответственности в соответствии с требованиями международного стандарта SA 8000 в СК соответствующую рекомендациям Типовой модели СК ОУ, что является оптимальным для формирования социально-ответственной СК вуза. В связи с этим предлагаю ввести в научный оборот термин: «социально- ответственная СК – это интегрированная система для разработки политики и целей, достижения гарантий качества и выполнения социальных обязательств, направленная на удовлетворение требований всех заинтересованных сторон образовательного учреждения».

Анализ различий документов показал, что наибольшие изменения должны быть внесены в процесс «Управление персоналом», т.к. в SA 8000 заложены требования, которые отсутствуют в Типовой модели СК ОУ, относящиеся к неиспользованию детского, принудительного и вынужденного труда, дискриминации, дисциплинарной практики, рабочему времени и вознаграждению. Кроме этого, в стандарте представлена более полная информация о поставщиках. Однако, SA 8000 не содержит требований к целям; инфраструктура представлена только рабочим пространством, не освещаются вопросы, связанные с закупками. В то же время, Типовая модель СК ОУ учитывает специфику вуза, которая отсутствует в SA 8000. Так, в данном документе определены требования к таким процессам, как управление образовательными программами и квалификациями; проектирование и разработка образовательных программ и программ дополнительного образования; довузовская подготовка; прием студентов и т.д.

Согласно полученным результатам анализа совместимости Типовой модели СК ОУ и SA 8000 автором предложена образно-графическая модель социально-ответственной СК вуза (рис. 1). При интеграции формируются зоны сходства: в области ответственности руководства, менеджменте ресурсов и обеспечивающих процессах, деятельности по измерению, анализу и улучшению, информированию общества; частично: в менеджменте основных процессов. Специфические области возникают только в менеджменте ресурсов и обеспечивающих процессах за счёт особых требований, содержащихся в SA 8000.

Выводы

Для повышения качества донецких вузов необходимо внедрить стандарты социальной ответственности, а также выполнить следующие задачи:

Список использованной литературы

1. Савчик Е.Н. SA 8000 как инструмент повышения качества образования в вузе // Лесной и химический комплексы – проблемы и решения: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Том 3. – Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2007. – С. 155-157. – 0,2 п.л.
2. Савчик Е.Н. Система социальной ответственности как фактор повышения конкурентоспособности образовательной организации // Управление качеством образования в современной России: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2008. – С. 62-63. – 0,13 п.л.
3. Савчик Е.Н. Социальная ответственность систем качества образовательных организаций // Менеджмент качества образования. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. – СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. – С. 175 – 177. – 0,2 п.л.
4. Савчик Е.Н. Система качества вуза как фактор успешной деятельности на рынке образовательных услуг // Международный, Федеральный и Региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2008. – С. 135-137. – 0,2 п.л.