Назад в библиотеку

Система менеджмента качества как основной инструмент международной интеграции образовательных организаций

Авторы: Ю.М. Клиот, Е. В. Быковская
Источник: Інформаційні управляючі системи (ІУС КМ - 2015) - 2015 / Матерiали II мiжнародної науково-технiчної конференцiї студентiв, аспiрантiв та молодих вчених. — Донецьк, ДонНТУ — 2015, Том 2, с. 132-136.

Аннотация

Тамбовский Государственный Технический Университет, Тамбов

Представлено доктором экономических наук, профессором Л. В. Пархоменко

Ключевые слова и фразы: сотрудничество с зарубежными странами в области научной и образовательной деятельности; принципы ТКМ; система менеджмента качества образовательной организации.

Аннотация: Интеграция России в мировое образовательное пространство делает признание качества российского образования за рубежом актуальным вопросом. Одним из способов подтверждения этого является сертификация системы менеджмента качества университета.

Международной деятельности ведущих вузов страны определяется уровнем сотрудничества с зарубежными странами в научной и образовательной деятельности. Сегодня в процессе интеграции России в мировое образовательное пространство становится все более актуальной проблема признания качества российского образования за рубежом. Одним из способов подтверждения этого является сертификация системы менеджмента качества университета. Многолетний зарубежный опыт показывает, что необходимый уровень качества и дальнейшее улучшение может быть достигнуто за счет внедрения системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9000, тем самым улучшая отношения между поставщиками и потребителями образовательных услуг, делая их более гибкими и эффективными.

Российское высшее образование высоко ценится и имеет хорошую репутацию во всем мире. Российские университеты участвуют в ведущих международных образовательных проектах. Однако, есть некоторые трудности. Одна из них заключается в том, что мы должны доказать, что качество образовательных услуг достаточно высокое, что приводит нас к необходимости изучения того, как система высшего образования работает в зарубежных странах. Для более детального понимания необходимо проанализировать особенности национальных систем высшего образования зарубежных стран с точки зрения управления качеством образовательной деятельности.

В США система образования имеет тесные связи с крупными корпорациями и небольшими фирмами, некоторые из которых создаются университетами. По сравнению с государством, обществом играет главную роль в системе высшего образования США. Университеты принадлежат государству, и их деятельность регулируются местными государственными законами. Общество через спрос на рынке труда предъявляет потребности университетам и контролирует качество подготовки выпускников. Так, университеты имеют специальные службы, которые облегчают трудоустройство выпускников.

Преподаватель отвечает за определенную дисциплину. Учебный план рассматривается формальным или неформальным комитетом, в состав которого входят коллеги, учебные программы утверждаются Советом факультета, деканом, университетским комитетом по учебным планам, президентом, попечительским советом. Однако это соображение носит формальный характер. Ведущие университеты предъявляют более серьезные требования к учебным заведениям, чем в среднем по стране.

Внешний контроль за качеством образования осуществляет Комитет, в состав которого входят преподаватели других вузов, члены попечительского совета, выпускники. Таким образом, американская система образования имеет сильную индивидуальную направленность. Она обеспечивает формирование специалиста как профессионала, развивает творческий потенциал личности, дает чувство уверенности. В Великобритании основным документом для управления университетом является стратегический план, разработанный на протяжении пяти лет и уточненный в нынешних ежегодных двухлетних планах. В плане конкретизации цели, кадровая стратегия, развитие информационных ресурсов, финансово-экономических подразделений стратегии (плановых бюджетов), стратегия поддержки студентов, контроля качества разрабатываются в плане. Кроме того, деятельность внутреннего вуза регулируется большим количеством нормативных документов: регламентом проведения экзаменов, регламентом учебного процесса в течение семестра, отчетностью, правилами посещаемости, баллами( кредитами), мониторингом качества образования и др.

В Англии отсутствуют национальные стандарты образования, утвержденные правительством. Содержание образования определяется потребностями работодателей. Университеты сами создают содержание образования и несут за него ответственность. Содержание одной дисциплины может существенно отличаться в различных вузах. Однако, нет единой системы внешних оценок качества образования в университетах Великобритании. Одним из важнейших аспектов оценки качества вуза является аккредитация профессионального общества или ассоциации специалистов по подготовке кадров. Аккредитация университета является предпосылкой трудоустройства выпускников.

В Германии министерство культуры и образования занимается вопросами качества образования. Министерство культуры и образования через одобрение профессоров вузов и новых специальностей предлагает ряд кандидатов на вакантные должности каждой кафедры. Факультет или Сенат назначает специальную комиссию, которая проводит всесторонний анализ кандидатов. Сенат предлагает министерству три кандидата и только один должен быть утвержден. Открытие новых специальностей утверждается Министерством. Сертификация направления подготовки специалистов осуществляется Конференцией Президентов. Комиссия изучает материалы самооценки преподавателей, посещает лекции и семинары, интервью со студентами, преподавателями. После проверки составляется аудиторский отчет, отражающий сильные и слабые стороны университета.

Министерство образования Франции осуществляет жесткий контроль над университетами. Любой новый курс требует проверки и аккредитации со стороны Министерства образования. Кроме того, аккредитация предоставляется на четыре года. Существует специальный комитет, который оценивает образовательные программы и контролирует качество подготовки студентов. Этот комитет находится в ведении министерства образования. В каждой кафедре есть список курсов или дисциплин. Необходимая для студентов свобода выбора включает в себя два аспекта: выбор студента между теоретическим и практическим аспектами, выбор методики обучения преподавателей.

Анализ международного опыта в области подготовки кадров менеджмента качества показывает, что существует специальный механизм объединения университетского и дополнительного образования за рубежом. Выпускник отличается хорошей теоретической подготовкой. Получил практические навыки в практической работе на реальных предприятиях или в организации.

Кардинальных изменений в современном экономическом развитии России требуют значительного повышения творческого потенциала и конкурентоспособности выпускников. Решение этой глобальной проблемы определяется реализацией широкого комплекса мер по совершенствованию системы высшего образования, в том числе проблемы эффективности управления организацией образования, которая является наиболее актуальной проблемой. Кроме того, такие организации находятся в более конкурентных условиях и должны пересмотреть традиционные подходы к управлению образовательным процессом в соответствии с современными требованиями рынка. И рынок предъявляет собственные требования, исходя из существующего или формирующего потребительский спрос. Система менеджмента качества образовательной организации-это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству и в соответствии со стандартом ISO 8402:94 комплект: организационная структура образовательной организации (ЭО), технологии (правил выполнения документированных и недокументированных процедур, руководств, регламентов, должностных и рабочих инструкций), процессов, ресурсов, необходимых для осуществления общего управления качеством.

Одно из ключевых мест в системе должно занимать работа по подготовке кадров на всех уровнях университета по современным и перспективным методам повышения качества, поиск мотивации для создания системы менеджмента качества, как руководителями, так и персоналом. Один из основателей современной философии качества Е. Деминг заявил: «Не надо внедрять систему качества, выживание – добровольно» [1]. Система менеджмента качества не может быть доставлен из-за пределов университета. Участие все команды, необходимые для реализации и практического применения менеджмента качества в образовательных организациях. В настоящее время многие успешные организации, которые поставляют продукцию и/или образовательные услуги как на внутреннем российском рынке и на внешних рынках, разработки, внедрения и сертификации системы менеджмента качества по требованиям ISO 9001:2008. В настоящее время российскими вузами являются три основных модели обучения менеджменту качества, основанные на этих методах и подходах: – методика оценки деятельности менеджмента качества университета; – концепция, основанная на принципах Total Quality Management (TQM); – подход, основанный на требованиях международного стандарта качества ISO 9000.

Качество-это стратегия многих образовательных организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества. Сегодня образовательные организации активно обсуждают важность качества в реформировании системы образования. Особенно для EOS, которые контактируют с реальным сектором экономики. Возможности использования концепций менеджмента качества в производственной сфере рассматриваются сотрудниками ВО. В частности, речь идет о применении принципов TQM и требований международных стандартов ISO 9000 для построения внутренних систем менеджмента качества (СМК) университетов.

Такая система, основанная на процессном подходе к управлению, позволяет добиться постоянного совершенствования учебного процесса, выйти на современный уровень своих знаний за счет обеспечения качества учебного процесса и более эффективного использования имеющихся кадров, материально-технического, информационного и финансового потенциала учебных заведений. Однако процесс создания таких систем в российском ЭО крайне медленно на фоне быстро развивающегося рынка труда и образовательных услуг. Проблемы, которые останавливают внедрение систем менеджмента качества, являются: отсутствие единого методического подхода ее создания, двойственность организационной структуры, интенсивная самоизоляция сотрудников, нехватка квалифицированных разработчиков, недостаток финансовых средств и знаний в области теории управления качеством и недооценка практической отдачи от внедрения систем менеджмента качества. Поэтому, решение этих проблем требует исследования. Разработка теоретических, методических и практических рекомендаций в области системы менеджмента качества ВО является актуальной и актуальной темой.

Список использованной литературы

1. Савчик Е.Н. SA 8000 как инструмент повышения качества образования в вузе // Лесной и химический комплексы – проблемы и решения: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Том 3. – Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2007. – С. 155-157. – 0,2 п.л.
2. Савчик Е.Н. Система социальной ответственности как фактор повышения конкурентоспособности образовательной организации // Управление качеством образования в современной России: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2008. – С. 62-63. – 0,13 п.л.
3. Савчик Е.Н. Социальная ответственность систем качества образовательных организаций // Менеджмент качества образования. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. – СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. – С. 175 – 177. – 0,2 п.л.
4. Савчик Е.Н. Система качества вуза как фактор успешной деятельности на рынке образовательных услуг // Международный, Федеральный и Региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2008. – С. 135-137. – 0,2 п.л.