Координация потоковых процессов в системах хранения

Лисицын Д.А, студент

Научный руководитель  Гутаревич В.О., канд.техн.наук, доцент кафедры горнозаводского транспорта и логистики

Государственное высшее учебное заведение «Донецкий национальный технический университет»

Украина

 

Складское хозяйство большинства производственных предприятий можно отнести к системам массового обслуживания с ожиданием, поскольку субъект, прибывший на склад за получением материальных ресурсов, застав все точки погрузки-разгрузки занятыми, становится в очередь. Обслуживание субъекта на складе осуществляется в соответствии с установленными приоритетами. На практике наиболее распространенным критерием является очередность прибытия субъекта на склад.

В процессе обслуживания эффективное использование логистических объектов достигается за счет разработки вариантов технологического процесса с учетом апробированных алгоритмов логистических операций и опыта достижения максимальной результативности [1,2]. Разработка вариантов технологического процесса производится на основе соответствующих технологических карт, включающих необходимые схемы, расчетные данные, а также соответствующее управление, в том числе инструкции по производству работ.

Складское хозяйство, как любая система массового обслуживания, включает в себя входящий поток требований, непосредственно очередь требований, обслуживающие устройства, а также входящий поток требований. Функционирование этой системы основывается на результатах анализа входящего потока требований, который представляет собой совокупность требований, поступающих в систему хранения и нуждающихся в обслуживании. Анализ входящего потока требований объективно необходим, так как эффективность процесса обслуживания во многом зависит от установления закономерностей данного потока [3-5].

Следует отметить, что в большинстве случаев входящий поток характеризуется как случайный процесс, поскольку на него воздействует ряд случайных факторов. Число требований, поступающих в единицу времени, является случайным параметром. Случайным является также интервал времени между последовательно поступающими требованиями. Поэтому, для процесса управления в системах хранения определяют среднее количество требований, поступающих в единицу времени и средний интервал времени между последовательно поступающими требованиями.

Таким образом, для систем хранения можно утверждать, что последовательность событий устанавливается потоком требований, поступающих в обслуживающую систему или транспортными средствами, прибывающими на склад. Последовательность событий является сущностью логистического процесса, который должен включать весь комплекс логистических операций по обслуживанию транспортного средства с момента прибытия его в систему и до момента его отправления. Прибытие на склад транспортных средств, нуждающихся в обработке, представляет собой выраженный входящий поток.

Для многих реальных процессов поток требований достаточно хорошо описывается законом распределения Пуассона. В соответствии с этим вероятность того, что на склад за время t поступит именно k требований (транспортных средств с заказами), можно определить следующим образом:  где lt – среднее число требований, поступающих на обслуживание за время t.

Строгое выполнение условий простейшего потока встречается не всегда. Чаще всего наблюдается динамичность данного процесса под воздействием множества факторов закономерного и случайного характера. В процессе прогнозирования и анализа необходимо обязательно учитывать наличие последствий. Выявить наличие Пуассоновского потока требований можно путем статистической обработки информации о поступлении транспортных средств на склад. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что одним из важнейших признаков искомого закона является равенство математического ожидания случайной величины и дисперсия .

Еще одним определяющим аспектом является характеристика обслуживающих устройств, которые определяют пропускную способность всей системы хранения c учетом времени.

Время обслуживания одного требования Тобс  является случайным параметром, зависящим от стабильности функционирования обслуживающих устройств, а также от параметров требований, поступающих в систему хранения. Параметр Тобс достаточно полно характеризуется показательным законом распределения.

В соответствии с показательным законом распределения времени обслуживания, функция распределения равна , где J интенсивность обслуживания одного требования одним обслуживающим устройством. При  этом: , где Тобс – среднее время обслуживания одного требования одним обслуживающим устройством.

Отметим, что если закон распределения времени обслуживания на складе показательный, и имеется несколько обслуживающих устройств одинаковой мощности, то закон распределения для нескольких устройств тоже показательный: , где n – количество обслуживающих устройств.

Определяющим параметром складов является коэффициент загрузки . Следовательно, .

Применение теории массового обслуживания в управлении потоковыми процессами не только позволяет повысить эффективность систем, но и оптимизировать проектные решения на стадии создания. Изначально можно рационализировать логистические процессы по критерию минимизации суммарных убытков от простоя транспортных средств в ожидании погрузки-выгрузки и от простоя обслуживающих устройств, а также обеспечить с заранее заданной вероятностью безотказный прием материально-технических ресурсов на склад.

 

Библиографический список

 

1. Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков: монография / В.В. Дыбская. – М.: Альфа-пресс, 2005. – 208 с.

2. Николайчук В. Е. Роль логистики в управлении процессами проектирования / В. Е. Николайчук, В. А. Будишевский, В. О. Гутаревич // Интегрированная логистика: информ. журн. / ВИНИТИ. – 2004. – №1. – С. 2-4.

3. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для вузов / А.М. Гаджинский. – 19-е изд. - М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2010. – 484с.

4. Транспортно-складська логістика гірничих підприємств / В.О. Будішевський, В.О. Гутаревич, Л.Н. Ширін та ін.; за ред. В.О. Будішевського, Л.Н. Ширіна; Нац. гірничий ун-т, ДонНТУ та ін. – Д.: НГУ, 2010. – 433с.

5. Gutarevych V. Service Areas of Transformation Centers / V. Gutarevich, A. Ovcharenko, V. Zhuchenko // Transport Problems. – 2009. – Vol. 4. – Iss.3. – Р. 53-57.