Сайт ДонНТУ  
Портал магистров

Рисование простым карандашом

Личный опыт

Рисование стало моим хобби не очень давно. Но уже плотно укоренилось в моей жизни. Я ловлю себя на мысли, что как только вижу какой-то красивый вид, то хочу его нарисовать. Меня поражает живописность мест и изобилие преобладающих красок. Особенно это актуально сейчас, когда природа подчиняется законам осени и разукрашивается в яркие и пёстрые цвета. Возможно, это свойство моей романтической натуры, но, когда я вижу что-то красивое, что перехватывает дыхание, я дико хочу это запечатлеть. Хотя бы на камеру мобильного телефона.

Я давно стала обращать внимание на увлекательные пейзажи и интересные локации. Будь то живописная речушка, просторные, уходящие вдаль поля, небо на закате – как только я видела подобную красоту, я проникалась этой атмосферой, и хотела задержать этот момент подольше, растянуть его, насколько это возможно, и любоваться увиденным. В такие моменты я сразу жалела, что не умею рисовать, и корила себя за то, что не заставляла себя тренироваться. Ведь задатки у меня были и есть. О чём мне не раз говорили преподаватели, знакомые, близкие.

И вот наконец я собралась с мыслями и взялась серьёзно за вопллощение своей мини-мечты. Я не могу похвастаться, что уже рисую картины, достойные Третьяковской галереи, но некоторые успехи я делаю. Всё оказалось не так сложно и вполне осуществимо. Поэтому я хочу поделиться тем миром, что я открыла для себя я, и который я хотела бы, чтобы открыли и другие.

История рисунка

Вероятно, история рисунка насчитывает столько же лет, сколько и сам род человеческий. Было установлено, что наскальная живопись появилась за 10 тысяч лет до нашей эры; вероятно, мы всегда были увлечены созданием изобразительных образов. Однако только в эпоху итальянского Возрождения художники смогли выработать изысканную технику изображения на бумаге.

Одной из причин, по которой искусство рисунка в этот период достигло подобных вершин, было то обстоятельство, что оно было напрямую связано с великой профессией художника. И скульптор, и живописец занимали тогда заметное место в обществе, и у хороших мастеров постоянно была работа.

Сотворение Адама. Микеланджело Художники Возрождения, такие как Микеланджело (1475 – 1564), чтобы справиться со всеми заказами, нанимали многочисленных помощников и возглавляли больше мастерские. К сожалению, большая часть подготовительных набросков, которые эти художники выполняли для своих картин и которые сегодня мы считали бы чрезвычайно ценными, уничтожались по окончании основной работы.

Но, что более важно, завершенные рисунки представлялись заказчикам в качестве предлагаемых вариантов заказанного портрета. Хольбейну Младшему (1497/8 – 1543) однажды пришлось выполнить щекотливое поручение и сделать удачный портрет одной из претенденток на роль жены Генриха VI так, чтобы король Англии одобрил ее кандидатуру.

Вдали от классической живописи Италии фламандский художник Питер Брейгель Старший (1525/30) – (1569) обращался к технике рисунка, чтобы запечатлеть окружавший его мир, и его реалистические работы, изображавшие сценки из крестьянской жизни, снискали огромную популярность. Брейгель был одним из многих художников Голландии и Фландрии 16 – 17 веков, которые развили жанр, основанный на изображении жизни простых людей, а мастерство передачи человеческих фигур указывает на паломничество многих художников «золотого века» голландской живописи в Италию.

Автопортрет. Рембрант Одним из голландских художников, никогда не посещавших Италию, был Рембрандт (1606 – 1669), создавший шедевры не только живописи, но и графики. Как портретист, он с энтузиазмом и удивительным психологизмом запечатлевал всех, кто привлекал его внимание, – от старых нищих до представителей знати. Его излюбленными художественными средствами были перо, кисть и бистр (прозрачная коричневая краска, получаемая из древесной сажи).

Великим современником Рембранта был фламандский художник Рубенс (1577 – 1640), непревзойденный мастер, чьи графические работы отмечены виртуозным техническим исполнением. Рубенс имел обширную мастерскую, для которой создавал предварительные эскизы, а также собственноручно работал над многочисленными заказами. Интимным портретам мастера свойственна особая непосредственность, которая присуща рисунку.

Хотя в 18 веке и не появилось большого числа крупных мастеров, интерес к заказанным портретам сохранялся. Французский живописец Ватто (1684 – 1721) оставил великолепные зарисовки фигур, голов и драпировок в своей любимой манере: красным, черным и белым мелом.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770), возможно, величайший художник 18 века, для своих рисунков, которые и сегодня считаются непревзойденными шедеврами, использовал технику карандаша и поверх него прозрачного мазка кистью.

История карандаша

Средневековые свинцовые карандаши Начиная с 14 века, художники использовали для рисования палочки, изготовленные из смеси свинца с цинком, которые иногда называли серебрянными карандашами. Для примера, подобным карандашом пользовался великий художник Ботичелли. Однако, грифельные карандаши известны с 16 века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие, заострённые на конце, палочки и использовать их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

Первый карандаш В 17 веке графит продавали на улицах. Художники, чтобы было удобнее, и чтобы палочка не была такой мягкой, зажимали эти графиты между кусочками дерева или веточками, обворачивали в бумагу или обвязывали бечёвкой. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом.

В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша в начале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый Нюрнбергский товар не пользовался хорошей репуцацией.

Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французкий учёный и изобритатель Николя Жак Контэ. В конце 18 века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это, графит продолжал попадать в центральную Европу контрабандным путём, что привело к увеличению его цены.

Карандаш Контэ По заданию французского конвента, Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важный факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни разной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости (она указана на карандаше): М (или B – for blackness) – мягкий и Т (или H – for hardness) – твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ или HB обозначается буквой F (for fine point). В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Шестигранную форму карандаша предложил в конце 19 века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Почти две трети материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда на создание в 1856 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующею длину. Это изобретение Цанговый карандаш повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) – цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую владельцем карандаша. Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).

Техника рисования

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом.

Штриховка

Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Самое главное правило в штриховке — это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

Виды штриховки

Виды штриховки
  1. Обычная однослойная штриховка «зигзагом». Карандаш двигается вправо-влево не отрываясь от листа. Образуется штрих похожий на зигзаг.
  2. Наложение двух слоёв штриха «зигзаг». Угол пересечения не должен составлять 90 градусов. При таком пересечении образуется некрасивая «решётка». Пересечение штрихов должно образовывать «ромбики».
  3. Штриховка, при которой карандаш касается бумаги только тогда, когда рисуется линия. Карандаш плавно опускается к листу, проводит линию, и затем плавно отрывается от бумаги. Эта разновидность штриховки позволяет соединять штрихи очень мягко и незаметно. Плоскость листа заполняется штрихом ровно, без стыков и «швов».
  4. Штрих по окружности. Движения карандаша такие же как в штриховке под номером 3, только по окружности.
  5. Штриховка, похожая на вариант под номером 4. Но количество слоёв тут может быть произвольным. Длина штрихов короткая, что позволяет деликатно «лепить» сложные формы, например в портрете.
  6. Пересечение двух слоёв штриха под острым углом. Штрих не «зигзагом». Проведя линию, карандаш всякий раз отрывается от бумаги.
  7. Штриховка, при которой линии штриха пересекаются под разным углом. Как угол, так и количество слоёв произвольное. Такой штрих хорошо подходит для тональной проработки плоскостей сложной формы, мятых драпировок.
  8. Комбинированная штриховка под разным углом. Слой один, хотя при дальнейшей работе можно вводить и дополнительные слои. Такая штриховка хорошо подходит при проработке сложных, геометрически неправильных форм, например, каменистой фактуры.

При работе над тональным рисунком, нужно помнить, что штрих чаще всего должен повторять форму предмета. Он как бы «облегает» форму. При этом насыщенность тона (уровень «черноты») можно набирать двумя способами: силой нажатия на карандаш и количеством слоёв штриховки. При этом штрих не должен быть «глухим», т. е. сквозь линии штриха бумага всё же должна немного просвечивать. Иначе может возникнуть некоторая «замусоленность» штриха, что производит плохое впечатление.

Раструшёвка

Растушёвка – один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона.

Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

Рисунок с растушевкой


С помощью таких техник можно изобразить на бумаге все, что угодно.

Советы для новичков

Большинство людей, которым нравится рисовать, делают первые шаги самостоятельно. И даже если это всего лишь хобби, они все равно делают различные зарисовки. Мы хотим написать о 10 возможных ошибках, с которыми наверняка сталкиваются все начинающие художники.

  1. Неправильно подобранный карандаш
    Если у вас плохо выходят тени, проверьте маркировку своего карандаша. Скорее всего, он слишком жесткий. Тени рекомендуется прорисовывать карандашами с маркировкой B, 2B и 4В, но никак не HB.
  2. Рисунок с фотографий
    Каждый художник начинает срисовывать с фотографий. Но очень часто фотографии не передают достаточного количества черт лица для хорошего рисунка. Когда лицо человека расположено в анфас, будет трудновато правильно смоделировать его лицо на бумаге, поскольку исчезает перспектива сзади головы. Попробуйте взять фотографию, где голова человека наклонена немного в сторону. Таким образом портрет будет более реалистичным и с лучшей передачей теней.
  3. Ошибочные основные пропорции
    Очень часто люди начинают сразу уделять внимание деталям, рисуя их полностью без набросков всего рисунка. Это неправильно, так как вы не планируете правильные пропорции заранее. Сначала желательно сделать наброски всего рисунка, а только потом прорисовывать углубленно детали.
  4. Искривленные черты
    Мы привыкли смотреть на человека прямо и при рисунке выравнивать черты лица. В итоге, портрет выходит довольно искаженным. При рисовании сложных предметов попробуйте сначала очертить направляющие, по которым дальше будет легче выстроить рисунок.
  5. Рисунок животных
    Обычно мы смотрим на наше животное сверху вниз. От этого голова нам кажется больше, чем все тело, и теряется нормальная пропорциональность. Попробуйте отвлечь животное, чтобы оно повернуло мордочку в сторону, тогда рисунок выйдет более правдивым.
  6. Штрихи
    Если вы рисуете каждую волосинку или травинку отдельно, то рисунок выйдет отвратительный. Постарайтесь делать резкие наброски, следуя от темного к светлому.
  7. Деревья
    Не пытайтесь рисовать правильными формами деревья, цветы, листья. Используйте контуры и полутени для реалистичности.
  8. Неправильная бумага
    Прежде чем покупать бумагу, проверьте ее на кусочке образца, изобразив что-нибудь легкое. Бумага может быть слишком гладкой и рисунок будет бледным. Также бумага может быть слишком жесткой, и рисунок будет довольно плоским.
  9. Объемность
    Старайтесь при передаче объема не использовать четкие линии для краев. Они могут быть очерченными легкими линиями разной тональности.
  10. Тени
    Очень часто не выходит наложить тени ровно. Старайтесь использовать полный цветовой диапазон карандаша, уходя от светлого к самому темному. Если вы боитесь переборщить с темным, подложите под край кусочек бумаги, и вся чернь будет на ней.
  11. Сначала может показаться, что рисунки карандашом слишком обычные, тусклые. Но с помощью карандаша можно передать огромное количество эмоций.


    Ну и несколько моих работ в качестве новичка в рисовании простым карандашом:

    Источники

    1. История рисунка
    2. Графит. Словарь. Эзоп
    3. Графические материалы
    4. Техника правильной штриховки
    5. Виды штриховки в рисунке
    6. Основы рисования: техника рисования карандашом