ДонНТУ   Портал магистров

Стендовый моделизм

История возникновения

Стендовый моделизм – это проектирование, конструирование, изготовление в масштабе копий техники, сооружений, композиций для демонстрационных и воспитательных целей.

Моделизм изначально связан с техникой и средствами передвижения. Самым первым средством передвижения исторически признан морской транспорт, поэтому первыми моделями стали именно модели кораблей, а первым видом моделизма можно считать корабельный моделизм.

История моделизма берет свое начало еще со времен Древнего Египта. Старейшие находки данной тематики восходят к Х веку до н.э. и представляют собой копии кораблей того времени, выполненные из раскрашенной глины и дерева.

Следующим шагом в развитии моделизма стали так называемые «построечные» модели. При помощи подобных моделей строились настоящие корабли: деталь в модели увеличивали до настоящих размеров и изготавливали, заменяя нужную часть корабля. Таким образом, строился весь корабль. Здесь впервые был применен термин масштаб.

Однако технический прогресс не стоял на месте, создавались новые машины и, как следствие, их модели. В конце XVIII века появилась первая модель паровой машины – паровоза. С этого момента начинает отсчет железнодорожный моделизм.

В XIX веке появились первые сборные модели автомобилей, а вскоре и самолетов. Самый большой интерес получил именно авиационный моделизм, т.к. такие модели и сами их прототипы в те годы считались экзотикой.

Рис. 1 – Пример авиамоделизма.

Первую сборную модель-копию придумал англичанин Джеймс Стивенс. Он и стал основателем компании «Skybird», выпустившей такую модель в масштабе 1/72. Этот размер и по сей день считается эталоном для многих производителей сборных моделей. Первый модельный набор для сборки представлял собой бумажный пакет, в котором находились инструкция, выпиленные по контуру детали, стойки из проволоки, детали из жести и наждачная бумага. Увлечение оказалось настолько популярным, что уже к концу Второй Мировой войны каталог моделей фирмы «Skybird» составил свыше 120 единиц. Пригодились они и во время войны: стендовые модели использовались при обучении личного состава королевских войск для распознавания вражеской техники.

В дальнейшем появились сборные модели вертолетов, зданий, сооружений, фигуры экипажа и участников военных действий, а также целые масштабные композиции – диорамы.

Растет и число фирм–производителей сборных моделей и аксессуаров к ним, среди которых заслуженное признание любителей моделизма приобрели торговые марки Italeri (Италия), Revell (Германия), Testors (США), Tamiya (Япония), Звезда (Россия) и др.

  • захватывающее занятие для взрослого и ребенка;
  • развитие пространственного мышления и моторики рук;
  • интересно и познавательно с исторической точки зрения, способствует воспитанию патриотизма;
  • недорого (в сравнении с другими увлечениями).

    Тонкости в работе с масштабными моделями

    Для начала необходимо определится с масштабом будущей модели.

    Масштаб показывает во сколько раз модель меньше оригинала по линейным размерам. Например «масштаб 1:72» означает, что модель меньше оригинала в 72 раза по длине, ширине и высоте.

    Масштабы, кратные 12-ти (1:12, 1:24, 1:48, 1:72, 1:144, 1:288) происходят из британской системы мер, в которой 1 фут равен 12 дюймам. Таким образом при масштабе 1:12 – длина модели в дюймах равна длине прототипа в футах. Масштабы, кратные 16-ти (1:16, 1:32) – происходят из того факта, что на английской линейке дюйм разделен на 16 частей.

    Масштаб 1:43, применяемый в основном для автомобилей, происходит из железнодорожного моделизма, после длительного развития пришедшего к странному понятию «1 фут прототипа = 7 мм модели». Отсюда же происходит железнодорожный масштаб 1:87 (1 фут = 3,5 мм).

    1:35 – любимый масштаб «танкистов» и «диорамистов» был унаследован от оловянных солдатиков. Средний рост солдатика составлял 5 см (примерно 2 дюйма), что составляло 1/35 среднего оста человека (175 см).

    Не менее важным вопросом является правильный выбор модели. Новички часто покупают модель, которая им заведомо не по зубам. Потом они либо портят дорогущий пластик, либо забрасывают его совсем.

    Таким образом, самая первая модель должна быть:

    1. несложной
    2. недорогой
    3. достаточно качественной
    4. прототип хорошо известен
    5. оставляющей возможность для «доводки»

    Что все это значит? С первым пунктом все ясно – новичку обычно не по плечу модель «с наворотами». Несложные модели редко дорого стоят, хотя бывают и исключения.

    Третий пункт – самый коварный. Критериев качества модели – масса, от соответствия прототипу и заявленному масштабу до качества литья и хрупкости пластмассы. Прототипу должна соответствовать хорошо, в масштабные чертежи – более или мене вписываться, быть технологичной в сборке и т.д.

    Пластик желателен светло-серый и мягкий, но не пластичный. Подойдут любые светлые тона. Надо стараться избегать черного, красного, коричневого и оранжевого пластика. С последующей покраской могут быть проблемы.

    Известный прототип – очень хорошо для начала. Пусть похожие модели есть у тысяч других моделистов. Зато почти наверняка не возникнет проблем с чертежами и фотографиями.

    Возможности для доводки... Практически нет моделей, где ничего нельзя убрать или добавить. Вопрос желания и квалификации. Желательно, чтобы модель позволяла себя усовершенствовать, не требуя при том чрезмерных усилий.

    Для удачной и качественной сборки масштабной модели необходимы определенные инструменты, которые помогут в этом кропотливом деле. Инструменты для моделизма отличаются большим разнообразием и каждый моделист со временем обрастает большим количеством предметов, назначение и способ использования которых известны только ему. Но какой-то начальный набор можно очертить.

    Необходимы: Кусачки для отделения деталей от литников, ножи или скальпели для резки пластика (для начала можно использовать и канцелярские ножи с обламываемыми лезвиями), надфили разной формы, наждачная бумага, пинцеты прямые и обратные, ножницы, аэрограф, кисти или другие инструменты для покраски и лакировки модели.

    Для начала этого хватит. Потом можно пообщаться с коллегами, посмотреть литературу, полазить в Интернете и найти множество замечательных идей для создания собственных инструментов.

    Вот и вся основа для построения масштабной модели. После построения необходимо будет еще покрасить, залакировать и нанести тонкие штрихи, которые сделают модель более правдоподобной и реалистичной. О способах сборки, покраски и дальнейшей «доводки» модели можно почитать в инструкции к сборной модели и на различных тематических сайтах и форумах.

    Личный опыт

    Увлекаться моделизмом я начал еще на первом курсе. Моими первой моделью был ИС-2 (образца 1944г.). Помню как часами просиживал, подгоняя одну деталь к другой. Тогда опыта конструирования у меня не было и ни о какой покраске я и думать не мог, ограничивался лишь специальными деталями. Но даже и не полностью доделанные модели вызывали у меня радость за собственные успехи.

    Сейчас я продолжаю собирать модели военной техники, это по прежнему бронетехника. Последней моделью был немецкий танк "Пантера". Планирую, но всё никак не решусь на попытку собрать модель военного корабля, например линкор типа "Севастополь" или тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"

    Рис. 2 – Т-28

    Рис. 3 – Т-34-85

    Рис. 4 – PzKmpf V Pantera Ausf D

    Список источников

    1. Сайт посвящен различным увлечениям и хобби. – Режим доступа: collection.rin.ru
    2. Журнал о моделизме. – Режим доступа: www.heliborne.ru
    3. Сайт посвящен различным увлечениям и хобби. – Режим доступа: collection.rin.ru
    4. Форум посвещен стендовому моделизму. – Режим доступа: permmodelist.ucoz.ru