Назад в библиотеку

Проектирование эффективного пользовательского интерфейса

Автор: Андреева Е. Г.
Источник: Политехнический молодежный журнал. 2016. № 3

Аннотация

Андреева Е. Г. - Проектирование эффективного пользовательского интерфейса Рассмотрены особенности и принципы проектирования эффективного пользовательского интерфейса, принципы на детализациях, поведенческие и интерфейсные принципы сокращения трудозатрат, а также методы разработки пользовательских интерфейсов

Ключевые слова

Интерфейс, пользователь, проектирование, эффективность, метод, интерфейсный принцип, поведенческий принцип

Введение

С развитием высоких технологий актуальным стало создание эффективного человеко-машинного интерфейса. Однако разработчики программных продуктов в погоне за технологическим преимуществом нередко забывают о проектировании взаимодействия с пользователем. Казалось бы, технический прогресс должен облегчить жизнь человека, однако такие программные продукты становятся все более сложными в использовании и не приносят ожидаемого удовлетворения пользователю. Разработчикам не стоит забывать о том, что программа это лишь инструмент для достижения определенных целей, поэтому важна не только эффективность работы программы, но и производительность в совокупности с пользователем. Удобный и понятный интерфейс позволяет пользователю более продуктивно работать, поэтому грамотное проектирование – путь к лояльности потребителей и успеху бизнеса. Отметим также, что нередко пользователи воспринимают более удобный продукт, как более функциональный, в то же время сложное и неудобное взаимодействие создает ощущение перегруженности всего продукта.

Этапы проектирования

Немногие из известных методов проектирования [1–3] включают средства эффективного и систематического преобразования знаний, собранных в ходе исследований, в детальную спецификацию интерфейса. Одна из причин кроется в том, что проектировщики выключены из цикла исследований, им приходится полагаться на чужие представления о поведении и желаниях пользователей. Другая причина состоит в том, что немногие подходы фиксируют поведение пользователей в пригодной для определения продукта форме. Большинство методов предоставляют информацию на уровне задач и не содержат информацию о целях пользователей. Такие данные подходят для создания компоновочных схем, моделирования рабочего процесса и преобразования функций в элементы пользовательского интерфейса, но не для определения общей инфраструктуры, отражающей то, чем продукт является, что делает и насколько соответствует различным потребностям пользователей. Для преодоления этого разрыва требуется четкий систематизированный процесс создания моделей пользователей, определения требований к пользовательскому интерфейсу и преобразования их в общую концепцию взаимодействия. Задача целеориентированного проектирования – устранить или минимизировать существующий в процессе разработки цифровых продуктов разрыв между исследованиями пользовательской аудитории и проектированием, эффективно сочетая новые и уже известные подходы [3].

Целеориентированное проектирование сочетает в себе методы этнографии, интервьюирование заинтересованных в проекте лиц, маркетинговые исследования, моделирование требований пользователей, проектирование на основе сценариев, а также базовый набор принципов и шаблонов проектирования взаимодействия пользователя с интерфейсом. Такое проектирование позволяет принимать решения, соответствующие потребностям и целям пользователей, с одной стороны, бизнес-требованиям и технологическим ограничениям, с другой. Процесс можно разделить на несколько этапов: исследование, моделирование, выработка требований, определение общей инфраструктуры, детализация и сопровождение.

Исследование

На данном этапе для сбора качественных данных о существующих и/или потенциальных пользователях продукта применяют этнографические методы полевого наблюдения и полевого интервью. Кроме того, при необходимости можно провести конкурентный анализ, маркетинговых исследований и обзор статей о технологиях, материалов по стратегии брендинга, а также индивидуальное интервьюирование разработчиков, специалистов в предметной области и экспертов по технологии.

Моделирование

На этапе моделирования поведенческие шаблоны и шаблоны рабочих процессов, сформирована на основе анализа результатов полевых исследований и интервью, обобщают в виде моделей предметной области и моделей пользователей [3]. Модели предметной области могут включать информационные потоки и диаграммы рабочих процессов. Пользовательские модели, или персонажи, – это подробные и структурированные архетипы пользователей, которые представляют собой различные устойчивые комбинации поведенческих моделей, склонностей, взглядов, целей, мотивов, выявленные на стадии исследований.

Выработка требований

Методы проектирования, применяемые проект ными командами на стадии выработки требований [3], обеспечивают связь между пользовательскими и всеми прочими моделями проекта. Здесь используют сценарные методы проектирования с одним важным дополнением: сценарии концентрируются не на абстрактных задачах пользователей, а на достижении целей и удовлетворении потребностей конкретных персонажей. Персонажи помогают понять, какие задачи действительно важны и почему, что позволяет, минимизировать число задач (усилий), но при этом увеличить отдачу. Они становятся главными участниками сценариев, и проектировщики изучают пространство возможных решений посредством так называемой ролевой игры. Для каждого интерфейса/ключевого персонажа процесс проектирования включает анализ данных, связанных с персонажем, и анализ функциональных потребностей (выраженный в терминах объектов, действий и контекстов), сформированных и ранжированных с помощью целей персонажей, их моделей поведения, а также особенностей взаимодействия с другими персонажами в различных контекстах.

Определение инфраструктуры

Команда проектировщиков создает общую концепцию продукта, определяет поведение, графическое оформление и физическую форму [3]. Проектировщики синтезируют инфраструктуру взаимодействия при помощи контекстных сценариев в сочетании с двумя важ- нейшими методологическими инструментами. Один из них – это использование общих принципов проектирования взаимодействия, определяющих уместность поведения системы в контексте различных ситуаций. Другой – использование шаблонов проектирования взаимодействия, которые являются решением соответствующих проанализированных проблем.

Детализация

Этап детализации схож с этапом определения инфраструктуры, но акцент делают на деталях реализации. Проектировщики взаимодей- ствия фокусируются на согласованности задач, используя ключевые (пошаговые) маршруты, а также проверочные сценарии с максимально подробными путями прохождения по пользовательскому интерфейсу [3]. Графические дизайнеры определяют начертание и размеры шрифтов, пиктограмм и других визуальных элементов с очевидным ожидаемым назначением и четкой визуальной иерархией, чтобы в итоге обеспечить пользователю комфортное взаимодействие с продуктом. Промышленные дизайнеры принимают окончательное решение по вопросу выбора материалов и совместно с инженерами прорабатывают схемы сборки и другие технические вопросы. Завершает этап подробная проектная документация – спецификация формы и поведения.

Принципы проектирования

Принципы проектирования взаимодействия – это обобщенные рекомендации, ориентированные на особенности, форму и содержание продукта. Они поддерживают проектирование такого поведения продуктов, которое служит потребностям и целям пользователей, а также вызывает у них положительные эмоции при работе с этими продуктами.

Принципы применяют на всем протяжении процесса проектирования, помогая преобразовывать возникающие в ходе разработки сценариев задачи и требования в формализованные структуры и поведенческие реакции интерфейса.

Действуют принципы проектирования на нескольких уровнях детализации: от общей практики проектирования взаимодействия до конкретной работы с интерфейсом. Границы между уровнями размыты, однако принципы проектирования взаимодействия можно объединить в следующие группы:

  1. ценности проектирования – императивы эффективной и этичной практики проектирования, которые служат отправной точкой для принципов другого уровня;
  2. поведенческие принципы описывают, как продукт должен себя вести вцелом и в конкретных ситуациях;
  3. концептуальные принципы определяют сущность продукта;
  4. интерфейсные принципы описывают эффективные стратегии визуальной коммуникации поведенческих и информационных аспектов интерфейса.

Большинство принципов проектирования пользовательского интерфейса не привязаны к конкретной платформе, хотя некоторые, например, мобильные устройства и системы реального времени, требуют особого подхода. Связано это может быть с ограничениями размера экрана, способами ввода и контекстом применения.

Поведенческие и интерфейсные принципы сокращения трудозатрат. Один из основных принципов – оптимизация опыта пользователя, взаимодействующего с системой [4]. Если речь идет об офисных инструментах и других продуктах, неориентированных на развлечения, такая оптимизация опыта означает минимизацию трудозатрат. Сокращать необходимо следующие виды работ:

• когнитивную работу – понимание поведения продукта, а также текста и организующих структур;

• мнемоническую работу – запоминание поведения продукта, векторов команд, паролей, названий и расположения объектов данных и элементовуправления, а также других связей между объектами;

• работу органов зрения – поиск стартовой точки на экране, поиск одного объекта среди многих, расшифровка визуальной планировки, выявление различий между элементами интерфейса, имеющими цветовую кодировку;

• физическую работу – число нажатий на клавиши, перемещения мыши, использование жестов (щелчок, перетаскивание, двойной щелчок), переключение между режимами ввода, количество щелчков для осуществления навигации.

Большинство описанных принципов направлены на минимизацию работы и в то же время на обеспечение более качественной обратной связи и лучшего информирования пользователя в конкретной ситуации.

Методы разработки эффективного пользовательского интерфейса

Создавать пользовательский интерфейс можно вручную и с помощью графического редактора [5]. В первом случае необходимо написание кода, который отвечает за создание элементов интерфейса, обрабатывающих пользовательские события. При этом осуществляется максимальный контроль создания интерфейса и обработки событий. Во втором – используют программный продукт, который позволяет нарисовать интерфейс, одновременно наблюдая за тем, как процесс отображается на экране монитора. Существуют два основных метода создания эффективного пользовательского интерфейса: классический и использование специализированных языков и сред.

Классический метод

На основе собранных пользовательских требований проектировщики создают макеты будущего интерфейса в виде прототипов, которые графически представляют внешний вид интерфейса [2, 5]. Частью прототипа является описание поведения интерфейса, возникающее в процессе взаимодействия пользователя с продуктом, либо эмуляция поведения продукта. На основе такой спецификации дизайнеры создают графический стиль продукта, а разработчики его реализуют. У каждого участника процесса имеется собственная зона ответственности и компетенции. Данный метод оптимален для вебприложений и классических настольных (GUI) приложений, где давно устоялись модели взаимодействия, построенные на основе фиксированного числа элементов управления. При этом он плохо совместим с современными Ajax приложениями, особенно для RIA.

Использование специализированных языков и сред

Данный метод основывается на разделении внешнего вида пользовательского интерфейса от бизнес-логики программы. Основано оно на специальных языках описания интерфейса [3, 6, 7] – XAML от Microsoft, MXML от Adobe, ZUL от Mozilla и др. В этих текстовых языках описан внешний вид элементов (в векторном формате) так, что интерфейс можно создавать в любом редакторе. Так с помощью языка XAML можно задавать не только расположение элементов на экране (в векторном виде), но и всевозможные трансформации. Для редактирования XAML применяют специальные пакеты, например Microsoft Expression Blend (Blend).

Выводы

Анализируя приведенные данные можно сделать вывод, что проектирование интерфейса, основанное на понимании целей и мотивов пользователей, является наиболее эффективным.

Список использованной литературы

1. Проектирование пользовательского интерфейса // Издательский дом «Вильямс». URL: http://www.williamspublishing.com/PDF/5-8459-0276-2/part7.pdf (дата обращения: 05.03.2016).
2. Исследование методов построения пользовательских интерфейсов // Библиофонд. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=515584 (дата обращения: 19.03.2016).
3. Купер А., Рейман Р., Кронин Д. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия / Пер. с англ. СПб: Символ-Плюс. 2009. 688 с.
4. Раскин Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем / Пер. с англ. СПб.: Символ-Плюс. 2009. 149 с.
5. Методы и средства разработки пользовательского интерфейса // Студопедия. URL: http://studopedia.org/3-158804.html (дата обращения: 17.04.2016).
6. Разработка пользовательских интерфейсов // Pandia. URL: http://pandia.ru/text/78/247/74988.php (дата обращения: 16.04.2016).
7. Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса. М.: ДМК Пресс. 2001. 416 с.