Назад в библиотеку

Особенности применения электронных образовательных систем

Авторы: Алексеева З. П., Сидорцов В. С.
Источник: VII Всероссийская научно-методическая конференция АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ - 2007 // URL:http://www.rsatu.ru/..

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию возможностей использования компьютерных технологий для создания обучающих и демонстрационных мультимедийных программ с целью повышения качества и скорости обучения, повышения усвояемости знаний, сокращения затрат на обучение, повышения качества и объективности оценки результатов обучаемых.

В современных социально-экономических условиях возрастает спрос на образовательные услуги, зачастую предоставляемые параллельно с профессиональной деятельностью или удаленно от непосредственно объектов обучения. При этом особую значимость приобретает дистанционное обучение, реализующее возможность освоения образовательных программ в удаленном режиме.

Средства и формы обучения, основанные на новых информационных технологиях, становятся важной составляющей любого процесса обучения. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности таких образовательных технологий, при которых взаимодействие обучаемого и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных телекоммуникационных средств.

Основными дистанционными образовательными формами являются:

Сетевые технологии, благодаря доступу к глобальной информационной сети Интернет, позволяют учащимся и преподавателям общаться друг с другом, используя такие системы и технологии оперативной компьютерной связи, как электронная почта, on-line (синхронный режим связи) и off-line (асинхронный режим связи) телеконференции. Наличие средств телекоммуникаций делает возможным доступ к информации в базах данных, удаленных от пользователя, создает условия для ведения совместной научной работы, обмена опытом с коллегами практически во всем мире.

Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства обучения:

Несмотря на то, что в основном компьютерные технологии включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках исторически сложившейся системы обучения, совершенно очевидно, что в будущем процесс обучения будет уже невозможен без современных информационных технологий.

Технологии постепенно изменяют не только способ обучения, но и роль преподавателей в учебном процессе, позволяют более эффективно использовать учебное время и ресурсы, более раскрыть индивидуальные способности обучающихся и фактически предоставляют безграничные возможности получения любой информации во множестве доступных форм, наиболее подходящих в каждом конкретном проблемном случае.

Анализ публикаций по применению информационных технологий в образовании показал, что ввиду огромного многообразия и специфики их использования для различных дисциплин и различных видов учебных заведений, в настоящее время нет точной общепризнанной классификации компьютерных обучающих программ, однако, в зависимости от вида их использования на занятиях возможно условное деление следующим образом:

Особое место в этом ряду занимают электронные учебники – обучающие программные системы комплексного назначения, предоставляющие обучаемому теоретический материал, обеспечивающие тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи. Электронный учебник, также как и традиционный «бумажный», включает в себя, прежде всего, учебный материал, содержащий основные данные об изучаемом предмете; вместе с тем, электронный учебник имеет ряд отличительных особенностей, которые определяют его преимущества по сравнению с традиционными методами:

Системы обучения и демонстраций позволяют обеспечить современный уровень образования в учебных заведениях и на предприятиях, позволяют достичь высокого уровня презентационного представления материала. Средствами таких систем эффективно решаются следующие задачи:

В системе образования данные системы могут использоваться как для организации дистанционного обучения (второе высшее образование, повышение квалификации персонала предприятий), так и для повышения эффективности классического дневного образования. Можно выделить следующие направления, касательно применения электронных обучающих приложений в высших учебных заведениях:

Электронные образовательные системы могут найти применение не только в образовании или науке, а также в областях малого и среднего бизнеса. На предприятиях и в организациях допустимы следующие направления в применении образовательных систем:

В заключение, хочется отметить, что разработка интерактивных обучающих приложений является комплексным процессом, требующим от разработчика творческого подхода и нестандартных решений. Помимо общих для всех приложений тем разработки пользовательского интерфейса учитывается специфика темы создания обучающих и демонстрационных программ. Необходимо учитывать следующие факторы: