Назад в библиотеку

 

Материалы 11й Международной научно – практической конференции «Экономика и маркетинг в ХХІ веке», г. Донецк 26-27 мая 2015 года, стр.11-13

Э.И. Полякова, к.э.н., доц.

Т.Б. Быстрицкая

ГОУ ВПО Донецкий Национальный Технический Университет

 

Аспекты стабилизации человеческого потенциала региона

 

Предельность материальных факторов производства как источников стабилизации экономики региона обусловливает необходимость осуществления инновационной стратегии развития, в том числе развитие логистики, когда будет происходить минимизация материального, с одновременным ростом информационного производства В научных трудах концепции человеческого развития и человеческого капитала имеют различия. Если в концепции человеческого капитала инвестиции в человека являются средством увеличения производительности труда и дохода, что определяет их эффективность, то в концепции человеческого развития высокообразованный, развитый, благополучный человек - это цель. Это означает, что человеческий потенциал является не средством достижения благосостояния, а обязательным критерием их благосостояния.

Человеческий потенциал - это совокупные способности,врождённые, приобретенные или утраченные, и умения индивидов в интеллектуальной, творческой, умственной, экономической, культурной деятельности с целью индивидуального и общественного развития [1]. Именно человеческий интеллектуальный потенциал в условиях формирования инновацио - стабильной экономики становится базисом создания новейших факторов производства - знаний и информации, так как растут масштабы технической базы общества, в том числе - индивидуальной технической вооруженности. Сущность человеческого интеллектуального потенциала должна определяться комплексно с учетом качественных и количественных признаков. Во-первых, как экономическая категория “человеческий интеллектуальный потенциал” - это совокупность творческих способностей, знаний и умений индивидов, позволяющих использовать новейшие технологии, усваивать приобретенные и создавать новые знания и информационные блага (наукоемкие товары и услуги, компьютерные программы, виртуальные услуги и тому подобное) на основе доверия, сотрудничества для эффективного социально-экономического развития страны. Во-вторых, человеческий интеллектуальный потенциал является интегральным показателем количества и качества труда, интегрированным в обществе при определенном уровне развития науки и технологии, информации, знаний, доверия и сотрудничества.

Конкретизируем сущность человеческого потенциала творческих индивидов определяется как совокупность умственных, творческих способностей и умений, здоровья индивидов, использующихся для воспроизводства личностей и общественного развития. В информационном обществе благодаря сохранению языковой, культурной, научной идентичности создаются условия для творческой реализации каждым человеком своих интеллектуальных потенций, то есть интеллектуального капитала.

Следующей составляющей человеческого интеллектуального потенциала является социальный потенциал, в качестве интегрального показателя нереализованных возможностей изменения социальной действительности. Использование человеческого интеллектуального потенциала, особенно творческих способностей человека, имеющих неисчерпаемую, природу, позволяет увеличить объемы товаров, услуг в случае уменьшения затрат рабочего времени и интенсивности труда. Человеческий потенциал является приоритетным компонентом экономического потенциала региона, поскольку человек является активным его создателем.

В условиях командно-административной экономики применялся экстенсивный метод использования трудовых ресурсов, монополия государства на рынке труда. Как следствие была определена низкая цена рабочей силы и происходят существенные потери материальных стимулов к высокопроизводительному труду, отсутствовало постоянное повышения квалификации трудовых ресурсов, функционировала нерациональная структура занятости в отраслях экономики. По результатам исследования сущности и особенностей функционирования рыночного механизма через систему цен и конкуренцию, ни одна из основных моделей рынка труда не отвечает полностью современным социально-экономическим требованиям регионального рынка труда.

Макроэкономический анализ национального рынка труда показывает, что ему присуща трудопреобладающая конъюнктура. Основными факторами, увеличивающими рыночные предложения рабочих мест, являются: экономический рост; увеличение прямых инвестиций и повышение объема самозанятых. Рыночный спрос труд уменьшают следующие факторы: отсутствие децентрализации национальной экономики, которая обусловлена недостаточной привлекательностью общего инвестиционного климата и делает невозможным ускоренное обновление основного капитала; незначительные объемы создания рабочих мест в сфере высокотехнологичных услуг; недостаточный рост реальных потребительских расходов населения; неэффективная приватизация, сдерживающая формирование эффективной занятости; значительное ограничение роли зарплаты как регулятора рынка труда, учитывая низкий уровень и задолженность по ее выплате; значительный уровень пропорционального налогообложения доходов работников и фонда оплаты труда. Конкурентоспособность человеческого потенциала в условиях становления инновационной экономики должна определяться качественным развитием региональной сферы науки и образования [2].

Задачей современного воспитательного и образовательного процессов является формирование творческой личности, которая будет осуществлять инновационную деятельность в информационном обществе, а также развитие у молодежи прагматичного индивидуализма, активной ответственности, повышающих ее конкурентоспособность на рынке труда. Одновременно возрастает значение социокультурной компетенции управленцев и их экономического образования, включающие в себя понимание, решение проблемы, быть инноваторами, умение эффективно общаться и социально взаимодействовать внутри группы. Целесообразно в условиях формирования информационного общества выделить три сферы действия активной социальной политики региона: развитие человеческого потенциала творческих индивидов, обогащение их духовно-информационного потенциала и генерирование социального потенциала региона.

Список использованной литературы

1. Экономика труда: (социально-трудовые отношения)/Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - С. 34
2. Панкратов А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала/А.С. Панкратов. М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 56.