Авторы: К.А Гололобов, Т.В. Коваленко
Источник: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В НАЦИОНАЛЬНОЙ И ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ : Материалы международной научной конференции студентов и молодых ученых приуроченной к 50-летию экономического факультета Донецкого национального факультета (г. Донецк, 14-15 апреля 2016 г.) - Донецк: ДонНУ, 2016. с.588-591.
Статья содержит определение движущей силы всей деятельности организации – ее персонала. Даёт объяснение зависимости уровня квалификации персонала от эффективности деятельности организации, а также того, что обучение персонала является самым важным средством достижения стратегических целей предприятия.
Движущая сила всей деятельности организации – ее персонал. От уровня квалификации персонала зависит эффективность деятельности организации, обучение персонала является самым важным средством достижения стратегических целей предприятия. Знания, умения, трудовые навыки персонала фирмы становятся все более важным ресурсом по сравнению с финансовым и производственным капиталом. Работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала.
Теоретической основой при выполнении работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, по управлению персоналом: С.Г. Вершловского, А.П. Владиславлева, Б.З. Вульфова, М.Т. Громковой, А.В. Даринского, С.И. Змеева, Н.Д. Лукьянченко.
Выделение неразрешенных частей общей проблемы, которым посвящена работа. Разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышается.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- дать определение понятию повышение квалификации;
- определить, для чего необходим процесс повышения квалификации персонала;
- ознакомиться с преимуществами, получаемыми работником в процессе повышения квалификации;
- дать определение понятию образовательный процесс;
- рассмотреть этапы процесса обучения персонала.
Развитие персонала является важнейшим условием функционирования любого предприятия. Это особенно актуально в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний, навыков и умений. Поэтому организация профессионального обучения персонала стала одной из основных функций управления персоналом предприятия.
Повышение квалификации представляет собой обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний. При этом в зависимости от преследуемых целей приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена. Данный подход к повышению квалификации непосредственно вытекает из концепции непрерывного образования, в основе которой лежит принцип организации ступенчатого производственного обучения персонала.
Под непрерывностью подготовки понимается не эпизодическое переобучение работников в связи с устареванием их квалификации, а планируемый на основе прогнозов развития средств производства процесс систематического повышения квалификации и расширения ее объема по принципу перехода от менее к более сложным профессиям, от узкой специализации к многопрофильности. Такое планирование процесса развития потенциала рабочей силы в соответствии с развитием материально-технической базы сводит к минимуму потребность к переобучению работников новым профессиям [1, с.23].
Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние, как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала компании, что находит проявление в следующем:
- в процессе обучения происходит повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает организации повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;
- повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своей организации, а также снижением текучести кадров;
- обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.
В свою очередь, работник в процессе обучения получает следующие преимущества:
- расширение карьерных перспектив как внутри, так и за пределами организации;
- более высокую удовлетворенность своей работой;
- повышение самооценки;
- повышение квалификации и профессиональной компетентности [2, с.198].
Повышение квалификации – это регулярный процесс, который не достаточно пройти только один раз. Для того чтобы постоянно совершенствоваться, необходимо регулярно прибегать к услугам обучающих учреждений.
Современные компании стремятся принять на работу молодых кадров. Это объясняется как экономическим подъемом в стране, так и необходимостью компенсировать естественное выбытие опытных кадров. Однако подавляющее большинство компаний сегодня не рассчитывают, что полученное в вузе образование позволит молодому специалисту немедленно включиться в работу. Выпускник вуза воспринимается работодателями лишь как исходный материал для подготовки полноценного специалиста. Полученные в вузе знания рассматриваются компаниями лишь как отправная точка для дальнейшего обучения молодого специалиста. Все более важным фактором при оценке потенциального сотрудника становится его способность и желание адаптироваться, учиться, профессионально развиваться. Рассмотрим это определение подробнее.
Во-первых, обучение – специально организованный процесс, то есть он не возникает сам по себе и сам по себе проходить не может, его эффективность будет определяться множеством факторов, в первую очередь, профессионализмом менеджера, организующего процесс. Во-вторых, как любой организованный процесс, он организуется в соответствии с поставленными целями, например, профессиональное обучение персонала – это процесс совершенствования знаний и компетентности, навыков и умений работников, их созидательной деятельности. Однако процесс обучения может преследовать и многие другие цели. Каждая организация сама определяет, с какой целью она проводит процесс обучения, какие задачи она перед собой ставит. В-третьих, выбор методов обучения будет определяться теми целями, для достижения которых процесс организуется.
Образовательный процесс – совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности. Особое внимание в этом определении следует обратить на две детали:
Первое, образовательный процесс состоит из двух элементов: учебно-воспитательного и самообразовательного процессов. Они связаны между собой, не могут эффективно проходить один без другого, и каждый из них определяет порядок проведения другого.
Второе, образовательный процесс направлен на решение трех задач: образовательной, воспитательной и развивающей. Именно наличие трех задач образовательного процесса позволяет определить его цели.
Таким образом, обучение персонала в организации – это сложный процесс. Что обеспечивает большое количество целей, которые могут быть достигнуты с помощью обучения кадров. Некоторые из них могут быть решены даже без особого внимания менеджера, организующего процесс обучения [3, с.32].
Процесс повышения квалификации персонала является неотъемлемой частью кадровой политики успешной организации, который может преследовать самые различные цели: повышение качества человеческих ресурсов, повышение качества продукции или услуг, производимых организацией, проведение организационных изменений, в том числе приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, развитие персонала, улучшение системы коммуникации в организации, формирование организационной культуры, увеличение уровня лояльности организации. Недостаточное внимание к нему или неправильная его организация может породить множество проблем в организации, которые, в конечном счете, снижают эффективность организации [5, с.267].
В работе изложено теоретическое обоснование сущности повышения квалификации персонала. Дано определение понятию повышение квалификации; определено, для чего необходим процесс квалификации персонала; ознакомлены с преимуществами, получаемыми работником в процессе квалификации; дано определение понятию образовательный процесс.
1. Буланже М. Развитие персонала на предприятии / М. Буланже // Служба кадров. – 2000. – №10. – С. 23 – 28.
2. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие / А.В. Карпов – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.
3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом организации: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Д.э.н., проф. А.Я. Кибанов. – М. Инфра-М, 2002. – 638 с.
4. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Учебник / Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев – М.: Финстатинформ, 1997. – 680 с.
5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. (Серии "Библиотека журнала «Управление персоналом») / С.В. Шекшня – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. — 368 с.