Каденец Т.В., Курган Е.Г. - Определение проблем и направлений стратегического развития агропромышленного комплекса Назад в библиотеку

Определение проблем и направлений стратегического развития агропромышленного комплекса

Авторы: Каденец Т.В., Курган Е.Г.
Источник: Актуальные проблемы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты [Электронный ресурс]: материалы Второй международной научно-практической конференции, г. Горловка, 21 апреля 2017 г. / отв. ред. Е.П. Мельникова / Автомобильно-дорожный институт ГОУВПО «ДонНТУ». – Горловка: АДИ ДонНТУ, 2017. – 436 с. с. 162 – 166

Аннотация

Каденец Т.В., Курган Е.Г. Определение проблем и направлений стратегического развития агропромышленного комплекса. В данной статье исследуются проблемы современного состояния агропромышленного комплекса Украины и определяются направления его стратегического развития.

Постановка проблемы. В настоящее время экономика Украины находится в состоянии кризиса. Военный конфликт на востоке страны, потеря рынков сбыта, деиндустриализация экономики привели к тому, что экономика Украины на 2015 год заняла 134 место в мире. Если рассматривать структуру ВВП Украины по отраслям за 2015 г., то следует заметить, что сельское хозяйство занимает уверенное 4 место. То есть, на данном этапе развития Украину можно считать аграрной страной. Причем страной с большим запасом ресурсов и широкими возможностями для производства продуктов для собственного потребления [1]. Таким образом, целесообразно исследовать проблемы современного состояния агропромышленного комплекса Украины и определить направления его стратегического развития.

Анализ предшествующих исследований и публикаций. Проблему стратегического управления, в том числе и на региональном уровне, в своих работах исследовали отечественные и зарубежные ученые: Д. Аакер, И. Ансофф, В. Р. Веснин, А. Л. Гапоненко, П. Друкер, А. Т. Зуб, А. Томпсон, Р. А. Фатхудинов, Г. Ю. Ветров, В. А. Гневко, Б. М. Гринчель, Б. С. Жихаревич, К. Н. Знаменская, В. Е. Рохчин. Но остался ряд нераскрытых вопросов.

Цель – исследование проблем современного состояния агропромышленного комплекса Украины и определение направлений его стратегического развития.

Основные результаты исследования. Любая страна в случае необходимости должна обеспечить минимальные потребности населения в продовольствии из собственных ресурсов. Меры самообеспечения являются гарантией продовольственной безопасности страны, которая используется как аргумент для поддержки собственного сельского хозяйства и регулирования импорта с целью достижения определенного уровня самообеспечения.

В мировом сообществе Украину признают как потенциального лидера по производству важнейших продуктов питания: зерна, масла, мяса, сахара, продуктов переработки молока, овощей и фруктов. Благоприятные условия для сельского хозяйства Украины обусловлены ее географическим положением и рельефом. Основными выращиваемыми культурами являются озимая пшеница, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, картофель, овощи, плодовые культуры.

Рассмотрим производство основных сельскохозяйственных культур в Украине за последние годы (таблица 1) [2].

Анализ динамики показал, что начиная с 2014 г. сокращаются объемы производства пшеницы и сахарной свеклы. Производство картофеля и овощей открытого грунта сокращается незначительно. Тенденцию роста имеет только производство подсолнечника.

Таблица 1 Производство основных сельскохозяйственных культур в Украине

Таблица 1 Производство основных сельскохозяйственных культур в Украине

Полученные результаты свидетельствуют о неэффективной структуре АПК Украины, так как сокращаются объемы производства высокодоходных видов культур. Рост объемов производства подсолнечника в долгосрочной перспективе окажет негативное влияние на состояние АПК, так как эта культура снижает уровень плодородности почвы.

Также имеется ряд других проблем развития аграрного сектора: – деформация структуры производства;
– более половины валютной продукции сельского хозяйства выпускается в личных (подсобных) хозяйствах населения;
– низкая эффективность сельхозпредприятий;
– нерациональное использование земельных ресурсов;
– острый дефицит финансовых ресурсов;
– критический размер изношенности базовых производственных фондов;
– проблема недостаточного социального развития села;
– снижение демографически-воспроизводственного потенциала села, а значит, и трудового потенциала.

Сегодня сельское хозяйство, как никакая другая отрасль, ощущает острый дефицит финансовых ресурсов. Потребность сельхозпроизводителей Украины в долгосрочных кредитах покрывается только на 2 %. Ставки по таким кредитам составляют более 30 % годовых.

Стоит отметить, что в развитых странах действуют кредитные системы для сельского хозяйства с высоким уровнем государственной поддержки. Так, в Германии кредиты предоставляются на срок 6, 10, 15 и 20 лет при 8–9 % годовых и при этом сельхозпроизводитель располагает достаточно широким выбором различных видов льготных кредитов и банков-кредиторов.

Прямые же иностранные инвестиции в сельское хозяйство не превышают 3 % от общего их объема в Украину. А относительно высокий прирост инвестиций (в том числе и иностранных) имел место только в перерабатывающей сфере АПК. При этом средства поступали не во все отрасли, а только в высокотехнологичные отрасли (кондитерскую, пивоваренную, алкогольных и безалкогольных напитков, табачную, по производству соков, неочищенного масла, переработке птицы). В то же время малопривлекательными остаются предприятия по производству рыбной продукции, диетических продуктов, консервированных овощей и фруктов, сахара, этилового спирта (а это более 800 предприятий Украины, которые технологически и технически устарели).

За годы независимости достигла критических размеров изношенность базовых производственных фондов. Нынешний уровень износа тракторов – 70 %, комбайнов – более 90 %. Это при том, что имеющаяся в наличии техника составляет менее половины от потребности. Одной из важных проблем аграрного сектора Украины остается его конкурентоспособность. На сегодняшний день внутренний рынок обеспечивается отечественным сельхозпроизводителем на 90–95 %, но это происходит благодаря защите действующей системы импортных и экспортных ограничений.

Стратегия развития АПК Украины на ближайшие годы должна включать:
– создание земельного рынка;
– формирование многоканальной системы доступных кредитов;
– контроль со стороны государства за ценообразованием в интересах сельхозпроизводителей;
– техническое обновление сельхозпроизводства;
– развитие инфраструктуры села;
– повышение благосостояния сельского населения;
– оптимизацию землепользования.

В настоящее время в рамках стратегии государственного развития агропромышленный комплекс находится в процессе евроинтеграции. Законодательная составляющая евроинтеграции АПК – это ключ к реформированию отрасли согласно требованиям, принципам и стандартам, прописанным в Соглашении об Ассоциации с Европейским Союзом. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, ответственное за развитие отрасли, активно участвует не только в налаживании производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, но и в законодательной деятельности. На сегодняшний день приоритетными направлениями работы министерства в законодательной сфере являются дерегуляция и реформа в сфере обеспечения безопасности пищевой продукции, а также всего, что связано с ней.

Министерство подготовило уже более 14 законопроектов. Ряд законодательных актов уже был принят Верховной Радой, другие находятся на рассмотрении в профильном комитете или ожидают регистрации. Реформы в данной сфере одни из наиболее сложных, масштабных и в то же время важных для украинского бизнеса. Они непосредственно связаны не только с повышением безопасности и улучшением качества украинской продукции, но и с налаживанием ее экспорта на рынки стран-членов Европейского Союза.

Главной программой стратегического развития АПК Украины является программа «3+5» [3]. Данная программа имеет три основных приоритета – это реформа системы господдержки с акцентом на мелких фермеров, завершение земельной реформы и реформа государственных предприятий. Интенсивность принятия Верховной Радой евроинтеграционных законопроектов в сфере АПК должна быть выше. Однако не стоит забывать, что это только начало евроинтеграционного процесса, который, в том числе и в сфере АПК, будет осуществляться не один год [4].

Выводы. В рамках данного направления стратегического развития должна вестись активная разработка законопроектов и подзаконных актов, формы которых должны быть направлены на производство органической продукции, упрощение процедур регистрации сельскохозяйственной техники, установление требований к безопасности и гигиене кормов, создание условий и упрощение процедур экспорта сельскохозяйственной продукции. Все эти реформы направлены на то, чтобы повысить безопасность конечной продукции, организовать систему контроля, которая будет признана ЕС. Украинская продукция сможет полноценно конкурировать на рынках стран-членов ЕС только тогда, когда на каждом этапе ее прохождения «від лану до столу» будет осуществляться эффективный контроль безопасности и качества.

Список литературы

1. Валовой внутренний продукт [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://insiders.com.ua/spravochnik/valovoj-vnutrennij-produkt .

2. Производство основных сельскохозяйственных культур в Украине (2010 г.) [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития и торговли Украины Режим доступа : http://ukrexport.gov.ua/rus/economy/ukr/5101.html .

3. Стратегія розвитку аграрного сектора «3+5» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minagro.gov.ua/apk .

4. Евроинтеграция в сфере АПК: справляется ли ВРУ с законодательными инициативами? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://latifundist.com/blog/read/1004-evrointegratsiya-v-sfere-apk-spravlyaetsya-li-verhovnaya-rada-s-ambitsioznymi-zakonodatelnymi-initsiativami .