Борисова О.В. - Стратегическое развитие предприятий агропромышленного комплекса Пермского края Назад в библиотеку

Стратегическое развитие предприятий агропромышленного комплекса Пермского края

Автор: Борисова О.В.
Источник: Журнал: Актуальные вопросы современной науки https://elibrary.ru/item.asp?id=25516042

Аннотация

Борисова О.В. Стратегическое развитие предприятий агропромышленного комплекса Пермского края. В статье дано обоснование результатов исследования развития рынка АПК Пермского края. Предложены рекомендации по стратегическому развитию предприятий АПК с применением эффективных методов управления при поддержке Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

Курс на эффективную политику в области АПК в последние годы приобретает все большее значение. Политическая и экономическая нестабильность, в том числе изменение курсов валют, введение санкций и запрет на товары импортного производства привели к кризисным явлениям с одной стороны для экономики России, но с другой создают основу для развития агропромышленного комплекса и укрепления продовольственной безопасности государства. АПК становится одним из глав- ных направлений развития Пермского края. Согласно стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года и другим нормативным положениям, одной из ключевых задач функционально-целевого направления «Экономическая политика» является развитие АПК [1; 2], что подтверждает актуальность исследований по данному направлению.

Целью статьи является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического развития предприятий АПК Пермского края.

АПК это достаточно сложный механизм. В экономической литературе Агропромышленный комплекс (АПК) объединяет отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведении до потребителя. При этом АПК включает три основные сферы. К первой сфере относятся отрасли промышленности, производящие средства производства для сельского хозяйства и отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. Вторая сфера – собственно сельское хозяйство (земледелие и животноводство); третья сфера – система отраслей по промышленной переработке и сбыту сельскохозяйственного сырья и продовольствия: пищевая, легкая промышленность, система заготовок, транспортировка, хранение и реализация продукции АПК [3].

К изучению вопросов стратегического управления деятельностью предприятий обращались различные исследователи. Теоретические основы этой проблемы в наиболее общем виде раскрыты в трудах И. Ансоффа, В. Винокурова, Ю. Винслава, Л. Ревуцкого, Е. Шишкова [4-6]. Вопросы стратегического развития АПК рассматривались в статьях Л. Скульской, Т. Широковой, И. Ушачева и других ученых [7; 8].

При этом большинство специалистов отмечают, что необходимым становится переход на технологические системы ведения и инновационного развития сельского хозяйства, переработка сельхозпродукции с применением передовых методов, стимулирование предпринимательской деятельности и развитие экологической культуры.

Специалисты-практики отмечают ряд проблем в данном направлении, а именно: отсутствие необходимого уровня государственной поддержки, низкий уровень сотрудничества с банковской сферой по условиям льготного кредитования и увеличения сроков кредитования по отдельным проектам (например, реализация новых крупных проектов в мясном скотоводстве и срок выхода производства на проектную мощность составляет не менее 7 лет), отсутствие проектов строительства крупных сооружений, например элеваторов, при поддержке федерального и местного бюджетов, обучение и повышение квалификации сотрудников, низкая активность развития инфраструктуры сельской местности и другие [9]. Учитывая вышесказанное, имеется необходимость в развитии существующих теоретических и практических подходов в области стратегического управления предприятиями, в том числе АПК.

Анализ теоретических основ управления стратегической деятельностью предприятия показал, что основными подходами к осуществлению стратегического управления являются: синергетический, инновационный, стоимостной и сегментационный. Однако мало научных изысканий, которые направляют усилия ученых на использование комплексных подходов, создающих основу для оптимального планирования стратегического развития предприятий.

Комплексный подход должен учитывать технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие аспекты управления. Если не отрабатывается какой-либо фактор, то проблема предприятия не будет полностью решена. Например, при проектировании новых орудий труда показателям экологичности и эргономичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При развитии бизнеса на селе не всегда учитывается развитие инфраструктуры, качество посевного материала и т.п. Следовательно, при разработке стратегии предприятий АПК следует учесть взаимодействие его отраслей, возможность обеспечения необходимой качественной продукцией рынка собственного региона, перспективу выхода на внешние рынки, использование новых передовых технологий совместно с известными научными центрами и вузами.

При этом выделяют такие стратегии в зависимости от уровня управления: корпоративные, деловые, функциональные и операционные. Основными этапами разработки стратегии являются: определение миссии, целей организации, анализ внешней и внутренней среды, анализ сильных и слабых сторон фирмы, выбор стратегии.

В результате теоретического исследования автором определено, что стратегическое управление деятельностью предприятия – это концепция его развития в определенных условиях, которая определяет диапазон возможных вариантов реализации деятельности предприятия в будущем, учитывая возможный уровень конкурентоспособности и необходимых изменений для организации. При этом эффективность стратегической деятельности будет зависеть от различных методов управления (способов воздействия на предмет исследования или деятельности) и коммуникаций (как внутри предприятия, так и между субъектами рынка), в т.ч. в области маркетинга (личные продажи, реклама, симулирующие мероприятия, прямой маркетинг и другие) [10]. Чтобы обосновать отдельные рекомендации в области АПК следует проанализировать состояние его отраслей в последние годы.

Анализ развития отдельных направлений АПК по- казывает следующее:

Важными направлениями, по мнению автора, являются развитие производства картофеля, зерновых и зернобобовых культур, яиц, молока и овощей. При этом ряд зерновых культур являются основой производства корма для рыбных хозяйств, развитие которых является актуальным в мире и в России в частности. Также следует исследовать развитие производных продуктов, которые также уменьшают импортное замещение товаров в современных условиях хозяйствования.

Так, по статистическим данным в 2013 года реализация картофеля в разрезе территорий края увеличилась по сравнению с 2012 годом более чем на 14% и составила почти 80 тыс. тонн. Рост отмечается во всех районах края кроме г. Березники и Пермского района и является причиной увеличения товарности картофеля (меньшее потребление на собственные нужды, в т.ч. и на скот). Более высокие темпы роста реализации картофеля в 2013 году (более чем 30%) отмечаются в Большесосновском, Оханском и Суксунском районах. Наибольший удельный вес в реализации приходится на Пермский, Суксунский и Кунгурский районы (соответственно 9,4%, 8,6% и 7,6%).

По реализации картофеля сельскохозяйственными предприятиями и крестьянско-фермерскими хозяйствами (КФК) в разрезе районов края по данным 2013 года наибольший удельный вес приходится на Суксунский район и Оханский районы. Более 40% всего объема реализации картофеля по краю относится к двум районам, из них более 80% реализуется от крестьянских хозяйств (в основном КХ «Овен», ООО «Беляевка»). Пермский район реализует свыше 25% от общего объема реализации, Краснокамский – 11,6%, при этом 53,4% – КФХ; Кунгурский район занимает незначительный удельный вес – порядка 4%, базовые хозяйства района не определяют для себя картофелеводство отраслью специализации.

В связи с небольшими объемами производства размер получаемой прибыли не позволяет существенно повлиять на экономику хозяйств. Удельный вес выручки от картофеля в товарной продукции растениеводства составляет по сельхозпредприятиям края 3– 7%, а во всей товарной продукции всего 0,5%.

При этом анализ рынка картофельных производных Пермского края (табл. 1) свидетельствует о высокой доле таких продуктов как чипсы (преобладающая торговые марки – «Лейз», «Русская картошка», в 2013 г. набирает рыночные позиции торговая марка «Московский картофель» (ОАО «Русский продукт»)). Уровень обеспеченности населения в городах и районах края сказывается на предпочтениях в потреблении различных торговых марок – на периферии больше потребляют чипсы невысокой ценовой категории. В городе Пермь потребляется более 60% картофельных производных. Величина рынка оценивается в 12,5 млн. руб., потенциал рынка 25 млн. руб. в ценах 2013 года. Также, производство свежего продовольственного картофеля, реализуемого через розничную торговую сеть, выгодно, т.к. не требует значительных затрат на оборудование, а технологический процесс ограничен очисткой, мойкой и хранением. Поэтому в современных экономических условиях стратегически значимым является также полный цикл производства готовой продукции от выращивания сырья до продажи не только сырьевых компонентов, но и производных продуктов.

pic1

Однако для развития подобных предприятий не всегда соблюдаются условия льготного налогообложения, не реализуются дотационные программы и т.п.

Анализ ряда проектов по организации фермерских хозяйств, специализирующихся на производстве картофеля в муниципальных районах Пермского края показал, что в течение семи лет реализации подобных проектов возможно достижение чистой приведенной стоимости доходов от реализации проекта до уровня 53 млн. рублей при инвестициях до 26 млн. рублей. Норма рентабельности инвестиций составляет 38%, срок полной окупаемости проекта по организации картофельного производства равен 3,5 года.

Однако проекты предусматривают содействие отдела инвестиций и развития агропродовольственного рынка Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Для организации таких хозяйств необходимо приобретение строительного материала, техники и оборудования и семенного материала.

Рассмотрев сложившуюся ситуацию в Министер- стве сельского хозяйства и продовольствия, предлага- ются следующие стратегические направления:

для увеличения производства сельскохозяйствен- ной продукции, а также освоения земель сельскохозяй- ственного назначения Министерство сельского хозяй- ства может проводить анализ состояния предприятий АПК и предлагать меры по повышению эффективно- сти их деятельности, предлагать новые стратегии по их развитию, учитывать уровень плодородия почв, эколо- гии и прочие факторы от которых могут зависеть дота- ции для предпринимателя.

Список использованной литературы

1. Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 06.12.2012 № 569 «О стратегии со- циально-экономического развития Пермского края до 2026 года» // Законодательное собрание Пермского края. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perm.ru/?id=1000183
2. Закон «О программе социально-экономического развития Пермского края на 2012–2016 годы от 20.12.2012 №140-ПК – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lawsrf.ru/region/documents/2411969
3. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М.: Приор, 2013. – 519 с.
4. Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. – 326 с.
5. Винслав, Ю. Становление отечественного кор- поративного управления. Теория, практика, подходы к решению ключевых проблем / Ю. Винслав // Россий- ский экономический журнал. – 2013. – № 2. – С. 17–22.
6. Ревуцкий, Л.Д. Совершенствование стратегиче- ского менеджмента предприятий в условиях перехода к инновационной экономике. / Л.Д. Ревуцкий // Вест- ник Московской гуманитарно-технической академии. – Издательство МГТА, 2010. – № 1–2. – С. 9–10.
7. Шишкова, Е.А. Способы оценки эффективности реализации стратегии развития компании / Е.А. Шиш- кова // Экономический журнал. – 2012. – Т. 26. – № 2. – С. 111–117.
8. Ушачев, И.Г. Социально-экономические иссле- дования в аграрном секторе экономики России: основ- ные направления / И.Г. Ушачев // Экономика сельско- хозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. – №4. – С. 5–8.
9. Проблемы АПК. Земля, власть и капитал [Элек- тронный ресурс] // Коммуна от 16.01.2015. – Режим до- ступа: http://www.furazh.ru/review/pressa/?data=40965
10. Борисова, О.В Маркетинговые коммуникации в стратегии развития туризма / О.В Борисова // Актуаль- ные вопросы современной науки. – 2015. – № 1(4). – С. 18–21.
11. Потребление основных продуктов питания населением Пермского края в 2014 году. – [Электрон- ный ресурс]. – Режим доступа: http://permstat.gks.ru