Назад в библиотеку

Проблемы бюджетного дефицита

Автор: Матвеев Н.В., Кучерук В.Г.
Источник:Международный сборник научных трудов «Экономика XXI» века. — Донецк: ДонНТУ, 2013. – №7, С. 48-52

Матвеев Н.В., Кучерук В.Г. - Проблемы бюджетного дефицита

В становлении и развитии экономической системы современного государства одну из ведущих ролей играет государственное регулирование, которое проводится исходя из экономической политики, выбранной властью. Одним из наиболее главных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Экономическая система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. «Бюджетный дефицит - это превышение государственных расходов над государственными доходами, которое должно покрываться либо за счет займов, либо путем денежной эмиссии. В настоящее время большинство экономистов придерживается той точки зрения, что, по крайней мере в среднем государству следует стремиться к сбалансированному бюджету, и что постоянный бюджетный дефицит надо ликвидировать путем либо сокращения государственных расходов, либо увеличения налогообложения. В некоторых случаях во время бума в результате получения доходов, превышающих расходы, может возникать бюджетный избыток (budget surplus)».[1]

Бюджетный дефицит выступает как сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства. Категория «бюджетного дефицита» является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.[2, 229]

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Европейское статистическое бюро Eurostat опубликовало данные о дефиците бюджетов стран Евросоюза, их госдолгам, расходам и доходам. У властей Старого Света, стремящихся преодолеть кризис, есть повод как для осторожного оптимизма, так и для беспокойства. Бюджетный дефицит ЕС снизится с 3,8% ВВП в прошлом году до 3,4% ВВП в 2013 году и 3,1% в следующем. Для 17 государств еврозоны дефицит, вероятно, составил 3,3% ВВП в 2012 году и теперь он снизится до 2,8% ВВП в 2013 и 2,7% в 2014 году. По оценкам Еврокомиссии, с поставленной задачей выхода на приемлемый уровень дефицита (не более 3% ВВП) в этом году не справятся сразу 15 стран ЕС – больше половины, в том числе Великобритания, Франция, Испания. Германия и Италия зафиксируют дефициты ниже среднего по региону в 2013 году – 0,2% и 2,1% ВВП соответственно.

Бюджетный дефицит Греции продолжит снижение в этом году – до 4,6% ВВП, а также в следующем (до 3,5% ВВП), с 6,6% в 2012 году. Все три показателя лучше ожидавшихся в ноябре, когда предполагалось сокращение дефицита лишь до 4,6% в 2014 году.

Общеевропейский госдолг вырастет в этом году до 89,9% ВВП с 87,2% ВВП годом ранее, в 2014 году он составит уже 90,3%, хотя ранее Еврокомиссия не ожидала пересечения отметки в 90% ВВП для ЕС в обозримой перспективе. Страны еврозоны будут обременены задолженностью еще сильнее – 95,1% ВВП в 2013 году и 95,2% в 2014 году против 93,1% в 2012 году.[4]

Расходы бюджета США в 2013 финансовом году, начинающемся 1 октября 2012 года, составят около 3,8 триллиона долларов при дефиците в один триллион.[5]

Государственный бюджет Украины является основным финансовым планом государства, утверждаемым Верховной Радой Украины и имеющим статус закона. Через этот бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей Украины. Кроме того, за счет средств государственного бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов , резервов и др.

Таблица 1

Государственный бюджет Украины с 2008 по 2012 годы (в млн. грн.)[6]

Дефицит государственного бюджета в 2012 году составил 53 млрд 387,4 млн грн, в т.ч. по общему фонду 53 млрд 349,9 млн грн, что обусловлено использованием остатков бюджетных средств, сформированных на начало года, и заимствований с единого казначейского счета для своевременного проведения защищенных статей расходов. При этом предельный объем дефицита на 2012 г. был установлен на уровне 42,91 млрд грн. Общая сумма доходов сведенного бюджета Украины в 2012 г. выросла на 11,8% - до 445,4 млрд грн, госбюджета - на 10%, до 346 млрд грн, общего фонда госбюджета - на 8,9%, до 289,58 млрд грн.

Наибольшие поступления в 2012 г. составили:

Дефицит государственного бюджета способствует росту государственного долга страны. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в их капитале.

Государственный и гарантированный государством долг Украины по состоянию на 28.02.2013 составляет 66 548 970,68 долл. США (531 925 922,61 грн.) [7]

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями [8].

Список использованной литературы

  1. Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. — М.: «ИНФРА-М», Издательство
  2. «Весь Мир». Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
  3. Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- Изд. 2-е, доп. и перераб./ Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка.- М.: Изд-во РАГС, 2007.
  4. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=553359
  5. http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2013/02/25/297234
  6. http://ria.ru/review/20120214/565247002.html
  7. http://index.minfin.com.ua/budget/
  8. http://www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/archive/main?cat_id=365898
  9. http://www.buhucheta.net/referatpage-781-3.html