Назад в библиотеку

Эффективность блоггинга как маркетингового инструмента

Авторы: Барков Е.И., Санин М.К.
Источник:Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2016. – №2. – С. 107-112.

Аннотация

В статье дана оценка влияния информационных технологий на сферы жизнедеятельности человека, а также выделены преимущества использования интернет-технологий для организаций и предприятий. Представлена новая для интернета роль - интернет как торговая площадка, объединяющая поставщиков и потребителей товаров и услуг. Проведён анализ динамики российского рынка интернет-торговли и высказано предположение о превращении глобальной сети в самостоятельную маркетинговую среду.

В связи с развитием НТП информационные технологии прочно вошли в жизнь современного человека. На сегодняшний день интернет-ресурсы заменяют большую часть СМИ. Происходит вытеснение традиционных средств коммуникации, библиотек, кинотеатров, музеев. В интернете можно, завести знакомство, посмотреть обучающие видеозаписи, поучаствовать в семинаре и получить ответ практически на любой вопрос; разместить вакансию, осуществить покупку, получить и оказать услуги, в том числе и государственные [2, 57].

Не менее сильную зависимость от информационных технологий испытывают и организации. Сегодня наличие сайта, групп в социальных сетях является для компании необходимым условием успешной коммерческой деятельности,поскольку это позволяет экономить время и ресурсы и поддерживать обратную связь с потребителями. Использование электронной почты сотрудниками компаний также имеет ряд преимуществ над другими средствами коммуникаций, к главному из которых относится возможность получать и передавать информацию и принимать управленческие решения более оперативно; делает работу с деловой корреспонденцией более удобной, благодаря возможностям электронной обработки данных [2, 60].

В настоящее время интернет получает интенсивное развитие и постепенно становится торговой площадкой, созданной с целью объединения в общем информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей различных товаров и услуг, значительно снижая коммерческие расходы первых и делая более доступной и разнообразной товарную линейку для вторых, также предоставляя участникам ряд определённых сервисов, повышающих эффективность их бизнеса [3]. Доказательствами являются образование таких явлений и процессов, как интернет-биржи, онлайн-банки и интернет-магазины; электронная валюта, электронный рынок и электронная коммерция, лежащая в их основе [2, 58].

Российский интернет-рынок сохраняет мировую тенденцию к устойчивому развитию и увеличению объёмов проданных товаров, работ, услуг. Данный факт наглядно продемонстрирован на рис. 1, отражающем динамику объёма российского рынка интернет-торговли [11]. Устойчивый рост наблюдается на всём хронологически охватываемом периоде, за исключением 2015 г., снижение объёма российского рынка интернет-торговли связано с тяжёлой макроэкономической ситуацией [11].

Рис. 1. Динамика объёма российского рынка интернет-торговли за 2008-2018 г. в млрд. руб

Наряду с увеличением протекающих в интернете покупок и продаж иростом объёма национального интернет-рынка происходит усложнение сетевых структур, как итог: глобальная сеть становится самостоятельной маркетинговой средой, с не до конца изученной спецификой [3, 608]; однако она требует разработки и более пристального изучения инструментов интернет-маркетинга.

Основной целью любого инструмента интернет-маркетинга, если мы говорим о коммерческом маркетинге, а не продвижении любой идеи в принципе, является продвижение сайта, товара или услуги в информационном пространстве, однако, методы продвижения у каждого инструмента являются разными. Современные компании не всегда могут сделать уверенный выбор в пользу одного или нескольких информационных маркетинговых инструментов ввиду большого количества этих инструментов, каждый из которых обладает множеством преимуществ и недостатков.

Одним из перспективных и эффективных инструментов интернет-маркетинга является блоггинг-деятельность по созданию и продвижению своего блога (англ. blog, weblog) - онлайн-дневника, в котором индивид, группа индивидов или компания отражают те сведения, которые они хотели бы донести до пользователя [6]. Для определения отличительных сторон блоггинга, как маркетингового инструмента, необходимо ввести термин «дневник», под которым понимают совокупность регулярных записей, содержащих мысли и события, происходящие в жизни автора. Традиционно дневник не предназначен для ознакомления с ним других людей, кроме автора, ввиду его личного характера [1, 63], поэтому основным отличием блога от дневника является направленность на публичное распространение и ознакомление интернет-пользователями.

Основными составляющими блоггинга являются реклама и получение коммерческой выгоды от её просмотра пользователями сети. Главная проблема использования блогов в маркетинговых целях заключается в том, что в отличие от дневника, где события и мысли представлены хоть и субъективно, но независимо, в блогах информация может не соответствовать действительности ввиду материальной заинтересованности блогера в максимальном продвижении рекламируемых товаров и услуг [5].

На сегодняшний день не существует однозначного ответа, кто является создателем первого блога, и кто первым употребил термин «блог». Наиболее вероятно, что создателем первого веб-дневника был Тим Бернерс-Ли - создатель ИТЫЬ-языка и автор множества разработок в информационных областях [7].

В созданном в 1992 году блоге Бернерс-Ли публиковал статьи о развитии информационной отрасли и Интернета в общем [4]. Принято считать, что Йорн Баргер в 1997 году впервые употребил термин «веб-блог» для того, чтобы охарактеризовать собственный интернет-ресурс; однако, короткую форму слова «блог» придумал и использовал в своём блоге Петр Мерхольз в 1999 году [7].

По тематической направленности блоги подразделяются на политические; образовательные; музыкальные; бытовые; спортивные и.т.д.[14,17].По количеству человек, размещающих записи в одном блоге, отражают авторские, коллективные и корпоративные блоги. По характеру мультимедиа выделяют текстовые блоги, видеоблоги, фотоблоги, подкасты и другие блоги [13, 307].

Относительно других маркетинговых инструментов блоггинг является современным и не до конца изученным средством продвижения требуемых сайтов, товаров, услуг. Пользователи относятся более лояльно к рекламному сообщению, заключенному в блоге, ввиду новизны и необычности формата, не всегда сознавая, что это реклама, воспринимая сообщение, как некую познавательную статью. В силу своей специфики, чтобы эффективно использовать блоггинг в маркетинговых целях, требуется затратить намного больше творческих усилий, чем в случае использования других инструментов интернет-маркетинга [13, 308].

Как итог, блоггинг представляет собой менее агрессивное средство продвижения, чем контекстная реклама и e-mail рассылки; при этом, эффективность от использования блоггинга в маркетинговых целях чаще всего выше, чем у других инструментов интернет-маркетинга. Основная причина популярности и эффективности блогов заключается в уникальном формате - в своих статьях и видеозаписях блогеры в доступной форме дают свою оценку какому-либо товару или услуге, привлекая тем самым внимание потребителей к рекламируемой продукции. Блоггинг частично перенимает методы вирусного маркетинга: из блога пользователь получает информацию, содержащую скрытую рекламу, которой он впоследствии делится с членами семьи, друзьями, коллегами и.т.д. распространяя рекламу по принципу сети [15, 285].

Основной тематикой блогов редко выступают товары повседневного спроса: на информационных ресурсах блогеры публикуют обзоры на технические новинки и программное обеспечение; оставляют свои впечатления от туристической поездки за рубеж, мнение о приобретённом автомобиле и отзывы о кинофильме [12, 37]. Другими словами - в силу того, что основной средой блоггинга является интернет, блогеры вынуждены публиковать контент, представляющий большой интерес для пользователей глобальной сети. Исходя из всего вышеперечисленного, можно заключить, что блоггинг является современным, эффективным и требовательным к человеческому ресурсу средством рекламы [6].

В настоящее время блогосфера развивается быстрыми темпами в связи с глобализацией и распространением информационных связей. Положительная динамика данного явления обусловлена следующими факторами: рост числа блогеров; популяризация профессии блогера среди пользователей интернета; простота в создании и модерировании блога; возможность высказать своё мнение публично по какому-либо вопросу: более того, проявление такой инициативы помогает выявить проблемы и точки напряжения в организации, в государстве, в интернете. Эффективным способом продвижения товара или услуги на рынок является написание рекламных статей в популярных блогах [14, 21].

На сегодняшний день одним из основных недостатков использования блоггинга в маркетинговых целях является функционирование «фейковых» блогов -информационных ресурсов, в которые оплаченные записи с рекламным содержанием маскируются под личные впечатления. Существование подобного явления негативно сказывается как на потребителе, приобретшем неудовлетворяющий требованиям товар или услугу, так и на остальных блогерах. Однако, в некоторых странах ведётся активная борьба с фейковыми блогами - например, в Великобритании, с 2007 года за осуществление подобной деятельности предусмотрена уголовная ответственность. Несмотря на определённое недоверие к блогерам, сложившимся из-за их предвзятости в рекламе, нет причин полагать, что в будущем блоги потеряют свою значимость как маркетинговый инструмент, а блогеры потеряют возможность зарабатывать, занимаясь данным видом деятельности.

Первым законопроектом в России, основной целью которого стало регулирование блогосферы и формирование определённой блогерской этики, стал законопроект № 428884-6 о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей [8].

Данный законопроект приравнял пользователей, имеющих блоги с высокой посещаемостью, к журналистам, наложив на них те же ограничения, что и действуют на газеты, журналы и прочие средства массовой информации [15, 286]. В результате принятия законопроекта № 428884-6, блогер, имеющий большое количество подписчиков, будет вынужден проверять достоверность размещаемой информации на своём информационном ресурсе; также на блогера распространяется запрет на использование ненормативной лексики, обязательное указание возрастных ограничений на публикуемых материалах и уплата налогов со своего пассивного дохода [9].

Главным недостатком данного законопроекта является то, что занятие блоггингом не определено как профессиональный вид деятельности ни в Гражданском кодексе, ни в Налоговом, из-за чего в ближайшем будущем органам законодательной власти придётся вносить коррективы в существующее законодательство.

По мнению подавляющего большинства интернет-пользователей и самих блогеров, данный законопроект является, по меньшей мере, спорным, поскольку он ограничивает свободу слова и нарушает независимость интернет-пространства [12, 40]. Принимая во внимание все негативные стороны законопроекта, существует положительная тенденция в том, что государство осознаёт важность блогосферы для общества, считается с ней и стремится к её регулированию и совершенствованию.

Литература

  1. Королева Л.А., Александрова А.И. Особенности учета рисков маркетинговой политики в управлении предприятием // Известия Санкт-Петербургского государственного электро-технического университета ЛЭТИ. 2005. №2. С. 62-66
  2. Игнатьева Т.А., Александрова А.И. Особенности развития рынка информационных услуг в России // Вопросы современной экономики: Теоретический и практический аспекты: сб. ст. Международной научно-практической конф., Пенза, 2015. -139с. С. 57-61
  3. Мишушин В.В. Тенденции развития интернет-торговли в России и за рубежом // Электронное периодическое издание «Экономика и социум». 2015. №4, с. 607-611
  4. Электронная торговая площадка - материал из Википедии [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0
  5. Статистика интернет-торговли в странах мира [Электронный ресурс] URL : http : //www. shopolog.ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-vstranakh-mira/
  6. Блог - материал из Википедии [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Блог
  7. Законопроект № 428884-6 О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
  8. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?UpenAgent&RN=428884-6&02.
  9. Антюшенина С. Блок пост: «Зачем парламентарии хотят приравнять блогеров к журналистам?» [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2014/04/10/blogi/
  10. Савельев С. «Что такое контент маркетинг?» [Электронный ресурс] URL: http://texterra.ru/blog/chto-takoe-kontent-marketing .html.
  11. J'son&PartnersConsulting «Обзор Российского рынка интернет-торговли, 2014 г» [Электронный ресурс] URL:http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/obzor-rossiyskogo-rynka-internet-torgovli-2014-g-20150202063902
  12. Колезев. Д.Е. Журналистика и блоггинг: взаимодействие и взаимовлияние // Известия Уральского федерального университета. 2010. №1. С. 31-40
  13. Чернова А.Д., Ким Р.Н. Блоггинг как инструмент внутренней коммуникации компании // Труды Братского государственного университета. 2010. Т.1. С. 305-308
  14. Авдокушин Е.Ф. О некоторых особенностях инновационных маркетинговых инструментов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 6 (1). С.15-22
  15. Филатова О.Г. Блоги и СМИ, гражданская и традиционная журналистика: соотношение понятий // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. № 4. С.281-287.