Назад в библиотеку

Роль руководителя в формировании благоприятного социально‑психологического климата

Автор: Митасова А.А., Барыло И.В.
Источник:Митасова, А.А. Роль руководителя в формировании благоприятного социально‑психологического климата / А.А. Митасова, И.В. Барыло // Дни науки – 2016: материалы ХХІІ научно‑практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (12 апреля 2016 г.): в 3-х томах. – Т.1. – Макеевка: МЭГИ, 2016. – с. 104‑109. Режим доступа: http://www.megi.dn.ua/doc/12_1.pdf

Аннотация

Митасова А.А., Барыло И.В. Роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата. В научной работе теоретически обоснована роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе. Определено понятие «социально-психологический климат», рассмотрены основные функции и современные роли руководителей, их сильные и слабые стороны.

Определение проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Трудовой коллектив – это особая социальная общность, объединяющая людей, осуществляющих совместную трудовую деятельность в рамках трудовой организации. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Огромное значение при этом имеет характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.

Данные показатели, зачастую, формируются под влиянием руководителя предприятия, которому приходится выполнять сразу несколько функций или ролей. Освоение сущности этих функций и ролей, назначение, преимущества и недостатки, как факторов формирования благоприятного социально-психологического климата, обуславливают актуальность данной темы исследования.

Анализ последних исследований и публикаций.

Значительная роль в изучении роли руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива принадлежит таким отечественным социальным психологам, как К.К. Платонову, А.А. Русалиновой, В.М. Шепелю, Б.Д. Парыгину. В США социально-психологическими исследованиями занимались С. Аш, Д. Картрайт и Зандер, Л. Фестингер и др. В Европе проблемами коллективов занимался В. Меде.

Выделение неразрешенных частей общей проблемы, которым посвящена эта работа.

Недостаточное совершенствование основных качеств, знаний, навыков, умений руководителя в связи с быстрым устареванием и утратой актуальности его функций и ролей в современных рыночных условиях.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных результатов.

Первая работа, в которой дано определение социально-психологического климата, была работа Г.А. Мочёнова и М.Н. Ночевника. В ней социально-психологический климат надо понимать как «эмоционально-психологический настрой, который складывается в коллективе в процессе работы и проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами при личных контактах».

Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. [1].

Именно благоприятный социально-психологический климат – залог эффективной и производительной работы трудового коллектива на предприятии.

Руководитель – ключевое звено в кадровой системе. Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счёт коллективных сил подчинённых и целенаправленно их использует. Это и является задачей руководителя любого управленческого уровня [2].

В соответствии с современными представлениями, суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, которые можно представить в таблице 1.

Таблица 1 – Основные функции руководителя предприятия

Функции руководителя Основные направления деятельности, решаемые задачи
Стратегическая 1) постановка целей;
2) выработка стратегии;
3) сопоставление планов.
Административная 1) организация исполнительства;
2) текущая координация;
3) контроль;
4) управление кадрами;
5) стимулирование.
Экспертно-инновационная 1) разработка новых видов изделий;
2) обнакомление с новинками;
3) перестройка организации;
4) консультирование.
Коммуникационная 1) прием посетителей;
2) ответ на письма и звонки;
3) ведение переговоров.
Социальная 1) создание благоприятного социально-психологического климата;
2) поддержание традиций;
3) помощь подчиненным.
Лидерская 1) воодушевление коллектива на осуществление преобразований.

Таким образом, руководитель предприятия выполняет ряд важнейших функций, необходимых для поддержания благоприятной трудовой деятельности и, как следствие, высокой производительности труда.

Описание ролей руководителя, их преимущества и недостатки по В.И. Викторову представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Основные роли руководителя предприятия

Роль, функции Сильные стороны Возможные проблемы прри слишком высоком уровне Возможные проблемы при слишком низком уровне
1. Наставник: в этой роли руководитель должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, руководитель выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет оценки, раздает комплименты. Он воспринимает людей как ресурсы, которые можно развить с помощью доверия. способность вдохновить исполнителя на высокие обязательства забота о развитии и поддержке рабочих. вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей работы. развитию кадров не придается значения, у людей нет перспектив проф. роста.
2. Фасилитатор: он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение включает посредничество в личных спорах, использование новых технических приемов в разрешении конфликтов, развитие согласия и морали, принятие участия в решении проблем коллектива. способность улаживать конфликты, организовывать общую работу привлекать людей к участию в принятии решений. слишком много непродуктивных групповых решений, слишком много совещаний. не внимание к вопросам морали и психологического климата в коллективе, слабые связи.
3. Продюсер: от него ожидают сосредоточения на работе, большой заинтересованности, энергии и движущей силы. Руководитель вдохновляет подчиненных принять на себя ответственность, ставить задачи и добиваться высокой продуктивности. способность достигать поставленных целей, вдохновлять коллектив. низкая мораль, работа персонала на износ. Низкая производительность, неспособность эффективно решать задачи.
4. Директор: ожидается, что он будет четко определять направление работы на основе продуманной постановки целей и рационального планирования. Он должен быть решительным инициатором, который разъяснит проблемы, задачи и альтернативы. способность ясно видеть перспективы, рационально использовать ресурсы. слишком жесткая регуляция, мало внимания к человеческим потребностям. не понятная политика.
5. Координатор: от координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, избегание расколов, занятие работой с документами. способность сохранять стабильность, целостность и контроль. не чувствительность к изменениям. отсутствие гибкой системы.
6. Контролер: предполагается, что он знает обо всем происходящем в коллективе, следит за тем, как люди соблюдают установленный порядок и насколько коллектив соответствует своим задачам. Контролер должен быть способным к рациональному анализу, быть внимательным к мелочам, к работе с рутинной информацией. тщательность проверки работы исполнителей, умение своевременно заметить и исправить ошибки. чрезмерное внимание к процедурам, заострение внимания на ошибках, бесплодие. слабая информированность, опасность принятия решений на основе неверной информации.
7. Новатор: от руководителя-новатора ожидают изменений, облегчающих работу. В отличие от роли Контролера, для которого главное - порядок и дисциплина, Новатор - это творческий мечтатель, который смело экспериментирует. способность изобретать, изменяться, адаптируясь к изменениям условий. гибельная экспериментательность. чрезмерный консерватизм, невнимание к изменению условий работы.
8. Посредник: от руководителя ожидают политической проницательности, убедительности, влиятельности и силы. Как посредник, он должен встречаться с людьми, находить рынок сбыта, быть представителем. способность влиять, умело вести переговоры, находить ресурсы. размытая система ценностей, политиканство. недостаток настойчивости, идеи не находят воплощения

В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные функции руководителя имеют не одинаковое значение. Так, в период создания или перестройки организации, прежде всего, нужны руководители-наставники, формирующие концепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие их способности и направляющие на решение поставленных задач.

В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-продюсеры, разрабатывающие, исходя из текущих реалий, планы и программы развития с «дозированным» риском, а также руководители-координаторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрения и наказаний [3].

Таким образом, вышеперечисленные функции и роли руководителя доказывают, что именно он должен решать и решает одни из самых важных и глобальных вопросов и проблем на предприятии. Роль руководителя очень высока, так как он направляет работу других и несёт персональную ответственность за её результаты, вносит порядок и последовательность в работу.

Выводы исследования.

Проанализированы функции и роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе, рассмотрены его основные роли, их преимущества и недостатки. Таким образом, роль современного руководителя в трудовом коллективе – это целое сочетание множества ролей и функций, это большой комплекс качеств, знаний, навыков, умений, которыми должен обладать по-настоящему эффективный работник предприятия.

Список использованной литературы

  1. Митасова, А.А. Формирования благоприятного социально‑психологического климата в коллективе: теоретические аспекты / А.А. Митасова, И.В. Барыло // Управление развитием социально‑экономических систем: глобализация, предпринимательство, устойчивый экономический рост: Мат. XVI междунар. науч.конф (9‑10 декабря 2015 г.). – Донецк: «Донецкий национальный университет», 2015. – с. 571.
  2. Маринко, Г.И. Управленческий консалтинг: учебное пособие / Г.И. Маринко. – М.: Инфра‑М, 2005. – 380 с.
  3. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии / Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2004 . – 452 с.