Назад в библиотеку

Социально‑психологические механизмы взаимодействия в системе корпоративного управления

Автор: Низамова Д.Р.
Источник: Низамова, Д.Р. Социально‑психологические механизмы взаимодействия в системе корпоративного управления / Д.Р. Низамова // Вопросы инновационной экономики, 2011. – №4. – c. 13‑19. Режим доступа:http://docplayer.ru/52200166-Socialno-psihologicheskie-mehanizmy-vzaimodeystviya-v-sisteme-korporativnogo-upravleniya.html

Аннотация

Низамова Д.Р. Социально-психологические механизмы взаимодействия в системе корпоративного управления. Статья посвящена проблеме совершенствования системы корпоративного управления на основе социально-психологических механизмов взаимодействия в коллективе. В ней рассматриваются роль и значение социально-психологических механизмов взаимодействия в системе корпоративного управления, перечислены основные методы социально-психологического регулирования взаимоотношений в коллективе. Автором была разработана методика оценки социально-психологических механизмов взаимодействия в коллективе на основе коммуникативной, перцептивной, интерактивной составляющих с учетом индивидуального подхода к исследованию, позволяющей совершенствовать систему корпоративного управления.

Ключевые слова: корпоративное управление; социально-психологические методы; социальные интеракции, коммуникации и перцепции.

Основные результаты исследования

В настоящее время наблюдается растущий интерес к совершенствованию корпоративного управления среди российских компаний, корпоративное управление превратилось в актуальную тему, активно обсуждаемую в бизнес-сообществе и органах государственной власти. В то же время в развитии корпоративного управления отмечаются серьезные недостатки и ограничения – по-настоящему серьезные сдвиги касаются сравнительно небольшого числа компаний; многие процессы протекают медленно и крайне неравномерно. И для выработки адекватной политики необходимо определить, что сдерживает эти процессы и что следует предпринять, чтобы их интенсифицировать.

Как показывает практика корпоративного управления, факторы психологического порядка оказывают большое влияние на качество управления, что вызывает необходимость нового видения управленческих отношений, основой которых должны стать социально-психологические основы, ориентированные на раскрытие человеческих ресурсов, и как следствие – на повышение эффективности корпоративного управления. Тем более это значимо, если мы рассматриваем корпоративное управление не только как инструмент обеспечения защиты прав собственника, но и как построение внутри и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями; как управление, которое порождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения.

Поэтому необходимо понять, как совершенствовать систему корпоративного управления на основе социально-психологических механизмов взаимодействия в коллективе и на этой основе выявить векторы перспективных преобразований. Чтобы решить эту задачу, крайне важно знать, как ориентирован в этом отношении персонал организации, руководители подразделений и топ-менеджмент, насколько солидарны или, наоборот, противоречивы их мнения и оценки по поводу влияния социально- психологических факторов на эффективность корпоративного управления.

Широкое распространение понятия корпорация привело к тому, что в настоящее время термин «корпоративное управление» применим к множеству экономических явлений. И различие в толковании данного понятия зависит от темы исследования того или иного автора. Мы будем рассматривать подход с точки зрения психологии менеджмента, который определяет корпоративное управление как построение внутри и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями, как управление, которое порождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения [1].

В связи с этим особого внимания заслуживает рассмотрение социально- психологических механизмов управления — совокупности специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность, на отношения и взаимодействия между ними. В настоящее время роль социально-психологических механизмов в системе корпоративного управления возрастает. Это обусловлено тремя моментами:

Социально-психологические методы управления нацелены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии соблюдения законодательства и требований нормативных актов. Они основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом.

К социально-психологическим методам относятся:

Использование социально-психологических методов предполагает:

Существенное влияние на социально-психологические основы взаимодействия в корпорациях оказывает общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. Исследования Г. М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других ученых, анализировавших содержание и механизмы общения, показали, что его ведущими процессами или сторонами общения являются перцепция (восприятие партнерами друг друга), коммуникация (передача информации в процессе общения) и интеракция, т.е. взаимодействие партнеров.

Интерактивная сторона представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями, что означает необходимость согласования планов действия партнеров и анализ «вкладов» каждого участника.

Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Перцептивная сторона включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических особенностей и особенностей его поведения. Главным содержанием перцептивного процесса общения является система интерпретаций поведения другого, причин его поступков, симпатий и антипатий. На основании этой системы субъект стремится предвидеть и дальнейшие действия партнеров, в том числе и по отношению к себе [1].

Особую роль рассмотренные выше стороны общения приобретают при анализе социально-психологических механизмов взаимодействия в коллективе. Так, при проведении исследований по изучению социально-психологического взаимодействия в коллективе корпораций может быть применена следующая методика.

Суть методики заключается в сопоставлении и обобщении взглядов работников предприятия и руководителей подразделений на социально-психологические механизмы взаимодействия в коллективе и их влиянии на систему корпоративного управления. Таким образом, влияние социально-психологических механизмов взаимодействия в коллективе на систему корпоративного управления рассматривается через призму взглядов вышеуказанных лиц.

Основным источником данных является специально организованная серия структурированных интервью с персоналом предприятия и руководящим составом. Их высказывания также используются как содержательные иллюстрации к формулируемым выводам.

Интервью проводится по специальному вопроснику, где фиксируются вопросы, касающиеся оценки существующего психологического климата в коллективе, межличностных отношений, корпоративного стиля управления, суммы корпоративных навыков персонала, состава персонала, совместно разделяющего корпоративные ценности, факторов улучшения социально-психологического климата, повышения качества принимаемых управленческих решений.

Кроме анкетного опроса среди руководителей и персонала также используются глубинные, фокусированные интервью, направленные на выявление латентных проблем в сфере психологического взаимодействия.

Таким образом, специфика методики заключается в следующем:

Таблица 1 – Перечень вопросов по изучению социально-психологических механизмов взаимодействия в коллективе

Cторона общения Критерий Пример вопроса
Перцептивная психологическая атмосфера 1) Считаете ли Вы благоприятным общий психологический климат в вашем подразделении (департаменте/отделе)? 2) Что, на ваш взгляд, могло бы способствовать улучшению психологического климата в коллективе? 3) Как Вы считаете, насколько важным фактором является психологический климат в коллективе?
возможности роста и продвижения 1) Видите ли Вы для себя перспективы служебного роста в компании?
условия и оплата труда 1) Какие чувства Вы испытываете, когда идете на работу? 2) В полной ли мере Вас устраивают условия труда в компании? 3) Удовлетворены ли Вы уровнем оплаты труда в организации? 4) Если нет, то почему?
давление(перегруженность чрезмерным количеством заданий) 1) Имеете ли Вы возможность в течение рабочего времени делать небольшие перерывы? 2) Чувствуете ли Вы, что перегружены чрезмерным количеством заданий?
Коммуникативная коммуникации (горизонтальные и вертикальные) 1) Как Вы оцениваете взаимоотношения с руководителем (подразделения /отдела) и с коллегами? 2) Считаете ли Вы, что взаимодействия между подразделениями в процессе трудовой деятельности отлажены достаточно эффективно? 3) В достаточной ли мере Вы удовлетворены информационным обеспечением, необходимым для выполнения трудовых функций?
Интерактивная командный дух 1) Осуществляя руководство, консультируетесь и советуетесь ли Вы с подчиненными? 2) Считаете ли Вы, что ваш коллектив готов откликнуться, если кому-то нужна помощь? 3) Если работник нуждается в психологической поддержке, оказываете ли Вы ее? 4) Можете ли Вы в работе рассчитывать на помощь своих коллег? 5) Как Вы считаете, есть ли необходимость устраивать корпоративные мероприятия в вашем коллективе? 6) Если да, то какие именно?
конфликтность в коллективе 1) Как часто у Вас бывают конфликты с кем-либо из членов вашего коллектива?

Анкета включает 20 вопросов закрытого типа.

После обработки данных в графическом и письменном виде излагаются результаты проведенного исследования.

Данная методика позволяет выявить существующие проблемы социально- психологического характера конкретно по каждой из трех составляющих и разработать рекомендации по совершенствованию системы корпоративного управления на основе социально-психологических основ взаимодействия в коллективе.

Данная методика была апробирована на предприятии ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ», в результате чего были сделаны выводы о состоянии социально-психологической атмосферы на предприятии и разработаны рекомендации по совершенствованию системы корпоративного управления на основе данной составляющей.

Список использованной литературы

  1. Булатов, А.Н. Методические инструменты комплексной оценки экономической эффективности корпоративного управления на промышленных предприятиях Российской Федерации / А.Н. Булатов. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2001 г. – Казань. – 183 с.
  2. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений: учебник / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).