Назад в библиотеку

Сложности в оценке стратегического потенциала предприятия

Авторы: Несмачная Е.В., Решетникова Т.П.
Источник: Несмачная Е.В., Решетникова Т.П. Сложности в оценке стратегического потенциала предприятия//Материалы X научной конференции студентов и молодых ученых "Проблемы управления производственно-экономической деятельностью субъектов хозяйствования". – Донецк: ДонНТУ, 19 мая 2016. - с. 3–5.

Статья посвящена раскрытию вопросов, связанных со сложностью оценки стратегического потенциала предприятия. Выделены самые актуальные методы оценки потенциала для отечественных предприятий.

Актуальность. Современные условия развития производственной сферы характеризуются обострением конкуренции и повышением роли управления конкурентоспособностью продукции. На конкурентоспособность организации влияют различные факторы, основными из которых являются величина стратегического потенциала и его способность к расширению, а также особенности соответствующих отраслей национальной экономики.

Рациональное использование потенциала в деятельности предприятия становится особенно важным, поскольку осуществление такого управления обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Возникает необходимость создания нововведений и воплощение в жизнь результатов исследований и научных работ. Основной проблемой здесь является преодоление и замена традиционных стереотипов экономического мышления на предприятиях. Причиной этому является прежняя жесткая регламентация способов хозяйственной деятельности в условиях государственной формы собственности. Такие условия формируют одну из основных целей для предприятий – эффективную реализацию стратегического потенциала, что и обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью публикации является обоснование сложностей при оценке стратегического потенциала предприятия и выделение самых актуальных методов его оценки.

Основная часть. Стратегический потенциал – это совокупность различных возможностей предприятия, которые могут быть использованы для достижения поставленных стратегических целей. Стратегический потенциал рассматривается как система взаимосвязанных элементов, которые выполняют различные функции и обеспечивают реализацию выбранной стратегии.

Стратегический потенциал наделен такими чертами как целостность, сложность, альтернативность его элементов и взаимосвязь между ними, самовоспроизводимость, взаимозаменяемость, целеустремленность, гибкость и т.д. Величина потенциала определяется в процессе его использования и оценивается с позиций его результативности. Существуют следующие подходы к определению потенциала организации: ресурсный подход (определяет величину потенциала со стороны производственных ресурсов, поэтому величина определяется стоимостью отдельных его составляющих), структурный подход (предусматривает оценку потенциала в зависимости от его масштаба, от элементов, от характера деятельности или степени замкнутости и т.д.) и целевой подход (оценивает соответствие потенциала предприятия уровню поставленных целей).

Наиболее сложным, но и актуальным подходом из выше перечисленных является третий, так как он используется в процессе формирования и реализации стратегии.

Чтобы адекватно оценить стратегический потенциал предприятия, используют различные методы: метод теории инвестирования капитала, метод портфельной теории выбора, метод теории адаптивного поиска, метод управления по целям, метод синергизма. В настоящее время в странах постсоветского пространства еще продолжается формирование инфраструктуры рынка, а это значит, что не все методы оценки стратегического потенциала можно адаптировать на отечественных предприятиях.

Например, метод портфельной теории выбора (по Г. Марковичу) основывается на использовании «портфельного» выбора и формировании портфеля ценных бумаг предприятия. В условиях совершенствования рынка данный метод оценки стратегического потенциала практически не применяется, т.к. слабо развит рынок ценных бумаг, биржевая деятельность, отсутствует стабильность и т.д.

Метод управления по целям заключается в том, что цели, стоящие перед предприятием, можно использовать как основу всего процесса управления элементами стратегического потенциала. [3,c.75-77]. Основным вопросом, который нужно разрешить в исследовании этого метода, прежде всего, является определение исторических целей предприятия. Исходя из того, что каждое отечественное предприятие имеет небольшую историю деятельности на рынке, то и этот метод у нас применяется редко.

Следует уделить внимание тем методам, которые эффективно используются при оценке стратегического потенциала отечественных предприятий. К примеру, метод теории инвестирования капитала (предусматривает анализ инвестиционных проектов) вполне применим в нынешней ситуации. В процессе такого анализа рассчитываются потоки денежных средств, и оценивается стоимость каждого проекта с учетом чистого дохода, который он принесет фирме, и имеющейся степени риска. Основными критериями оценки являются срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности и чистая текущая стоимость [2, c. 76-77].

Самым подходящим методом оценки стратегического потенциала в странах постсоветского пространства является метод теории адаптивного поиска. Этот метод использует процедуру поиска, а затем формулирует стратегии на основе элементов стратегического потенциала предприятия. Его отличительная черта - «каскадный» подход. Изначально формулируются возможные элементы стратегического потенциала предприятия, затем они в соответствии со стадиями «очищаются». Это дает возможность несколько раз обращаться к одной и той же проблеме, каждый раз получая вс? более точные результаты. На первом этапе выбирают одну из альтернатив, на втором определяют более широкий круг имеющихся у предприятия стратегических ресурсов, на третьем происходит дальнейший отбор по необходимым характеристикам (см. рис.1). Так предприятие может отыскать и оценить свои новые возможности.

Рисунок 1 - Стратегические варианты

Выводы

Таким образом, применение данных методов оценки стратегического потенциала обеспечивает не только адаптацию предприятия к динамично изменяющейся внешней среде, но и исполнение целевой функции деятельности предприятия на рынке – максимизацию его прибыли. Эффективное использование стратегического потенциала предприятия включает в себя преобразование всех видов ресурсов, которые имеет предприятие, для повышения результативности его деятельности. Научное использование таких подходов позволит предприятиям свободно функционировать в условиях рынка и даже в условиях кризиса, а также обеспечит его устойчивое развитие.

Список использованной литературы

1. Четвериков Ю.В. Стратегический менеджмент: учебно-методическое пособие. – К.,2001. – 121с.
2. Прокопчук Л. Стратегический менеджмент: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 061100 "Менеджмент организаций". — СПб. : Издательство Михайлова В.А., 2004. — 511с
3. Маркова В. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М. : Инфра-М, 1999. — 288с.