Назад в библиотеку

Совершенствование оплаты труда работников предприятий на основе системы грейдов

Автор:Степанова Н. И., Палаткина А. В.
Источник: Н. И. Степанова, А. В. Палаткина Совершенствование оплаты труда работников предприятий на основе системы грейдов / Научный вестник МГТУ ГА. - Москва, МГТУ ГА - 2010. - №156. - с. 103 - 107

Аннотация

Степанова Н. И., Палаткина А. В. Совершенствование оплаты труда работников предприятий на основе системы грейдов Рассматриваются пути и возможности совершенствования системы заработной платы работников путем внедрения системы грейдов.

Ключевые слова: оплата труда, система грейдов.

Оплата труда – это одно из важнейших составляющих управления персоналом. От того, на сколько эффективно администрация мотивирует своих работников, зависят и производительность, и экономическая эффективность труда, и результат работ организации.

Заработная плата работников гражданской авиации (наземные службы) складывается из месячной тарифной ставки или оклада, установленного согласно штатному расписанию, доплат, надбавок компенсационного и стимулирующего характера, премий и иных выплат, действующих в авиакомпании. Существующая система оплаты труда, после проведенного анализа, имеет следующие недостатки:

- неконтролируемый рост фонда оплаты труда за счет произвольного повышения оплаты работникам: личные просьбы линейных руководителей, шантаж уходом, введение доплат и надбавок и т. д.;

- оплата для новых должностей в компании необоснованно выше оплаты давно работающих сотрудников, что значительно снижает мотивацию работников;

- в разных подразделениях или филиалах по-разному сформированы и не сопоставимы тарифные сетки, доплаты и надбавки, уровни окладов, штатные расписания;

- тарифная сетка построена так, что специалист без категории может получать столько же, сколько и начальник отдела (размытость сетки);

- группы должностей, объединенные в одну категорию оплаты, иногда значительно отличаются по сложности выполняемых работ;

- у отдельных категорий работников переменная часть значительно выше постоянной, вследствие чего заработная плата этой категории персонала в основном зависит от результатов труда.

Но не следует и забывать, что при низкой доли постоянной части, возможно:

- обесценивание значимости квалификации работника;

- появление субъективизма в оплате труда;

- отказ от применения норм труда.

Нецелесообразно снижение роли и значения тарифной составляющей заработной платы работника, которая обязана в условиях рыночной экономики выполнять функцию воспроизводства рабочей силы. Это норма, по сути, заложена в Трудовом кодексе (статья 129 ТК РФ). Такие диспропорции и приводят к постепенному «вымыванию» квалифицированного персонала из авиакомпании.

Как показывает практика, весьма сложно найти универсальный метод оплаты труда, который учитывал бы интересы и работодателя, и сотрудника. Предприятие всегда старается платить с учетом своих целей, но ровно столько, чтобы работник не увольнялся, а последний, в свою очередь, стремится получать как можно больше.

Система грейдов может помочь «увязать» оплату труда и логику бизнеса, а также помочь решить проблемы, связанные с мотивацией персонала и найти оптимальное соотношение между постоянной и переменной частями заработной платы.

В современных рыночных условиях соотношение постоянной и переменной частей заработной платы должно составлять 60% к 40%. Соотношение, когда постоянная часть превышает переменную, в большей степени нацеливает работников на выполнение плана, чтобы, таким образом, получить большую часть своего заработка. Вторая (переменная) часть будет устанавливать окончательную справедливость, поскольку в нее войдут только премии, которые четко дают понять, за что получил их работник (за свой вклад в результаты работы подразделения или целой компании). Все другие надбавки переменной части следует ликвидировать, так как они в значительной степени необоснованны. Чем меньше различных доплат в переменной части, тем лучше работник понимает, что он должен сделать для того, чтобы получить переменную часть зарплаты.

Целесообразно, чтобы параллельно с системой грейдов вводилась новая система для начисления переменной части зарплаты. И она должна оценивать эффективность и результативность труда.

Эти две системы в паре могли бы унифицировать начисление обеих составляющих зарплаты (постоянной и переменной). Но пока в компании не унифицирована система начисления переменной части, до сведения каждого работника надо довести, что премию дают не просто за выполнение функциональных обязанностей, а за качество и количество.

Чтобы работник усвоил условия, при которых начисляются премии, их должно быть не более трех:

1) минимальная и средняя премии начисляются за вклад в результаты работы подразделения, а также за качество и количество выполнения и перевыполнения обязательств (планов);

2) максимальная премия — за вклад в результаты работы компании и за индивидуальные рекорды суперклассным специалистам;

3) особая премия, которая начисляется за разработку и, внедрение которой принесло компании прибыль по факту. Например, сотрудник разработал бренд или новый вид продукции — руководство должно поощрить это в денежном выражении и пропорционально эффекту от результата внедрения проекта.

Нарастание популярности и спроса на методы грейдов обусловлено тем, что они прошли испытание временем. Грейдинг (от англ. grading) – классификация, сортировка, упорядочивание. Грейдирование – это позиционирование должностей, то есть распределение их в иерархической структуре предприятия в соответствии с ценностью данной позиции для предприятия. Автором этой методики является американский ученый Эдвард Хей.

Система грейдов впервые появилась полвека назад в США по заказу госструктур, которые хотели разобраться, сколько надо платить чиновникам одного профессионального уровня, но выполняющим разную работу. В итоге была разработана универсальная система, которая учитывала ряд факторов, которые можно назвать компенсационными факторами, так как от них зависела материальная компенсация для определенной должности. К таким факторам можно отнести: уровень ответственности, опыт, знания и навыки, результативность деятельности.

В России система грейдов становится также все более востребованной работодателями, так как в условиях нарастающей конкуренции руководители компаний стали лучше понимать необходимость заниматься своим основным ресурсом – персоналом и уделять внимание вопросам его мотивации как материальной, так и нематериальной.

Многие российские компании обратились к системе грейдов, впервые предложенной Hay Group еще в 50-х годах прошлого столетия. Первыми внедрять систему грейдов в российских компаниях начали западные корпорации, так, DHL на российском рынке еще в 1984 г. принесла свои стандарты управления персоналом — 14 - разрядную систему оплаты труда. Следующими были «Вимм - Билль - Данн», IBS и «Рольф».

Надо сказать, что в последнее время все чаще российские компании, решившие уделить внимание грейдингу, отказываются от использования достаточно сложной и объемной методики, требующей значительных временных затрат и существенного участия консультантов. Компании предпочитают разрабатывать свои собственные подходы и методы с учетом имеющегося уже в достаточном объеме российского опыта внедрения системы грейдов. Особенно актуально это для небольших и средних компаний, которые не обладают возможностью оплачивать дорогостоящие услуги консультантов.

На сегодняшний день в практику внедряются следующие системы грейдов и их модификации в зависимости от степени сложности:

1. Первая степень сложности - система ранжирования должностей по степеням сложности. Она не требует математических расчетов и может быть внедрена топ-менеджерами компании после их предварительной подготовки. Ничего общего с оригинальной версией системы грейдов она не имеет. Но некоторые консультанты массово внедряют ее на российских и украинских предприятиях малого и среднего бизнеса.

2. Вторая степень сложности - это система Эдварда Хея, которая действительно основана на балльно-факторных методах. Но это не оригинальный вариант, а система грейдов, которую американские консалтинговые компании модифицировали под рынок стран СНГ.

3. Третья и четвертая степень сложности - это настоящие оригинальные системы грейдов, которые, несмотря на свою защищенность, нашли свой выход на рынки России. Эти системы основаны не только на балльно - факторном методе, но и на правильных, сложных математических расчетах веса, шага, на матрицах, профильно - направляющих таблицах, графиках и самое главное - на точном и последовательном соблюдении этапов методологии.

Эти методы очень трудоемки. Их внедрение растягивается на период от 6 месяцев до одного года и сопровождается большим количеством документооборота и сопроводительных рекомендаций. Поэтому здесь без внешнего консультанта не обойтись.

На начальном этапе внедрения системы возможно недовольство, хотя бы из-за того, что изменения всегда вызывают сопротивление. Если все было сделано правильно, то после второй выплаты зарплаты ситуация несколько стабилизируется: те, кто считает, что с ними обошлись по справедливости, поддержат новшество, те же, кто будет считать себя обиженными либо уйдут, либо будут искать пути повышения своей эффективности. Некоторая часть недовольных и не уходит, и не меняет своего поведения, становясь источником напряженности в компании. С ними надо работать: выяснять, разъяснять, совместно разрабатывать варианты преодоления проблемы, предупреждать - в зависимости от ситуации и ценности для организации конкретного сотрудника.

Система грейдов может оценить все типы рабочих мест, что делает ее чрезвычайно ценным инструментом в формировании структуры оплаты труда. Критерием при оценке должностей является уровень влияния позиции должности на компанию в целом и вид воздействия на конечный результат.

У многих специалистов по оплате труда может сложиться впечатление, что грейдирование - аналог тарифной системы. Сходство есть, ведь и тарифно-разрядная сетка, и грейды представляют собой иерархическую структуру должностей, где оклады выстроены по нарастающему принципу. Но имеются и существенные отличия (рис. 1).

Практика показала, что система грейдов имеет следующие преимущества:

1) помогает управлять фондом оплаты труда (ФОТ) и делает систему начисления зарплаты гибкой;

2) повышает эффективность фонда оплаты труда от 10% до 30%;

3) упорядочивает дисбаланс зарплаты на предприятии, когда принцип начисления зарплаты становится прозрачным, то сразу отпадают ленивые и бесполезные сотрудники, которые привыкли только выбивать надбавки. В то же время автоматически повышается базовый оклад тех, кто реально играет важную роль для предприятия.

4) позволяет, при необходимости, быстро проводить анализ структуры как должностных окладов, так и постоянной части зарплат, а также отслеживать их динамику;

5) является удобным инструментом для определения размера базового оклада новой должности;

6) позволяет отслеживать уровни и подразделения, где имеются несоответствия в начислениях зарплаты;

7) позволяет сравнить уровни выплат своей компании с выплатами других в одном сегменте рынка или же в пределах концерна;

8) позволяет соотносить среднюю заработную плату любой должности в своей компании со среднерыночными;

9) позволяет устранить существенную неэффективность работы, так как выявляет дублирование функций, неумелое руководство линейных менеджеров своими подчиненными;

10) решает проблему начисления доплат за работу, выполненную по стандартам, которые являются ниже или выше должностных;

11) облегчает процесс индексирования зарплат;

12) позволяет определить, в какую сумму обходится предприятию должность любого уровня;

13) оптимизирует расстановку трудовых ресурсов.

Отличия между тарифной системой и системой грейдов

Рисунок 1 – Отличия между тарифной системой и системой грейдов

Рассмотрев основные аспекты системы грейдов, можно сделать вывод, что внедрение этой системы оплаты труда делает предприятие конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках, поскольку повышается «прозрачность» компании для инвесторов. К тому же, введя систему грейдов, предприятие может позиционировать себя как серьезного игрока на мировом рынке труда и привлекать на работу или к сотрудничеству топ-менеджеров, а также высококлассных специалистов со всего мира.

Список использованной литературы

1.Десслер Г. Управление персоналом. – М.: Бином, 2004.
2.Егоршин А. П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2003.
3.Коул Д. Управление персоналом в современных организациях. – М.: Вершина, 2004.
4.Чемеков В. П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом. – М.: Вершина, 2008.