Назад в библиотеку

Коучинг как современный метод внутрифирменного обучения персонала

Автор: Шурыгина Т. Ю., Барыло И. В.
Источник: Шурыгина Т. Ю. Коучинг как современный метод внутрифирменного обучения персонала. / Т.Ю. Шурыгина, И. В. Барыло // Управление бизнес-процессами: теория и практика: Материалы II Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (27 апреля 2016 г., г. Донецк, ДонНТУ): — Донецк: ДонНТУ, 2016. — с. 129-130

На современном этапе прослеживается огромная конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность. Организации вынуждены работать гибко, создавая новые системы отношений со своими сотрудниками. В таких условиях может выжить только гибкий и адаптивный работник. Появляется потребность в повышении компетенции персонала, совершенствовании их профессиональных навыков.

Среди прогрессивных технологий обучения и развития персонала как самостоятельное направление получил развитие коучинг. В конце 80-х. ХХ века появилась необходимость активизации человеческого ресурса компании, что повлекло за собой популярность этого направления обучения. Новую методику консультирования разработали американцы Т. Леонард и Дж. Уитмор. Благодаря коучингу, человек развивает новые способности и навыки, которые увеличивают его эффективность.

Основными принципами коучинга являются осознанность и ответственность. Коуч (тренер-наставник) не дает советов и конкретных способов решения задач и проблем. Он стимулирует человека к самостоятельным действиям, помогает ему самому добиться определенных результатов. В процессе диалога с «клиентом» коуч побуждает его к более глубокому осознанию своих целей, возможностей и ограничений и, таким образом, раскрывает, развивает его потенциал, помогает ему справиться с внутренними барьерами. В литературе выделяют следующие виды коучинга (С. Авдеев, А. С. Огнеев, В. Е. Максимов): индивидуальный, групповой, управленческий, коучинг для отдельно взятого проекта, системный (рис. 1).

Рисунок 1 – Виды коучинга и применяемые методы [<a href="#ref1">1</a>]

Рисунок 1 – Виды коучинга и применяемые методы [1]

Джон Уитмор в своей книге «Новый стиль менеджмента и управления персоналом» выделяет следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной деятельности:

1. Главное, для чего применяется коучинг – это улучшение продуктивности деятельности.

2. Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы».

3. Улучшение взаимоотношений в коллективе.

4. Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы.

5. Многократно возрастают личная эффективность клиента и скорость его продвижения к цели.

6. Большая гибкость и адаптивность к изменениям [2].

Отличия коучинга от других направлений (наставничества, консалтинга, психотерапии) заключается в том, что коучинг не занимается решением проблем, он занимается решением задач, взаимоотношения между коучем и клиентом равные (партнерские), сам коуч не дает советов или готовых решений, он вдохновляет и структурирует клиента на поиск решений. В итоге, конечным результатом будет достижение связи персональных целей и целей организации, понимание работниками, что они достигают свои цели в организации, и начинают работать ради организации.

Управление в стиле коучинга – это новый, современный взгляд на персонал организации, где каждый сотрудник является творческой личностью, способной проявить инициативу для достижения цели и самостоятельного решения задачи, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения.

Список использованной литературы

1. Максимов В. Е. Коучинг от А до Я. Возможно всё. СПб.: Речь, 2004.

2. Coaching - новый стиль менеджмента и управления персоналом : Практическое пособие /Джон Уитмор; Пер., науч. ред. и автор коммент. А. П. Колесник.– М. : Финансы и статистика, 2000.– 160 с.