Українська   English
ДонНТУ Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Предпринимательство представляет собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост, эффективность экономических взаимодействий и повышение национального благосостояния. Процесс становления предпринимательства, как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения, повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования играют важную роль в экономике. В период преобразований развитие бизнеса способствует не только формированию эффективной экономики, росту производства товаров и услуг, конкурентоспособности, но и решению многих социальных вопросов – росту занятости населения, платежеспособности, снижению социальной напряженности. Развитие предпринимательства создает платформу для развития республики через формирование среднего класса – гаранта демократического, процветающего и социально благополучного общества. Повышение эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования оказывает влияние на экономическое развитие республики.

1. Актуальность темы

Состояние научной разработанности проблем этого сектора в экономической литературе объемное. Исследования в магистерской диссертации будут касаться особенностей управления предпринимательством в регионе в стратегической перспективе с учетом специфических условий.

2. Цель и задачи исследования

Цель магистерской диссертации заключается в разработке и обосновании основных направлений стратегии управления развитием предпринимательства в республике на основе анализа современных тенденций и динамики развития предпринимательства в регионе в современных условиях.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

Объектом исследования магистерской диссертации является процесс развития предпринимательства в регионе.

Предметом исследования является организационно-экономическое, методическое, информационное ресурсообеспечения исследования и внедрение рекомендаций по управлению развитием предпринимательства в регионе в стратегической перспективе.

В основу исследования положены принципы диалектического метода познания, положения экономической теории, анализа и синтеза, научной абстракции, труды отечественных и зарубежных ученых, исследования автора по вопросам организации и эффективности предпринимательской деятельности, соответствующие законодательные и нормативно-правовые акты государства.

В процессе исследования использовались следующие методы: абстрактно-логический – при выявлении сущности предпринимательской деятельности и обобщении теоретических и методических основ управления предпринимательством; монографический – при освещении взглядов ученых на исследуемую проблему и изучении особенностей государственного влияния на развитие предпринимательства с целью повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и регулирования организационно-экономических преобразований; анализ и синтез – в процессе исследования состояния эффективности развития предпринимательства, взаимосвязей и взаимозависимостей между его элементами; ряды динамики – при выявлении тенденций в изменении результативных показателей оценки развития предпринимательства; средние, абсолютные и относительные величины, сравнения, графический – при статистическом анализе.

Информационная база исследования включает нормативно-правовые акты, официальные и оперативные данные, аналитико-информационные материалы учреждений, организаций и предприятий.

3. Теоретические исследования развития предпринимательства в современных условиях

3.1. Сущность предпринимательства, классификация, виды, формы

В современных условиях ключевым элементом прогресса ведущих стран мира является малый и средний бизнес, развитие которого способствует созданию благоприятных условий для динамичного развития, формирования конкурентной среды, созданию дополнительных рабочих мест, насыщению рынка.

Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В содержание понятия предпринимательство обыкновенно включают и бизнес. Бизнес – дело, деловая активность по осуществлению операций обмена товарами и услугами между экономическими участниками рыночных отношений. В определенном отношении бизнес – более широкое явление, чем предпринимательство, поскольку охватывает собой, в том числе и совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность [1].

Отличительные признаки предпринимательской деятельности

Рисунок 1 – Отличительные признаки предпринимательской деятельности (анимация: 6 кадров, 5 повторений, 180 килобайт)

Малый бизнес или малое предпринимательство – сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр физических лиц-предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – ФЛП), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Субъектами крупного предпринимательства в Донецкой Народной Республики (далее – ДНР) являются юридические лица – субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 человек и годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Центрального Республиканского банка ДНР (далее – ЦРБ ДНР) [3].

Малым и средним бизнесом вправе заниматься лишь лица, зарегистрированные в качестве ФЛП без образования юридического лица, и юридические лица, которые создаются, функционируют и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством.

3.2. Концептуальные основы развития предпринимательства

Важнейшее теоретическое и практическое значение имеют исследования в сфере взаимодействия бизнеса и государства. В стратегии экономического развития ДНР выделяют четыре составляющие успешного функционирования республики: государственное регулирование экономики, государственно-частное партнерство, научно обоснованная инвестиционная политика и территориальное управление. Кроме этого, существуют такие ситуации, когда бизнес идеи в силу финансовой или пространственной ограниченности в возможностях требуют государственной поддержки, и наоборот, государство может задействовать предпринимательские структуры для решения социально значимых или масштабных проектов, привлечения профессионалов, новых технологий и техники, которую было бы нецелесообразно приобретать за бюджетные средства. Анализ проблемных вопросов нашел отражение в разработке концептуальной схемы взаимодействия государственных и предпринимательских структур.

Концептуальная схема организации взаимодействия властных и предпринимательских структур включает предмет, цели, задачи, принципы, субъект, объекты и сферы взаимодействия, теоретические и методические основы организации взаимодействия, а также научно-методические подходы к обеспечению организации взаимодействия, которая будет способствовать эффективному сотрудничеству между властью и бизнесом.

Основным принципом социально-экономического взаимодействия государства и предпринимательских структур является общая направленность задач и достижения конечной цели. Несоблюдение этого принципа может привести к разногласиям, конфликтам, что в свою дочерь отрицательно скажется на работе всех структур. При формировании общих задач и целей, необходимо отметить, что их достижение возможно только на основе взаимовыгодных договорных отношениях [8].

В концептуальной схеме большое внимание уделяется научно-методическим подходам к развитию взаимодействия властных и предпринимательских структур. Их сущность заключается в определении эффективности государственной программы, для реализации которой привлекаются предпринимательские структуры. Участники государственной программы представляют ответственному исполнителю и соисполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки годового отчета и доклада.

Российские экономисты разработали ряд инструментальных методик, в которых раскрыты методы анализа и последовательность оценки государственных проектов и программ: Руководство по оценке проектных предложений в рамках Программы сотрудничества ЕС и России (Тасис) [7], Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [4].

В частности, в данном документе предусматривается, что программы должны содержать: перечень целевых индикаторов и показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индикаторами государственной программы; обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей государственной программы по этапам ее реализации и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение; описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы; методику оценки эффективности государственной программы.

Анализируя этот Порядок, Н.Н. Анюрова констатирует, что самой методики оценки эффективности программ в документе не содержится, дано только требование к ее разработке. Получается своеобразная методика по разработке методики. Поэтому, продолжая теоретическое исследование, обратимся к Э.И. Габдуллиной, которая отмечает, что при всем многообразии форм государственно-частного партнерства в своей основе они призваны обеспечить определенную выгоду для каждого из участников. При этом ожидаемый эффект может лежать в разных областях для каждого из заинтересованных субъектов, иметь разные критерии, не относящиеся к области финансовых показателей [5]. По словам Н.Н. Анюровой оценка эффективности программ должна иметь единую методику, а также отличаться простотой, конкретностью и эффективностью. При этом, на ее основе необходима разработка методики, которая учитывает особенности различных социальных сфер, а именно образовательных и культурных структур, социальной защиты, здравоохранения. В настоящее время такие методики используются в Российской Федерации не только отраслевыми министерствами, но и региональными властями, которые используют их при выборе показателей эффективности. Анализ и оценка эффективности взаимодействия власти и бизнеса на разных этапах отличаются целеполаганием и методикой. Поэтому следует определиться с жизненным циклом совместных проектов, а затем уже выстраивать последовательность аналитических процедур. Согласно работам, посвящённым вопросам жизненного цикла, таких авторов, как В.Ж. Дубровский, Е.А. Кузьмин [7], М. Черниговский [8], взаимодействие властных и предпринимательских структур имеет три стадии жизненного цикла:

  1. Подготовительная стадия включает несколько направлений. Первоначально необходимо утверждение: а) целей и приоритетных направлений взаимодействия, конкретных задач; б) соответствующих нормативно-правовых актов (законов, стратегий, концепций, программ), регулирующих правоотношения государства и малого и среднего бизнеса по вопросу взаимодействия в рамках определенного объекта (отрасль, объект строительства, регион); в) периода – кратко-, долгосрочный, на постоянной основе, до выполнения намеченных результатов; г) оценка целесообразности привлечения частного бизнеса к выполнению задач. Далее следует определение участников взаимоотношений от представителей власти (ответственных исполнителей, распорядителей средств, контролеров, оценщиков-экспертов эффективности) и от бизнеса на конкурсной основе (конкретные исполнители или объект государственного воздействия). В зависимости от направлений взаимодействия происходит оценка источников и объемов финансирования, составление сметы по программным мероприятиям с детализацией по периодам освоения средств, закреплением ответственных исполнителей и конкретизацией результативных показателей эффективности по каждому мероприятию для своевременного контроля и устранения негативных факторов/последствий с последующим закреплением сумм при бюджетном планировании (государственный, федеральный или местный бюджет).
  2. Стадия реализации совместных мероприятий – проведение конкретных видов работ, услуг; осуществление производства, строительства или обслуживания конкретного предмета взаимодействия власти и бизнеса; достижение промежуточных результатов; их контроль и оценка эффективности выполнения поставленных задач (степень достижения цели); составление промежуточного отчета о ходе выполнения.
  3. Стадия завершения взаимодействия характеризуется правовыми процедурами завершения: специальными комиссиями проверяется степень готовности объекта к эксплуатации (касается строительства), качество готовой продукции (касается производства); оценивается степень достижения конечной цели по направлениям и поставленным задачам; готовится соответствующая документация, подтверждающая результаты завершенности совместного проекта (программы); объект передается заказчику и вводится в эксплуатацию (технология и готовая продукция передается в право пользования).

Э.И. Габдуллина предлагает формирование финансовой эталонной модели государственно-частного партнерства, которая разрабатывается органами государственной власти и в процессе последующей подготовки проекта постоянно расширяется и уточняется. Ключевым вопросом в эталонной модели ГЧП является описание наличных потоков. Основные аспекты количественного анализа сводятся к оценке реализации системы принципов с учетом существующих рисков в процессе организации данного взаимодействия. Аналитическая часть такой оценки должна содержать таблицу, отражающую финансовую структуру, с учетом источников финансирования, как определено в эталонной модели ГЧП.

Предложенная Е.А. Малицкой модель финансовых затрат со встроенным механизмом аллокации рисков включает прогнозный расчет четырех показателей: калькуляция затрат; размер налоговых поступлений в бюджет; удерживаемые риски, которые несет государственный сектор; переданные риски. Целью расчета модели финансовых затрат с встроенным механизмом аллокации рисков для государства является выявление показателя экономической жизнеспособности проекта, который определяется как разница между расчетом государства и расчетами частных инвесторов (т.е. является ли тендерная заявка более выгодной в данной модели государственно-частного партнерства, чем при осуществлении работ государственным сектором) [2].

Е.П. Аржаник, Н.В. Чухломин в своих работах уделяют существенное внимание анализу денежных потоков проекта взаимодействия власти и бизнеса, поскольку проекты ГЧП имеют дело с денежными потоками на протяжении долгого срока, и временная стоимость денег зависит и от времени поступления, и от периода расходования средств.

По итогам сущностного анализа методических подходов к оценке эффективности проектов взаимодействия власти и бизнеса можно сделать следующие выводы:

Взаимодействие властных и предпринимательских структур рассматривается с двух сторон: влияние власти на бизнес и бизнеса на власть.

Рассматривая процесс взаимодействия перед властными структурами возникает две основные задачи. Первая это развитие малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо: проанализировать деятельность малого и среднего бизнеса, чтобы выявить перспективные направления развития; организовать инвестирование предприятий малого и среднего бизнеса, что возможно при реализации инвестиционных проектов реального сектора экономики, а также проработать стратегию продвижения товаров, что позволит предпринимателям выйти на мировые ранки, а государству повысить имидж Республики и привлекательность для инвестиций. Все эти организационные мероприятия позволят поддержать и наладить работу предпринимательских структур.

При взаимодействии органов власти и предпринимательских структур возникаю проблемы, которые необходимо решать. Поэтому второй основной задачей государственных органов власти является сформировать такое нормативное поле, которое позволило бы учесть интересы всех сторон.

Влияние органов власти на предпринимательские структуры можно рассмотреть через:

В рамках данной работы будут рассмотрены все существующие модели на основе партнерства. К таким моделям можно отнести: государственно-частное партнерство; социальное партнерство; патронажа; корпоративистскую; ассоциированную.

Согласно проведенному анализу в РФ, лидирующей сферой реализации ГЧП-проектов в 2015 г. являлось ЖКХ – 194 осуществленных проекта. В социальной сфере этот показатель составлял 165 проектов, в энергетической сфере – 163 проекта, в транспортной сфере – 64 проекта. В 2016 г. на разных стадиях реализации находятся 1285 проектов. Из них 505 проектов – в энергетической сфере, 482 проекта – в коммунальной сфере, 203 проекта – в социальной сфере, 95 проектов – в транспортной сфере. Значительный прирост ГЧП-проектов в энергетической сфере объясняется привлечением представителей отечественного и зарубежного бизнеса для строительств энергомоста и транспортного моста в Р. Крым.

Исходя из этого, важность разработки и внедрения ГЧП очевидна. Основными целями государственно-частного партнерства в ДНР являются привлечение в экономику ДНР частных инвестиций, объединение ресурсов и распределение рисков партнеров для реализации инвестиционных проектов и республиканских программ, имеющих важное государственное и общественное значение.

В Донецкой Народной Республики подготовлен законопроект О государственно-частном партнерстве, который в настоящее время находится в стадии доработки. Принятие данного законопроекта позволит создать условия для эффективного взаимодействия государства и бизнеса в ДНР. Это будет способствовать привлечению финансовых ресурсов бизнеса для взаимовыгодного сотрудничества с государством в рамках различных проектов, таких как строительство, реконструкция, модернизация, а также эксплуатация и техническое обслуживание определённого объекта. Рамки данного закона расширены и предусматривают муниципально-частное партнерство. Это позволит и местным администрациям привлекать частных инвесторов для реализации своих проектов в туристическом бизнесе.

Инвесторы, в свою очередь, смогут инвестировать в долгосрочные проекты с фиксированной доходностью под гарантии и обязательства государства. Также положительным моментом является то, что бизнес сможет свободно распоряжаться инвестициями и полученными в результате предусмотренной соглашением деятельности продукцией и доходами.

В рамках законодательного проекта основные задачи государственно-частного и муниципально-частного партнерства заключаются в следующем:

В ДНР среди основных принципов партнерства между властными и предпринимательскими структурами можно выделить:

Изучением форм ГЧП занимались ученые экономисты Я.В. Коженко, П.В. Пашковский [7], А.А. Гатауллина [8], Ю.Л. Петрушевский [9]. В результате анализа этих форм взаимодействия установлено, что для Донецкой Народной Республики наилучший вариант представляет модель государственно-частного партнерства.

Рассматривая государственно-частное партнерство для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, необходимо проанализировать наиболее распространённые формы. К основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления следует отнести [10]:

Взаимодействие любых экономических субъектов основано на принципе баланса интересов. Впервые данный термин относительно взаимодействия властных и предпринимательских структур (далее – ВВПС) был введен И.А. Ангелиной: баланс социально-экономических интересов властных и предпринимательских структур – это система показателей (критериев, параметров), характеризующих соотношение социально-экономических интересов между органами государственной власти и субъектами предпринимательства в ходе утверждения и реализации бюджетных программ, которая определяет условия их сотрудничества и границы взаимодействия.

При этом интересы каждого конкретного субъекта не всегда могут быть реализованы в полной мере. Таким образом, наиболее эффективной считается та система, в которой взаимодействие ее субъектов основано на максимальном удовлетворении и минимальном подчинении и подавлении интересов обеих сторон.

Основными принципами ВВПС, по мнению А.М. Федосеева, являются:

Таким образом, вопросам развития малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание, поскольку малый и средний бизнес рассматривается как одно из ключевых условий обновления страны, экономики, а также как основа для реализации огромного творческого и предпринимательского потенциала населения.

Специфика, содержание и основная роль малых и средний предприятий заключается в активном участии субъектов МСП в формировании конкурентной среды и ликвидации монопольного влияния; формировании активного среднего класса как основы становления гражданского общества, снижении безработицы в целом.

Малое предпринимательство представляет предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами экономики при определенных, установленных законами, критериях, которые и определяют сущность данного понятия. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса разнятся в разных странах.

Усиления регулирующей роли государства актуально, поскольку существующий комплекс мер, программы поддержки малого и среднего предпринимательства не образуют целостной системы в силу разрозненности целей и несогласованности регуляторов.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена.

Ориентировочная дата завершения магистерской работы: июнь 2018 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 454с.
  2. Цыцаковский О.С. Развитие малого предпринимательства в регионе [Электронный ресурс] / О.С. Цыцаковский // Стратегия антикризисного развития в антикризисном управлении экономическими системами: II межд. науч.-практ. конф., Донецк, 14 апр. 2016: тез.докл. / ГОУ ВПО Донец. нац. техн. ун-т. – Донецк : ДонНТУ, 2016.
  3. Банчева А.А. Индивидуальное предпринимательство в системе малого бизнеса / А.А. Банчева // Экономический журнал. – 2015. – №1 (37), С.11–18.
  4. Рославцева Е.А. Концептуальные основы взаимодействия властных и предпринимательских структур / Е.А. Рославцева // Менеджер. Вестник ДонГУУ / Донецк. гос. ун-т упр. – 2016. – № 2 – С. 63–78.
  5. Рославцева Е.А. К вопросу о взаимодействии властных и предпринимательских структур / Е.А. Рославцева // Управление инновациями: теория, методология и практика: международ. науч.-прак. конф., Москва, 31 мая 2016 г. – Москва: Издательство Инфинити, 2016. – С. 10–13.
  6. Ассоциация молодых предпринимателей России [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Москва, сор. 2006–2016. – Режим доступа: http://moldelo.ru/2014/05/15/na-sajte-rossijskoj... – Загл. с экрана.
  7. Федосеев А.М. Основы взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса с органами государственного и регионального регулирования / А.М. Федосеев // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2009. – № 2. – С. 173–176.
  8. Солодова Е.П. Взаимодействие государства и субъектов малого предпринимательства / Е.П. Солодова // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 2. – С. 16–20.
  9. Омельянович Л.А. Развитие финансовой инфраструктуры малого предпринимательства : монография / Л.А. Омельянович, К.В. Богун. – Донецк : [Доннуэт], 2011.
  10. Петрушевский Ю.Л. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в ДНР / Ю.Л. Петрушевский, А.Е. Ревунов // Торговля и рынок : науч. журн. / М-во образования и науки ДНР, ГО ВПО Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского; [ред. кол. Азарян Е. М. и др.]. – Донецк, 2016. – Вып. 2. – С. 84–92.